СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий занятия на тему «Обеспеченная старость возможности пенсионного накопления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия на тему «Обеспеченная старость возможности пенсионного накопления»»

Сценарий занятия на тему «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»

Тема занятия

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Цели занятия

Сформировать понимание источников формирования будущей пенсии гражданина и каким образом уже сегодня можно повлиять на её размер в будущем

Тип занятия

Урок систематизации знаний

Используемые технологии

Кейс-технологии

Оборудование

Кейс по теме занятия (в бумажном варианте), компьютер, мультимедийный проектор, доска

Список литературы и Интернет-ресурсов

Киреев А.П. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразоват. орг.– М.: ВАКО, 2020. – 384 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 10–11 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2020. – 180 с. – (Учимся разумному финансовому поведению);

Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразоват. орг., социально-экономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 176 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).

План занятия

  1. Организационный момент (инициация);

  2. Актуализация знаний и формулирование темы и целей занятия;

  3. Усвоение новых знаний;

  4. Динамическая пауза;

  5. Закрепление материала:

    1. Знакомство с материалами кейса;

    2. Самостоятельная работа старшеклассников над кейсом;

    3. Защита результатов работы;

  6. Окончание занятия, подведение итогов, самооценка.

Ход занятия

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (инициация)

2 мин

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Актуализация знаний и формулирование темы и целей занятия

2 мин

Учитель начинает занятие с постановки практической задачи —определить, кто из героев может потенциально иметь самую высокую пенсию. Учащимся предлагается в порядке возрастания потенциального размера страховой пенсии по старости проранжировать вымышленных будущих пенсионеров (героями задачи не могут быть сами учащиеся, поскольку они не имеют стажа трудовой деятельности).

В рамках обсуждения практической задачи учитель актуализирует вопросы личной ответственности гражданина в пенсионном обеспечении, важности пенсионных накоплений.

Для решения поставленной практической задачи необходимо

остановиться на следующих ключевых вопросах:

1) определить содержание основных категорий: «пенсия», «страховая пенсия по старости», «накопительная пенсия», «страховой стаж»;

2) определить существующие виды пенсий в пенсионной системе России;

3) определить, что оказывает влияние на размер будущей пенсии гражданина.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, цели и задачи занятия

Усвоение новых знаний

15 мин

Для решения практической задачи учитель проводит лекцию беседу в соответствии с содержанием материалов для учащихся. В начале лекции-беседы педагог чётко формулирует учебную задачу: выявить основные факторы, определяющие размер будущей пенсии гражданина как основного источника социального обеспечения в старости. В ходе проведения лекции-беседы учитель, с одной стороны, формулирует основные понятия пенсионного обеспечения, с другой —формирует понимание зависимости размера будущей пенсии от факторов, находящихся в поле воздействия самого гражданина.

Раздает кейсы каждому учащемуся:

  • вы видите, перед собой кейсы на тему «Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой».

Предлагает ознакомиться с содержанием кейса. Зачитывает ситуацию:

«Вам ещё нет и 20 лет. До пенсии по старости далеко – более 45 лет мужчинам и более 40 лет женщинам. Вы пока не знаете, как устроится ваша жизнь, чем вы будете заниматься и какую зарплату будете получать… И уж тем более вы не знаете сегодня, какой будет ваша пенсия».

  • теперь проанализируем ситуацию. Для этого я задам вам вопросы. (Анализ ситуации проходит в форме открытой дискуссии. Задаются заранее подготовленные вопросы.)

Но можно ли начать что-то делать уже сейчас, чтобы к моменту выхода на пенсию рассчитывать на её достойный размер?

Внимательно слушают учителя, анализируют проблемную ситуацию, отвечают на вопросы

Динамическая пауза

1 мин

Включает электронную физкультминутку для глаз

Выполняют физкультминутку для снятия утомления

Закрепление материала

17 мин

Предлагает для закрепления материала выполнить задание из рабочей тетради: № 2.

В течение практического занятия учитель контролирует и проверяет решения, отвечает на вопросы.

Внимательно слушают учителя и выполняют задания

Окончание занятия, подведение итогов, самооценка.


3 мин

В целях рефлексии учитель предлагает учащимся «облако тегов», которые необходимо дополнить. Например, при помощи мультимедийного оборудования можно вывести слайд, где указаны варианты:

а) «сегодня я узнал, что…»;

б) «было трудно…»;

в) «я научился…»;

г) «я смог…»;

д) «меня удивило…».

Каждый учащийся выбирает по 2 предложения и заканчивает их. Подобная рефлексия возможна как в устной, так и в письменной форме.

Оценивают свою работу на уроке, качество усвоения знаний, выполняют методику, предложенную учителем.