Сценарий занятия «Разговоры о важном»
по теме «Если добрый ты…»
Цели: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Ход занятия:
Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
- Ребята, прижмите свои ладошки к сердцу, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о чём-то добром. Кто готов, откройте глаза. Прикоснитесь ладошками к своему соседу, пожелайте друг другу всего самого хорошего. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что собрались здесь добрые сердечные люди.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран.
(Просматривают клип группы Барбариков «Что такое доброта?»)
-Про что это песня? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Правильно, сегодня мы поговорим о добре, потому что сегодня, 5 декабря, наша страна отмечает День волонтера.
3. Основная часть.
- Ребята, вы знаете кто такие волонтеры? Слышали такое слово?(ответы детей)
Да, волонтеры – это люди, которые помогают другим так, не требуя ничего взамен. Они своими ежедневными делами делают наш мир добрее и счастливее.
В России быть волонтером очень почетно. Много знаменитых людей занимаются волонтерской деятельностью. Один из них – Константин Юрьевич Хабенский, российский актер театра и кино, телевидения, народный артист Российской Федерации, художественный руководитель Московского Художественного театра имени Чехова, который сам лично делает много добрых дел.
Константин Хабенский открыл благотворительный фонд помощи тяжело больным детям. И со всей командой старается делать все, чтобы вернуть их к полноценной жизни.
Специально для «Разговоров о важном» ваши сверстники встретились с Константином Юрьевичем и задали ему все интересующие их вопросы про волонтеров. Предлагаю всем вместе послушать ответы Константина Хабенского.
(Демонстрация интервью К.Ю. Хабенского)
- Что такое добро? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.
- Предлагаю и вам попытаться ответить на этот вопрос. Прочитайте, что записано: «Доброта — это ...».
- А я в словаре нашла такое определение доброте:
- «Доброта – это отзывчивость, стремление делать добро другим», «добро» - всё положительное, хорошее, полезное».
- А скажите, что такое отзывчивость?
(Отзывчивость - это способность откликаться на что-либо, готовность помочь другим.)
- Кому нужна доброта? Где живёт доброта? Ребята, какого человека мы можем назвать добрым?
Учащиеся рассказывают стихотворения:
1 чтец: Чернобровкина Дарина
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
(Просмотр видеоролика)
Творческое задание «Дерево Добрых Дел».
- Добрый человек - это человек, который совершает добрые дела.
- Каждый из вас волшебник, который может творить добрые дела.
- Перед вами Дерево Добрых Дел, которое поможет вспомнить о ваших добрых делах. Расскажите о них. (Выслушиваются мнения ребят) (В результате на дереве появится столько сердечек, сколько добрых дел вспомнят дети.)
- Какое дерево вы вырастили?
Игра «Сказочный герой – добрый или злой?»
- Скажите, а где всегда добро побеждает зло? (Дети высказывают свои мнения).
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.
- Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладошки, если злой - закрываете лицо ладошками.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина).
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
- Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает.
- Ребята, а какие слова могут обидеть? (Злые, грубые)
- Давайте подумаем над смыслом пословицы: «Доброе слово лечит, а злое калечит».
- Как вы её понимаете? (Ответы детей)
- От кого вы часто слышите добрые слова? (Ответы детей)
-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами». Почему? (Ответы детей)
- Давайте вспомним «волшебные слова», поиграем в игру.
«Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
- Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
- Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
Минутка отдыха (выполняется стоя)
- Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А сейчас выполним задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
Руки на пояс, пожалуйста.
Наклонитесь вправо.
Наклонитесь влево, пожалуйста.
Поднимите правую руку, пожалуйста.
Поднимите левую руку, пожалуйста.
Помашите руками.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
4. Заключение
- Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку? ( Ответы детей)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
(Читает Мельник Никита)
Рефлексия.
- Что вам запомнилось сегодня больше всего?
- Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим?
- Как вы думаете, пригодится вам в жизни то, о чём мы сегодня беседовали?
- А я хочу вам прочитать маленький стишок:
Хочешь, чтоб тебя любили?
Делай людям ты добро.
Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
Давайте нарисуем на наших солнышках добрую улыбку.
Подведение итогов.
- Ребята, в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение:
Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря, и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь! Поделитесь своей добротой. Даром ни одно доброе дело не пропадёт.
Ребята, понравилось ли вам наше занятие? А теперь повернитесь к своему соседу и скажите ему ласковое, доброе слово. Улыбнитесь ему и посмотрите, как засеял наш класс от ваших улыбок. Повернитесь к гостям и поблагодарите, за то, что они пришли к вам в гости. И я хочу поблагодарить вас также за хорошую работу.
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
(Исполнение песни «Если добрый ты»)
Коробочка с таблетками добра
6