СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий заседания методического объединения воспитателей «Игра как средство воспитания, развития жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий заседания методического объединения воспитателей «Игра как средство воспитания, развития жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

Ноябрь, 2022г.

Сценарий заседания методического объединения воспитателей

в форме круглого стола

«Игра как средство воспитания,

развития жизненных компетенций обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»


Материалы и оборудование:

  • Стол регистрации (отв. лицо, список педагогов)

  • Презентация к сценарию семинара

  • Презентации сообщений

  • Презентации видеофрагментов воспитательных занятий

  • «Мешочек с сюрпризом» (аффирмации)

  • Карточки красного и желтого цвета с понятиями и определениями

  • Листы с педагогическими ситуациями

  • Листы, ручки

Титульный слайд (тема круглого стола)

До начала работы круглого стола участники подходят к стенду с методической литературой, педагог-библиотекарь знакомит интересующихся с новинками, которые можно использовать в учебно-воспитательном процессе.

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этой аудитории на заседании методического объединения воспитателей.

Сегодня впервые проводится заседание в форме круглого стола, посвященное актуальным вопросам в воспитании детей с умственной отсталостью.

Слово для приветствия предоставляется директору школы Бабушкину Д.В.

(Приветственное слово директора)


Ведущий 2: Чтобы нам с вами настроиться на продуктивную работу и снять эмоциональное напряжение, я хотела бы провести игру «Мешочек с сюрпризом». Я попрошу всех достать из моего «волшебного» мешочка сюрприз. Прочитайте свое высказывание! (Участники по очереди достают аффирмации и зачитывают)

Ведущий 1: Такие положительные высказывания называются аффирмации – это позитивные утверждения в виде коротких фраз. Их используют, чтобы создать правильный психологический настрой, изменить отношение к собственной установке. Сохраните их до конца нашего мероприятия, они нам еще пригодятся.

Я желаю вам, коллеги, чтобы сегодня вы с пользой провели это время и пополнили свои методические копилки хорошими идеями.

Ведущий 2: Для начала освежим в памяти основные понятия.

Перед вами карточки красного и желтого цвета. На красных карточках даны определения понятий, на желтых – само понятие. Ваша задача - правильно соотнести определение с понятием.

Итак, давайте прочитаем определение под номером 1. Это определение для какого понятия? (таким образом, раскрываются все 3 понятия):

- жизненные компетенции 1. навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования в обыденной жизни.

- игровые технологии – 2. обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

- обучающийся с ОВЗ – 3. физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Ведущий 1: Формирование жизненных компетенций является главным приоритетом для обучающихся с нарушением интеллекта, т. к. для ребёнка с УО важно не только овладение академическими знаниями, умениями и навыками, но и развитие жизненного опыта, возможности стать активным и независимым в реальной каждодневной жизни.

Ведущий 2: (слайд - тема круглого стола)

Сегодня мы рассмотрим, как с помощью игровых методов и приемов можно способствовать формированию социальных (жизненных) компетенций, для того чтобы ребенок с умственной отсталостью, выпускник нашей школы, смог действовать максимально самостоятельно в любой жизненной ситуации.

(слайд – цель)

Цель заседания – повышение профессионального мастерства педагогов по использованию игровых технологий для формирования жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

(слайд – задачи)

Задачи:

1. Систематизировать знания педагогов по теме формирования жизненных компетенций.

2. Определить пути совершенствования в организации игровой деятельности.

3. Формировать способность логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединёнными одной задачей.

Ведущий 1: В ходе работы круглого стола мы с вами прослушаем сообщение воспитателя Гасановой Э.Р. Это будет теоретическая часть. В практической части мы посмотрим и обсудим видеофрагменты воспитательных занятий, где используются различные игровые технологии для развития жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, а также вам будут предложены для решения несколько педагогических ситуаций.

Ведущий 2: Предлагаем вашему вниманию теоретическую часть круглого стола. С сообщением "Игра как средство воспитания, развития жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" выступит воспитатель Гасанова Э.Р.

(Сообщение)

  • У кого будут вопросы по теме сообщения?

(слайд - тема круглого стола)

Вопросы к слушателям:

Ведущий 2: Скажите, пожалуйста, какие виды педагогических игр успешно применяют для воспитания и развития жизненных компетенций (дидактические, воспитывающие, развивающие, социализирующие)?

Ведущий 1: Итак, подведём итог нашей теоретической части.

Игра - является одним из ведущих видов деятельности детей с умственной отсталостью школьного возраста, которая влияет на всестороннее развитие ребёнка.

Использование различных видов игр и игровых ситуаций на занятиях ведет к активизации познавательной деятельности школьников, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, развивает образное и логическое мышление, формирует личностные качества, развивает социальные (жизненные компетенции) обучающихся.

Ведущий 2: Переходим к практической части нашего круглого стола.

В качестве разминки поиграем в игру «Докажи очевидное»: мы будем зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности, например: Игра для ребенка – это радость и удовольствие.

Ведущий 1: Действительно, все дети в нашей школе любят играть и готовы это делать каждую минуту: на уроках, занятиях, на переменах. Я бы даже сказала, что это их образ жизни. Без игры они бы не были детьми.

Ведущий 2: Игра облегчает адаптационный период.

Ведущий 1: Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.

Ведущий 2: Игра – окно в мир взрослой жизни.

Ведущий 1: Игра способствует развитию речи.

Ведущий 2: Может быть, кто-то предложит и озвучит свой вариант утверждения?

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

Ведущий 1: Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, академик С.Л. Рубинштейн говорил об игре: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».

Ведущий 2: Прежде чем продолжить практическую часть, немного отдохнем. Ольга Викторовна проведет с нами разминку.


Разминка с психологом


Ведущий 2: Какие же виды игры мы используем на занятиях и с какой целью? Об этом пойдет речь в следующих выступлениях коллег. Они представят вашему вниманию видеофрагменты воспитательных занятий и прокомментируют ситуации. Если у вас, уважаемые коллеги, будут вопросы, задавайте, выступающие с радостью на них ответят.

Итак, слово предоставляется Верхотуровой А.В.

(Просмотр и обсуждение видеофрагмента)

Ведущий 1: Калабина Татьяна Сергеевна также представит вашему вниманию сюжетно-ролевую игру «Больница», в которой участвуют воспитанники 2а-3а классов. Цель проведения игры: обучение навыкам поведения и общения в больнице. Ребята с удовольствием играют свои социальные роли, тренируют коммуникативные навыки, пытаются создать реальную ситуацию, с которой люди сталкиваются в обыденной жизни.

(Просмотр и обсуждение видеофрагмента)

Ведущий 2: Свой опыт работы представляет Немкова И.А.

(Просмотр и обсуждение видеофрагмента)

Ведущий 1: Слово предоставляется Болдыревой Л.А.

(Просмотр и обсуждение видеофрагмента)

Ведущий 2: Сейчас слово предоставляется Замираловой Т.В.

(Просмотр и обсуждение презентации)


Ведущий 2: (слайды с фотографиями воспитателей) Как мы видим, коллеги в своей работе используют различные игровые методы и приемы, что однозначно помогает воспитанникам становиться активными и независимыми в реальной каждодневной жизни.  В сюжетно-ролевых играх обучающиеся усваивают правила поведения в обществе, знакомятся с профессиями, учатся вести себя в общественных местах, пользоваться услугами различных предприятий и учреждений, совершенствуют свои коммуникативные навыки. Дидактические игры способствуют активизации речевого мышления детей с ОВЗ, формированию психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях и доставляют эмоциональную радость детям. Воспитывающие игры направлены на воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности. Развивающие игры помогают развивать внимание, память, речь, умение сравнивать, сопоставлять, развивать мотивацию к учебной деятельности.

Все это имеет большое значение для успешной адаптации обучающихся с ОВЗ к различным условиям жизни.

Ведущий 1: Продолжаем практическую часть круглого стола. Предлагаю вам проявить свой опыт, талант организатора и решить 2 педагогические ситуации (время для обсуждения 2-3 минуты):

Педагогические ситуации (напечатанные на листах бумаги раздаются группам для решения).

Ситуация 1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в «Морское путешествие».

- Чур, я капитан корабля, - говорит Ваня.

- Ты вчера был капитаном. Ты каждый день капитан, - возразили Маша и Кирилл.

Вопросы:

1) Как педагогу разрешить данную ситуацию?

2) Какое правило можно придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?

Ситуация 2. Максим быстро взял себе игрушки для игры «в космическое путешествие»: пульт управления, командирский шлем, планшет с картой, космическое питание, солнечные батареи для перезарядки двигателей.

- А нам чем играть? Раз всё взял, то сам и играй. Не будем с тобой играть, - сказали ребята.

Вопросы:

1) Как поступить педагогу в данной ситуации?

2) Какую работу можно провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?

Ведущий 1: Спасибо, дорогие коллеги, за такое интересное и необычное решение педагогических задач. Это еще раз доказывает, что у нас в коллективе работают творческие, опытные, всегда готовые к самостоятельному разрешению любых ситуаций педагоги.

Ведущий 2: Подходит к концу наше заседание. Сейчас мы с вами подведем итоги и сделаем выводы.

Формирование жизненной компетенции у обучающихся с ОВЗ это длительный процесс. Успешность этой работы зависит от того, какие методы в своей работе применяют педагоги. Как показывает опыт, представленный нашими коллегами, использование игровых методов и приемов в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ способствует развитию их жизненных компетенций, более успешной адаптации к условиям реальной жизни.

Ведущий 1: Игра – важное средство самовыражения детей, проба сил, социально- педагогическая форма детской жизни. В игре обучающийся учится управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью.

Ведущий 2: Закончить работу круглого стола хочется словами великого советского педагога Ш.А. Амонашвили: «Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».


Рефлексия.


Ведущий 1: Уважаемые коллеги! В начале работы круглого стола вы доставали из волшебного мешочка и зачитывали аффирмации. Все эти высказывания были короткими и положительными. Сейчас я попрошу вас написать на их обратной стороне такие же подобные высказывания, отражающие ваше мировоззрение, или свои пожелания, впечатления от круглого стола. (Заслушиваем несколько человек)


Хотелось бы поблагодарить всех участников круглого стола за предоставленные материалы, активное участие и сотрудничество!