СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий заседания родительского клуба "Всегда вместе" "Открываем секреты родного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий заседания родительского клуба "Всегда вместе" "Открываем секреты родного языка"»

Сценарий заседания клуба «Всегда вместе»

«Открываем секреты родного языка»

Скоморох. Все! Все! Все!

Заседание клуба начинаем, гостей приглашаем!

Спешите! Спешите!

Торопитесь занять лучшие места!

Сам не займёшь – соседу достанется!

Приходите все без стеснения!

Предъявите хорошее настроение!

Спешите скорей, спешите скорей!

Нет клуба нашего мудрей!

Ведущий: В давние времена на Руси зазывали народ на ярмарки и гулянья, на народные праздники.

Танец «Субатеи»

А кто знает, как называли зазывающих на праздники? (скоморох, балагур, паяц, потешник).

1.Представление команд и девиз.

2. Многие слова сейчас редко встречаются в нашей жизни. Ушли события и исчезли слова. Вернёмся в старину и определим значение слов, которые исчезли из нашей речи. Найти устаревшие слова, объяснить их значение.

( На столах у каждой команды стихи)

А)

Б)

в) « Перед нею усердные слуги;

Она бьёт их, за чупрун таскает.»

«Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слово молвить».

«И пошёл на край долины

У моря искать дичины»

г) Тогда неслышными шагами

Она поближе подощла;

Княжне воздушными перстами

Златую косу заплела.

С искусством, в наши дни не новым,

И обвила венцом перловым

Окружность бледного чела.

д) - Олег усмехнулся, однако чело и взор омрачилися думой.

- Меч острый на бедре сияет,

Копьё десницу вооружает.

- Надвинут на чело шелом,

И гибкий стан покрыт щитом.

е) Стоит стар старичок

Среди рати одинок –

В сером сюртучке, в белом колпачке.

У избы он побывал – всё окно разрисовал,

У реки погостил – во всю реку мост мостил.

ж) Дышал от уст её и щёк,

И мрак очей был так глубок…

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем…

з) – Что значит, дедушка, «лакей»? –

Спросил один из малышей.

- А что такое «камергер»? –

Спросил постарше пионер.

- Лакей господским был слугой,

А камергер - вельможей.

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же.

У нихразличье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй – в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С «Владимиром» на шее.

3. Заменить устаревшие слова словами современного языка.



«Однажды утром я открыл свои очи и молвил: «Надо вставать». Почесал чело и сел. Надел домашние тапочки на свои ноги и пошел к рукомойнику мыть свой лик. Я взял мыло десницей, потом переложил его в шуйцу. Так я намылил руки и стал натирать ланиты, но мыльная пена попала мне на уста. Мыло оказалось горьким и невкусным, хотя оно со вкусом клубники. После я переоделся и принялся за яства. Я быстро набил чрево и побежал гулять».

(десница – правая рука; шуйца – левая рука; ланиты – щёки; чрево – живот и т.д.)

Скоморох. Они пришли издалека,

И ты созвучью их доверься

И знай: ланиты, око, перси,

Не груди, глаз или щека.

Слеза сбегает по щеке,

А слёзы льются по ланитам…

Повторов нету в языке.

Да жаль, оттенки позабыты.

У них особый смысл и суть,

Своё особое значенье.

Мы лишь в высокие мгновенья

На них дерзаем посягнуть.

3. Аукцион пословиц.

- Давным–давно, когда на Руси не было письменности, люди общались из уст в уста. В речи широко использовались пословицы, поговорки, потешки и т.д. Пословицы, поговорки и народ всегда были неразлучны. Они жили в устном народном творчестве, передавались из поколения в поколение и несли в себе ценную информацию. Чаще всего рождались они в быту из наблюдений за природой, из верований, повседневного труда. Прошли годы… Но они актуальны и сегодня.

А) Прочитайте пословицы, приведите ситуацию, в которой можно использовать данную пословицу.

- Язык до Киева доведёт.

- Язык без костей.

- Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Б) Собери пословицу:

- Язык мой – враг мой.

- Хорошую речь хорошо и слушать. Красную речь красно и слушать.

- На языке медок, а на сердце ледок.

- Не спеши языком, торопись делом.

- Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.

-  Мал язык, да всем телом владеет.

- Язык поит и кормит, и спину порет.



4. Встреча со сказкой. Волшебный сундучок.

А) ) У бабушки сейф,

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной, а дубовый.

Он скромно стоит у неё в уголочке,

В нём бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек, и пенсию даже.

Но только не дверца,

А крышка на нём.

Тяжёлая очень с висячим замком.



Б)

Магические свойства веретена.

  • У славян использовалось для защиты от демонов, его клали в колыбель ребёнка.

  • С его помощью вызывали дождь, окуная его в воду.

  • Сажая курицу на яйца, хозяйка мешала их веретеном, чтобы было больше курочек и меньше петушков.

  • Применяли веретено в лечебной магии.

  • Девушки крутили веретено, чтобы парни также кружились вокруг них.

В)

Г)

Д)

Е) Полотенце у восточных славян обычно с вышитым или тканым узором, которые якобы защищали от враждебных сил, сглаза и порчи.

Ж) Только её развернёшь – сразу про голод забудешь.

Яства такие найдёшь,

Что в магазине не купишь!

Можно её не стирать!

Поел и сворачивай сразу.

Где бы её нам достать

Волшебники ткут по заказу!

З) Предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Также его исрользовали в качестве музыкального инструмента. (рубель)

Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок. Давайте извлечём уроки из старых, добрых сказок.

Д/З Инсценирование сказки.





5. Фразеологизмы.

Красивая правильная речь – достоинство каждого человека. Особенно обогащают её меткие образные выражения.

1.А) Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них в народе говорят:

«Водой …»

Б) Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, …

Ребята слушать их не станут:

От этой песни…..

В)Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь … .

Г)У маленького Паши
Ботинки просят

Д) Ежата – детки хоть куда!
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их всегда
В ежовых…











2. По иллюстрациям угадать фразеологизм.



(Козёл отпущения –о человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок)



Слышно как муха пролетит – о полной тишине.



Яблоку негде упасть – об очень большой тесноте в помещении.

Рубашка – об удачливом счастливом человеке.

Стрела – о том, кто очень быстро бежит.

Рак – так говорят о том, кто покраснел от сильного волнения или смущения.(красный как рак)

Соловей – говорить о чём – либо с жаром, увлечением, красноречиво.(заливаться соловьём)





Язык – говорить зря, заниматься болтовнёй, пустословить.(чесать язык)

Нос – потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным (остаться с носом)

Калоши – оказаться в глупом положении, потерпеть неудачу.

3.Прочитайте отрывки из произведений. Найди фразеологизмы, подчеркни (задания на карточках).

Родной язык. Он впитан с молоком.

Звучит как музыка, нам сердце услаждая.

В Международный день родного языка

На языке родном тебе мы пожелаем:

Люби язык, храни на день и на века!

Не забывай мелодию родного языка!

- Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, подарок для творческих и эрудированных, артистичных и дружных семей клуба «Всегда вместе» и гостей нашего клуба.

Танец «Морячка»

Награждение грамотами.

Скоморох.

На сегодня завершаем,
На следующее заседание приглашаем!

Как всегда все молодцы, молодцы и удальцы!

От души всех поздравляем,

Леденцами угощаем!