Структура и ход урока « Видоизменения побегов»
Цель: познакомить обучающихся с особенностями строения и функциями выполняемых видоизменёнными побегами,
о растениях, имеющих корневища, клубни, луковицы.
Задачи урока:
Обучающие:
1) установить общие черты в строении надземных и подземных побегов;
2)познакомить с видоизменёнными побегами и их функциями;
Развивающие:
3)развивать умения определять органы растения, работать с интерактивной доской;
4)выделить биологическую и хозяйственную роль видоизменённых побегов.
5)развитие коммуникативных умений;
6)формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.
Воспитательные:
7)воспитывать любовь к родной природе
Межпредметные умения:
Структуризировать материал, работать с различными источниками, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обнаруживать причинно-следственные связи.
Предметные:
Описывать строение и функции, выделять признаки.
Личностные:
Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растительных объектов.
Тип урока: Введение нового материала.
Формирование УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)
Оборудование:
Клубни картофеля, луковицы репчатого лука, комнатные купена, майник, хохлатка. Таблица «Видоизменённые побеги», презентация, тест, интерактивная доска.
Формы работы: индивидуальная и групповая
Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемные.
Ход урока:
Этап урока | Содержание учебного материала | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности обучающихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный момент | | Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу. | Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. |
2.Проверка домашнего задания
Физкультминутка. | Мы продолжаем изучать вегетативные органы цветкового растения, вспомним строение побега. На столах лежат листочки с текстом: Уважаемые друзья! Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям: 1. Побег состоит из стебля и листьев. 2.Корень и побег – вегетативные органы растения. 3. Почка – это зачаточный побег. 4.Почки расположены в центре междоузлий. 5. Листья бывают боковыми и придаточными. 6.Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды. 7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия. 8. В центре стебля располагается древесина. 9 Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину. 10. Окучивание способствует ветвлению стебля. Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах. С уважением барон Мюнхаузен. На доске таймер, время работы- 5 минут, по сигналу заканчивают работу, на доске слайд с правильными ответами, самопроверка, самооценка. Верные ответы: 2, 3, 6, 7, 9.
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья Делаем мы упражненье: Руки вверх и руки вниз, На носочках поднялись. То присели, то нагнулись И опять же улыбнулись. | Устный опрос Работа на интерактивной доске.
1. Биологический диктант. | Ученик на интерактивной доске рисует побег, указывает части надземного побега, класс даёт определения
Работа с текстом
3.Индивидуальные задания. Карточка 1-По гербарию определить типы листорасположения. Карточка 2-По гербарию определить типы жилкования. Карточка 3-По гербарию определить класс растений.
Обучающиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
3. Изучение нового материала. | На доске записано. У крапивы, пырея, ландыша – корневище. У картофеля, хохлатки, топинамбура - клубень. У лука репчатого, тюльпана, лилии - луковица. -Что же такое корневище, клубень, луковица?
Для того чтобы ответить на вопрос, нам нужно создать три исследовательские лаборатории, которые будут решать поставленные перед ними проблемы. 1 лаборатория - «Корневище», 2 лаборатория – «Клубень», 3 лаборатория- «Луковица», Лаборатории получают задания и раздаточный материал: проросшие клубни картофеля, проросшие и разрезанные луковицы репчатого лука, корневище сансевьеры и информационные листы. (Приложение5) (Выяснить, знают ли учащиеся, как используются растением образующиеся в листьях органические вещества. Выслушав ответы, продемонстрировать проросшие клубни картофеля и луковицы лука.) Вопросы классу: - Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луковиц? Что представляют собой клубни и луковицы? | Выдвигает проблему, сообщает тему урока | Записывают тему урока в тетради. Обучающиеся выполняют по группам лабораторные работы. Лабораторная работа «Строение клубня» (с. 122-123 учебника) В процессе работы выяснить особенности строения клубня, доказать, что клубень - подземный побег. Сделать поперечный разрез клубня и показать на нем пробковый слой, луб, древесину, сердцевину. На доске по таблице показать клубень, основание и верхушку, глазки - видоизмененные почки. Презентовать итоги работы Лабораторная работа «Строение луковицы» (с. 123 учебника ) В ходе обсуждении в группе, изучив особенности строения, приходят к выводу, что луковица - это видоизмененный подземный побег. -Рассмотреть чешуи наружного слоя луковицы и определить, какое они имеют значение. - Разрезать луковицу вдоль. Определить, где находится донце. -Найти верхушечную и боковые почки. Вопросы; - От какой части луковицы отрастают корни? - Как называют такие корни? -Что общего у луковицы с побегом? Рассказать, что в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и придающие горький вкус этим растениям. Вопрос:- Как человек использует лук и чеснок? Лабораторная работа «Строение корневища» -Рассмотреть корневище (таблица, гербарий, живой объект) и сравнить со строением надземных побегов. - Найти на корневищах чешуи и почки. - Выяснить, какие корни развиваются на корневищах. -Презентовать результаты своей работы. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
|
4. Закрепление изученного материала. | 1. Загадки. 1) Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил ... (лук.) 2) Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет ... (картошка.) 3) Кто, ребята, не знаком с белозубым ... (чесноком.) 4) С перьями, да не птица, в чешуе, да не рыба. (Лук.) 5) У лысого Егорки Есть глазки и бровки, Глаза чуть-чуть раскосы, А брови - безволосы. (Клубень картофеля.) 6) Десять бочек туго Вставлены друг в друга, И только дно У них одно. (Луковица, общее дно -укороченный стебель.) 7) В земле веревочка, А в ней - кладовочка. (Корневища лекарственных растений -пырея, ландыша,, солодки.) 2. Тренажёр, 10 вопросов (фронтально, 1 ученик у доски)
| Учитель читает загадки | Устные ответы обучающихся
фронтально, 1 ученик у доски | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя Познавательные УУД: Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное |
5. Домашнее задание: | § 27; упр.90, 91,92, стр.39- 40. | | Записывают задание себе на дом. | |
Рефлексия. Итоги урока: мы сегодня узнал о функциях выполняемых видоизменёнными побегами,
о растениях, имеющих корневища, клубни, луковицы, установили общие черты в строении надземных и подземных побегов.
Приложение 1
Клубень картофеля - это не плод!
Он на подземном столоне растёт.
Вот кора и древесина,
Камбий, в центре - сердцевина.
На толстом стебле есть глазки,
Из них появятся ростки.
На свету он зеленеет,
И семян он не имеет.
Так запомни же навек
Клубень – это сам побег!
Приложение 2. Чем отличается корневище от корня?
Корень будто бы повис
И растёт верхушкой вниз.
Корневище же, детально,
Растёт в земле горизонтально.
Хоть корневищу много лет,
Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,
Чешуйки – листочки.
Не прожить ему, поверь,
Без придаточных корней.
Корневище, без сомненья,
Служит для возобновления.
Приложение 3
Её носили как талисман на груди средневековые рыцари, так как считалось, что она отведёт от воина удар мечом или пущенную стрелу. Философы древности, разрезая её поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной – то есть она была наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ей приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже её запах предохраняет от заболеваний.
На Великой пирамиде в Гизе лук и чеснок упоминаются как овощи для питания царей в загробном мире. В Древней Греции крупные луковицы приносили в дар пифиям в храме Аполлона, а также дарили новобрачным. Афинский полководец Ификрат в качестве почетного свадебного подарка получил бочку лука. Римляне ценили лук как средство, восстанавливающее силу и энергию у воинов, а также для того, чтобы отгонять демонов и лемуров. В Индии лук выращивали также с глубокой древности, но пользовались им только как лекарством, а из-за резкого запаха в пищу не употребляли.
Приложение 4. Что такое луковица?
На стебле укороченном
С названьем звонким – донце
Чешуи-листья сочные
Одеты в позолоту.
В сочных листьях сахар есть.
Фитонцидов здесь не счесть.
Если будут фитонциды
В нашей комнате летать,
То про насморк и простуду
Можно смело забывать.
Приложение 5
Задания для лаборатории «Корневище»
1. Прочитайте первый абзац на странице 122 и рассмотрите рисунок 93.
2. На рисунке информационного листа обозначьте все части корневища.
3. Ответьте на вопрос: что такое корневище?
4. Расскажите классу о результатах исследования.
Задания для лаборатории «Клубень»
1. Прочитайте информацию о клубне на странице 122-123.
2. Рассмотрите рисунок 94.
3. Найдите на клубне картофеля все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.
4Ответьте на вопрос: что такое клубень?
5. Расскажите классу о результатах исследования.
Задания для лаборатории «Луковица»
1. Прочитайте информацию о луковице на странице 123-124.
2. Рассмотрите рисунок 96.
3. Найдите на луковице репчатого лука все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.
4. Ответьте на вопрос: что такое луковица?
5. . Расскажите классу о результатах исследования.
Приложение 6
Знание биологии растений помогает человеку во многих сферах его деятельности. В частности, знание особенностей корневищных растений облегчает борьбу с сорняками. Пырей древние греки называли «агропирон» - «огонь полей». На I м2: это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эффективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.
Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует как сырье для получения лекарственных препаратов.
Так, в корневищах солодки накапливаются флавоноиды, которые отличаются широким спектром фармакологического воздействия. Они обладают желчегонным, бактерицидным, спазмолитическим, кардиотоническим действием. У флавоноидов выявлены также противораковое, радиозащитное и противолучевое свойства; они связывают и выводят из организма радионуклиды.
Таннины. или дубильные вещества, накапливаются в корневищах многолетних травянистых растений. В медицине они используются в качестве вяжущих средств, что основано на их способности связывать белки. Образующаяся на слизистых оболочках пленка препятствует дальнейшему развитию воспаления. Таннины образуют нерастворимые соединения с солями тяжелых металлов и алкалоидов, поэтому ещё в средние века их употребляли как универсальное противоядие.