СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока биологии (ФГОС ООО) "Видоизменение побегов"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Побег является одним из главных вегетативных органов высших растений.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока биологии (ФГОС ООО) "Видоизменение побегов"»



Структура и ход урока « Видоизменения побегов»

Цель: познакомить обучающихся с особенностями строения и функциями выполняемых видоизменёнными побегами,

о растениях, имеющих корневища, клубни, луковицы.

Задачи урока:

Обучающие:

1) установить общие черты в строении надземных и подземных побегов;

2)познакомить с видоизменёнными побегами и их функциями;

Развивающие:

3)развивать умения определять органы растения, работать с интерактивной доской;

4)выделить биологическую и хозяйственную роль видоизменённых побегов.

5)развитие коммуникативных умений;

6)формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать.

Воспитательные:

7)воспитывать любовь к родной природе



Межпредметные умения:

Структуризировать материал, работать с различными источниками, преобразовывать информацию из одной формы в другую, обнаруживать причинно-следственные связи.

Предметные:

Описывать строение и функции, выделять признаки.

Личностные:

Сформированность познавательных интересов, направленных на изучение растительных объектов.

Тип урока: Введение нового материала.

Формирование УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

Оборудование:

Клубни картофеля, луковицы репчатого лука, комнатные купена, майник, хохлатка. Таблица «Видоизменённые побеги», презентация, тест, интерактивная доска.

Формы работы: индивидуальная и групповая

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проблемные.



Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и виды деятельности обучающихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент


Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

2.Проверка домашнего задания















































































Физкультминутка.

Мы продолжаем изучать вегетативные органы цветкового растения, вспомним строение побега.

На столах лежат листочки с текстом:

Уважаемые друзья!

Изучая биологию, я пришёл к следующим умозаключениям:

1. Побег состоит из стебля и листьев.

2.Корень и побег – вегетативные органы растения.

3. Почка – это зачаточный побег.

4.Почки расположены в центре междоузлий.

5. Листья бывают боковыми и придаточными.

6.Функции листьев: фотосинтез, дыхание и испарение воды.

7. Стебель растёт в толщину за счёт деления клеток камбия.

8. В центре стебля располагается древесина.

9 Верхушечная почка осуществляет рост побега в длину.

10. Окучивание способствует ветвлению стебля.

Думаю, что вы не сомневаетесь в этих научных данных. Если же вы не согласны, то убедите меня в ваших доводах. С уважением барон Мюнхаузен.

На доске таймер, время работы- 5 минут, по сигналу заканчивают работу, на доске слайд с правильными ответами, самопроверка, самооценка.

Верные ответы: 2, 3, 6, 7, 9.





Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись, улыбнулись, потянулись.

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненье:

Руки вверх и руки вниз,

На носочках поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

Устный опрос

Работа на интерактивной доске.





1. Биологический диктант.

Ученик на интерактивной доске рисует побег, указывает части надземного побега, класс даёт определения





Работа с текстом

























































































3.Индивидуальные задания.

Карточка 1-По гербарию определить типы листорасположения.

Карточка 2-По гербарию определить типы жилкования.

Карточка 3-По гербарию определить класс растений.



Обучающиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.



Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Изучение нового материала.


На доске записано. У крапивы, пырея, ландыша – корневище.

У картофеля, хохлатки, топинамбура - клубень.

У лука репчатого, тюльпана, лилии - луковица.

-Что же такое корневище, клубень, луковица?



Для того чтобы ответить на вопрос, нам нужно создать три исследовательские лаборатории, которые будут решать поставленные перед ними проблемы.

1 лаборатория - «Корневище»,

2 лаборатория – «Клубень»,

3 лаборатория- «Луковица»,

Лаборатории получают задания и раздаточный материал: проросшие клубни картофеля, проросшие и разрезанные луковицы репчатого лука, корневище сансевьеры и информационные листы. (Приложение5)

(Выяснить, знают ли учащиеся, как используются растением образую­щиеся в листьях органические вещества. Выслушав ответы, продемонстриро­вать проросшие клубни картофеля и луковицы лука.)

Вопросы классу:

- Из чего развились проростки на клубнях и на чешуях луко­виц? Что представляют собой клубни и луковицы?


Выдвигает проблему, сообщает тему урока

Записывают тему урока в тетради.

Обучающиеся выполняют по группам лабораторные работы. Лабораторная работа «Строение клубня» (с. 122-123 учебника)

В процессе работы выяснить особенности строения клубня, доказать,

что клубень - подземный побег.

Сделать поперечный разрез клубня и показать на нем пробковый слой, луб, древесину, сердцевину.

На доске по таблице показать клубень, основание и верхушку, глазки - видоизмененные почки. Презентовать итоги работы

Лабораторная работа «Строение луковицы» (с. 123 учебника )

В ходе обсуждении в группе, изучив особенности строения, приходят к выводу, что луковица - это видоизмененный подземный побег.

-Рассмотреть чешуи наружного слоя луковицы и определить, какое они имеют значение.

- Разрезать луковицу вдоль. Определить, где находит­ся донце.

-Найти верхушечную и боковые почки.

Вопросы;

- От какой части луковицы отрастают корни?

- Как называют та­кие корни?

-Что общего у луковицы с побегом?

Рассказать, что в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и при­дающие горький вкус этим растениям.

Вопрос:- Как человек использует лук и чеснок?

Лабораторная работа «Строение корневища»

-Рассмотреть корневище (таблица, гербарий, живой объект) и сравнить со строением надземных побегов.

- Найти на корневищах чешуи и почки.

- Выяснить, какие корни развиваются на корневищах.

-Презентовать результаты своей работы.


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.






4. Закрепление изученного материала.


1. Загадки.

1) Захотелось плакать вдруг, слезы лить заставил ... (лук.)

2) Под кустом копнёшь немножко, выглянет на свет ... (кар­тошка.)

3) Кто, ребята, не знаком с белозубым ... (чесноком.)

4) С перьями, да не птица, в чешуе, да не рыба. (Лук.)

5) У лысого Егорки

Есть глазки и бровки,

Глаза чуть-чуть раскосы,

А брови - безволосы. (Клубень картофеля.)

6) Десять бочек туго

Вставлены друг в друга,

И только дно

У них одно. (Луковица, общее дно -укороченный стебель.)

7) В земле веревочка,

А в ней - кладовочка. (Корневища лекарственных растений -пырея, ландыша,, солодки.)

2. Тренажёр, 10 вопросов (фронтально, 1 ученик у доски)




Учитель читает загадки

Устные ответы обучающихся









































фронтально, 1 ученик у доски


Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД:

Умения воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Познавательные УУД:

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

5. Домашнее задание:

§ 27; упр.90, 91,92, стр.39- 40.



Записывают задание себе на дом.


Рефлексия. Итоги урока: мы сегодня узнал о функциях выполняемых видоизменёнными побегами,

о растениях, имеющих корневища, клубни, луковицы, установили общие черты в строении надземных и подземных побегов.

Приложение 1

Клубень картофеля - это не плод!

Он на подземном столоне растёт.

Вот кора и древесина,

Камбий, в центре - сердцевина.

На толстом стебле есть глазки,

Из них появятся ростки.

На свету он зеленеет,

И семян он не имеет.

Так запомни же навек

Клубень – это сам побег!





Приложение 2. Чем отличается корневище от корня?

Корень будто бы повис

И растёт верхушкой вниз.

Корневище же, детально,

Растёт в земле горизонтально.

Хоть корневищу много лет,

Запомни – чехлика там нет.
В наличии здесь почки,

Чешуйки – листочки.

Не прожить ему, поверь,

Без придаточных корней.

Корневище, без сомненья,

Служит для возобновления.







Приложение 3

Её носили как талисман на груди средневековые рыцари, так как считалось, что она отведёт от воина удар мечом или пущенную стрелу. Философы древности, разрезая её поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной – то есть она была наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ей приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже её запах предохраняет от заболеваний.



На Великой пирамиде в Гизе лук и чеснок упоминаются как овощи для пита­ния царей в загробном мире. В Древней Греции крупные луковицы приноси­ли в дар пифиям в храме Аполлона, а также дарили новобрачным. Афинский полководец Ификрат в качестве почетного свадебного подарка получил боч­ку лука. Римляне ценили лук как средство, восстанавливающее силу и энер­гию у воинов, а также для того, чтобы отгонять демонов и лемуров. В Индии лук выращивали также с глубокой древности, но пользовались им только как лекарством, а из-за резкого запаха в пищу не употребляли.





Приложение 4. Что такое луковица?

На стебле укороченном

С названьем звонким – донце

Чешуи-листья сочные

Одеты в позолоту.

В сочных листьях сахар есть.

Фитонцидов здесь не счесть.

Если будут фитонциды

В нашей комнате летать,

То про насморк и простуду

Можно смело забывать.



Приложение 5

Задания для лаборатории «Корневище»

1. Прочитайте первый абзац на странице 122 и рассмотрите рисунок 93.

2. На рисунке информационного листа обозначьте все части корневища.

3. Ответьте на вопрос: что такое корневище?

4. Расскажите классу о результатах исследования.

Задания для лаборатории «Клубень»

1. Прочитайте информацию о клубне на странице 122-123.

2. Рассмотрите рисунок 94.

3. Найдите на клубне картофеля все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.

4Ответьте на вопрос: что такое клубень?

5. Расскажите классу о результатах исследования.

Задания для лаборатории «Луковица»

1. Прочитайте информацию о луковице на странице 123-124.

2. Рассмотрите рисунок 96.

3. Найдите на луковице репчатого лука все части, обозначьте их на рисунке информационного листа.

4. Ответьте на вопрос: что такое луковица?

5. . Расскажите классу о результатах исследования.







Приложение 6

Знание биологии растений помогает человеку во многих сферах его деятельности. В частности, знание особенностей корневищных растений облегчает борьбу с сорняками. Пырей древние греки назы­вали «агропирон» - «огонь полей». На I м2: это растение может дать корневищ общей длиной 500 м, с 25 тыс. почек. Единственный эф­фективный способ борьбы с ним - удаление корневищ.

Корневища многих растений накапливают вещества, которые че­ловек использует как сырье для получения лекарственных препаратов.

Так, в корневищах солодки накапливаются флавоноиды, которые отличаются широким спектром фармакологического воздействия. Они обладают желчегонным, бактерицидным, спазмолитическим, кардиотоническим действием. У флавоноидов выявлены также проти­вораковое, радиозащитное и противолучевое свойства; они связывают и выводят из организма радионуклиды.

Таннины. или дубильные вещества, накапливаются в корневищах многолетних травянистых растений. В медицине они используются в качестве вяжущих средств, что основано на их способности связывать белки. Образующаяся на слизистых оболочках пленка препятствует дальнейшему развитию воспаления. Таннины образуют нераствори­мые соединения с солями тяжелых металлов и алкалоидов, поэтому ещё в средние века их употребляли как универсальное противоядие.