Тема: Край, которым я горжусь!
Тип занятия: внеурочная деятельность
Цель:
-Расширять и углублять знания учащихся об истории родного села;
-Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края..
-Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
-Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
-Углубление знаний учащихся по краеведению;
-Содействовать моральному развитию детей.
-Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения
-Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
Образовательная:
1. определить вместе с учащимися понятие «Моя малая родина»;
Воспитательная
1. прививать любовь к родному краю;
2. воспитывать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников;
3. воспитывать у учащихся чувство патриотизма
Личностные: - готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
- умение продуктивно работать в группе, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
- умение действовать в интересах группы;
- умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
- умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные - умение работать с информацией и медиасредствами – умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
- умение оценить степень успешности своей деятельности;
- умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
- умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
- кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края
“Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Если ты ее подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернется
И к тебе скорей вернется.
Грусть она прогонит махом
Словно фея крыльев взмахом
На нее ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорю я об …(улыбке)
Ребята, я рада видеть вас в хорошем настроении, давайте начнем наше занятие с улыбки.
Утром солнышко встает
Нас на улицу зовет.
Выхожу из дома я:
«Здравствуй, улица моя!»
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
«Ты скорей, давай, расти!»
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я:
«Здравствуй, Родина моя!»
- Ребята, как вы считаете с кем беседовал герой стихотворения?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем занятии?
- Ребята, у меня есть необычная корзина. Это «корзина размышлений». Закройте глаза. Я предлагаю подумать и закончить мое предложение «Родина – это…». Ответить надо одним словом. Запишите это слово на сердечках, они лежат у вас на партах, и положите их в корзину.
- Полная получилась наша корзина?
- Я думаю, что в конце занятия, мы сможем ее пополнить.
- Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны. Как она называется?
- Мы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. (слайд)
Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где вы живете, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.
- Давайте с вами определим, что такое моя Малая Родина?
-Итак, как вы понимаете слово моя? Малая? Родина?
(на доске вывешиваются слова)
- Ответы учащихся
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Курская земля …В любое время года она чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень цветущих яблонь. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. (слайд)
Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны берёз, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.(слайд)
- Действительно, человек без Родины жить не сможет. Об этом говорит вековая народная мудрость, отраженная в пословицах русского народа. Давайте «соберем» пословицы о Родине и попробуем объяснить их значение. (Работа в парах)
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без родины — что соловей без песни.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родина –мать, умей за нее постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить – Родине служить.
Если дружба велика, будет Родина сильна.
- Вы молодцы, славно потрудились. А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
-Хорошо, что солнце светит?(руки вверх)
-Хорошо!
Хорошо, что дует ветер?(машем руками)
-Хорошо!
-Хорошо в краю родном?(разводим руками)
-Хорошо!
-Хорошо там, где наш дом?(показать на себя)
-Хорошо!
-Что вы считаете своей малой Родиной? Малая Родина-тот уголок, где вы родились, живёте, где живут ваши родные и друзья.
“Для России Афанасьево - частица,
А для нас - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живём”.
- Как понимаете высказывание?
Сегодня мы поговорим о нашем селе Афанасьево. Наше село живёт, развивается, с надеждой смотрит в будущее, но нельзя забывать своего славного прошлого. А история села богата яркими незабываемыми событиями и людьми. Дома вы, работая в парах, должны были подготовить материал о знаменитых людях нашего села. Итак, представляем вашему вниманию небольшие сообщения о знаменитых людях нашего села.
Дети читают стихотворения и доклады.(слайды)
Молодцы ребята, спасибо за вашу работу.
Давайте проведем фотоэкскурсию по нашему селу и посмотрим, как оно красиво.(презентация)
Я думаю, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый из нас может гордиться своей малой родиной.
Уверена, что наше занятие не прошло даром и вам будет интересно узнать о своей малой родине интересные факты, с которыми мы будем знакомиться на следующих занятиях. А сейчас предлагаю вам дополнить нашу «Корзину размышлений». Каким словом вы хотели бы ее дополнить? Напишите их на сердечках, которые лежат у вас на партах.
Пусть память о нашей малой родине останется как можно дольше в наших сердцах.
Холмы, перелески,
Луга и поля
Родная, зеленая
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей-
Частица великой
Отчизны моей.
_ Ребята, у вас на партах лежат фигурки девочек и мальчиков. Давайте прикрепим их на доску, потому что Афанасьево – это каждый из вас. (На доске надпись «Афанасьево – это я»). И кто знает, может когда –нибудь и ваши достижения и подвиги прославят наше село, и мы будем гордиться вами!
Счастья, мира, добра
Вам желаю, детвора,.
Дружбой, дети, дорожите
Родину свою любите!
Данное занятие является реализацией программы внеурочной деятельности "Я – курянин»"
Цель: показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это
памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы.
Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», дети рассуждали о том, что значит Малая родина, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.
Дети были организованны, дисциплинированны и активны. В ходе занятия работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Занятие было эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой
Пашков Владимир Иванович родился в селе Горяйново в 1968 году. Погиб при выполнении воинского долга в Афганистане.
Владимир Иванович посмертно награжден Орденом Красной звезды.
В 2016 году в нашей школе была открыта мемориальная доска в память о Пашкове Владимире Ивановиче.
В глухих горах Афганистана
Все в жизни выпало тебе:
Твои победы, боль и раны,
Как символ мужества в борьбе.
Непредсказуем путь военный…
Наш друг талантливый, держись!
Борьба- она всегда священна:
За честь, за молодость, за жизнь!
Афанасьев Николай Сергеевич родился в селе Афанасьево в 1930 году. Всю жизнь работал в родном колхозе «Страна Советов». За трудовую деятельность Николаю Сергеевичу была присуждена Государственная премия СССР.
В цвету и росах Курская земля –
Частица нашей родины великой,
Здесь силу набирают зеленя,
Разлив люцерны, клевера и вики.
И посреди простора – звеньевой:
Хозяин трав, колхозных ферм кормилец.
С его заботой ясной и земной,
С умом и сердцем, что мечтой открылись.
Душин Иван Иванович родился в 1928 году в деревне Бавыкино. На протяжении 27 лет постоянно перевыполнял задания и обязательства, работая на комбайне. В 1971 году Ивану Ивановичу было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Мой отчий дом зовут глубинкой,
Тепло и ласково зовут
За тишину, за голубинку,
За невзыскательный уют
Да распахнутое небо,
За вескую весомость слов.
За то, что зори пахнут хлебом.
За откровенность соловьев.
Наш земляк Афанасьев Николай Петрович в годы Первой Мировой войны стал полным кавалером Георгиевского креста. В 2013 году была установлена памятная доска в центре села, рядом с мемориалом павшим героям в годы Великой Отечественной войны.
Сквозь имена и даты
Уходит в век двадцатый,
Как Китеж-град, когда-то
Великая страна.
Сквозь имена и даты
Уходят те, что святы,
Герои и солдаты,
Родные имена.