Тема «Сцепление автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»
Цель задания — изучить на практике устройство сцепления получить начальные навыки в операциях разборки-сборки агрегатов трансмиссии.
Монтажное оборудование, приспособления, инструменты — приспособление для разборки-сборки сцепления, для выпрессовки крышки подшипника, съемник трех- лапный, комплект инструментов, выколотка из мягкого металла (например, медная, бронзовая), коловорот, пассатижи, ключи специальные торцовые 36 мм (для КП), 41 мм (для карданного вала), ключ торцовый шарнирный 14 мм, ключ гаечный накидной 41 мм, ключ шестигранный, ключи гаечные 11 и 55 мм, ключ специальный для регулировки роликовых подшипников, шплинтодер, шплинт, проволока 01,8 мм, дополнительный комплект шайб.
1. Изучить сцепление автомобиля ГАЗ-53А.
2. Разобрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, для чего выполнить следующее:
• нанести метки на кожухе и нажимном диске для того, чтобы не разбалансировать сцепление при последующей сборке;
• установить сцепление на приспособление и, вращая гайку винта, сжать нажимные пружины до ослабленного состояния отжимных рычагов;
• отвернуть регулировочные гайки с опорных вилок отжимных (оттяжных) рычагов;
• отпустить гайку винта приспособления и снять кожух, двенадцать нажимных пружин и теплоизолирующие шайбы.
3. Выполнить дефектацию деталей (теплоизолирующих шайб, отжимных рычагов и пружин).
4. Собрать сцепление автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в порядке, обратном разборке, и совместив метки на кожухе и нажимном диске. При сборке выполнять следующее:
• при помощи регулировочных гаек установить отжимные рычаги в одной плоскости на расстоянии (53 + 0,25) мм от поверхности маховика, предварительно подложив в трех местах под нажимной диск шайбы толщиной 10,5 мм;
• раскернить (условно) регулировочные гайки.
5. Изучить сцепление автомобиля ЗИЛ-130.
6. Разобрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130:
• первые три операции те же, что при разборке сцепления ГАЗ-53А;
• вывернуть болты крепления пружинных пластин, вынуть из них направляющие втулки;
• ослабить гайку винта приспособления, снять кожух, нажимные пружины, опорные теплоизолирующие шайбы пружин;
• снять нажимной диск.
7. Выполнить дефектацию разобранных деталей.
8. Собрать сцепление автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке и обращая внимание на отличия данной конструкции от конструкции сцепления автомобиля ГАЗ-53А. При помощи регулировочных гаек установить концы рычажков от плоскости нажимного диска на расстоянии (40,2 ± 0,15) мм.
Сцепление автомобиля ГАЗ-53А:
а — вид сверху в разрезе; б — привод; в — детали; 1 — маховик; 2 — корпус; 3 — ведомый диск; 4 — нажимной диск; 5 — масленка; 6 — регулировочная гайка; 7 — опорная вилка; 8 — кожух; 9 — поддерживающий диск; 10 — отжимной рычаг; 11 — отводка; 12 — выжимной подшипник; 13, 15, 19, 23, 25 — пружины; 14 — шаровой палец; 16— вилка; 17 — тяга; 18 — регулировочная гайка; 20— палец- заклепка; 21 — ступица; 22 — вал; 24 — педаль; 26 — пластина; Б — бобышка нажимного диска; В — литой выступ
Сцепление автомобиля ЗИЛ-130:
а — конструкция; б — втулка с пружинной пластиной; / — нажимной диск; 2 — пружинная пластина; 3 — картер сцепления; 4 — нажимная пружина; 5 — кожух сцепления; 6 — упорный подшипник; 7 — вилка выключения однодискового сцепления; 8— оттяжной рычаг; 9— гайка; 10— вилка оттяжного рычага; //, 12 — оси; 13 — игольчатый подшипник; 14 — ведомый диск; 15 — ступица; 16 — пружина гасителя крутильных колебаний; 17— соединительный болт; 18 — втулка, соединяющая пружинную пластину с нажимным диском
Инструкционно-технологическая карта № 1
Разборка-сборка и регулировка сцеплений автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
1. Снятие сцепления с маховика |
1. Отвернуть болты крепления кожуха сцепления к маховику и снять их вместе с шайбами | Ключ торцовый шарнирный 14 мм | |
2. Снять кожух сцепления в сборе с нажимным диском | | |
3. Снять ведомый диск | | Трещины и обломы фрикционных накладок не допускаются |
2. Разборка кожуха сцепления с нажимным диском в сборе |
1. Установить нажимной диск в сборе с кожухом в приспособление и сжать нажимные пружины, заворачивая винт приспособления до свободного состояния отжимных рычагов выключения сцепления | Приспособление для разборки-сборки сцепления | |
2. Отвернуть регулировочные гайки отжимных рычагов выключения сцепления и снять их вместе с самоустанавливающимися опорными пластинами | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
3. Освободить винт приспособления и снять кожух сцепления | Ключ торцовый 10 мм | |
4. На ЗИЛ-130 вывернуть болт крепления пружинной пластины | | |
5. Снять с нажимного диска нажимные пружины и опорные теплоизолирующие шайбы пружин | | |
6. Снять с приспособления нажимной диск | | |
3. Сборка кожуха сцепления с нажимным диском |
1. Установить нажимной диск в приспособление | Приспособление для разборки-сборки сцепления | |
2. Установить в приливы диска теплоизолирующие шайбы и нажимные пружины | | |
3. При помощи приспособления сжать нажимные пружины | Приспособление для разборки-сборки сцепления | |
4. Установить опорные шайбы и завернуть регулировочные гайки | Коловорот, ключ торцовый 17 мм | |
5. На ЗИЛ-130 завернуть в нажимной диск сцепления болты крепления пружинных пластин | Ключ торцовый 10 мм | |
6. Снять собранный кожухе нажимным диском с приспособления | | |
4. Установка сцепления на маховик |
1.Установить ведомый диск сцепления на маховик удлиненным концом ступицы к маховику | | Пружины демпфера должны быть плотно установлены в окнах ступицы |
2.Установить кожух сцепления в сборе с нажимным диском на маховик | | |
3. Сцентрировать ведомый диск сцепления с отверстием подшипника во фланце коленчатого вала | Вал ведущий КП | |
4. Завернуть болты крепления собранного кожуха сцепления в маховик, подложив под головки болтов пружинные шайбы | Ключ торцовый шарнирный 14 мм, отвертка | |