СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интегрированного урока физика+химия

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свободное описание урока

Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат.  integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Химия и физика очень хорошо интегрируются друг с другом, так как используют единые методы познания окружающего мира впоследствии эти методы используются при изучении спецдисциплин и профессиональных модулей. Обучающиеся в процессе урока работают с такими понятиями: наблюдение, гипотеза, эксперимент, моделирование, обобщение. В процессе интерактивного взаимодействия преподаватель ↔ обучающийся при фронтальном опросе, при групповой организации обучающийся взаимодействуют друг с другом и с преподавателем. На учебном занятии совместно  выстраивают, цепь методов научного познания.   

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы и обсуждают вопрос применения полученных знаний.

В качестве продукта своей деятельности обучающимся предлагается в качестве домашнего задания выполнить творческую работу описать научное открытие значимое (применяемое) в  профессии «Сварщик», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Техник-програмист».

Использование интерактивной доски Interwrite Board не предусматривает сопровождение урока презентацией. На уроке в режиме интерактивного взаимодействия элементы урока появляются из «коллекции элементов» к уроку собранных в отдельную папку и используются кнопки на панели управления «вставка» объекта или «гиперссылка». Для написания темы урока и других текстов используется функция распознавания текста, что делает надписи наглядными и объектами, с которыми можно работать во время урока.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интегрированного урока физика+химия»

Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение

«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»















Номинация: Лучший сценарий урока
в образовательных организациях среднего профессионального образования


Сценарий интегрированного урока физика+химия


Научные методы познания







Выполнили:


Лариса Иосифовна Давыденко

преподаватель физики;


Марина Григорьевна Вейда

преподаватель химии















Холмск
2016



СОДЕРЖАНИЕ



Технологическая карта урока 3

Галерея изображений 4

Свободное описание урока 5

Сценарий урока 6

Коллекция элементов 9

Список литературы 15

Интернет ресурсы 15




Технологическая карта урока

Тема: Научные методы познания

Возрастной диапазон:1 курс

Место проведения урока:

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»

Сахалинская область, город Холмск, улица Победы-10

Тип урока: 

 Урок общеметодологической направленности

Вид: Интегрированный

Продолжительность: 2 часа

Методическая цель урока: Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся

Деятельностная цель: Формирование у обучающихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и представление о методах научного познания, объединяющих науки в единую систему.

Содержательная цель: Обобщить методы: наблюдение, гипотеза, эксперимент, моделирование, закон и объединить эти методы в единое целое «Цепь методов научного познания». Осознать практическую направленность методов научного познания в реальной действительности.

Методы обучения: Репродуктивный, проблемный, эвристический, частично – поисковый, исследовательский, практический.

Форма организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: Раздаточный материал, инструкционные карты, презентации, видеоролики.

Оборудование: Интерактивная доска InterwriteBoard , ноутбуки, лабораторное оборудование.

Личностный результат обучающихся:

Формирование познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, умений воспринимать перерабатывать и предъявлять информацию в словесной образной и символической формах анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, умений работать в группе.

Метапредметные результаты:

Овладения навыками оценки результатов своей деятельности.

Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы в объективности научного знания, высокой ценности науки в профессии.

Развитее умения устанавливать факты, различать причины и следствия.

Предметные результаты:

Обучающийся должен знать понятия: наблюдение, гипотеза, эксперимент, модель, теория. Фундаментальное и прикладное значение научных открытий в профессиональной деятельности.

Обучающийся должен уметь выстраивать цепь научных методов познания. Формулировать гипотезы. Проводить исследование. Делать выводы.

Галерея изображений:

Свободное описание урока


Методологической основой современного преподавания является интеграция (от лат.
integratio – восстановление восполнение...), которая дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разграниченность научного знания по дисциплинам. Химия и физика очень хорошо интегрируются друг с другом, так как используют единые методы познания окружающего мира впоследствии эти методы используются при изучении спецдисциплин и профессиональных модулей. Обучающиеся в процессе урока работают с такими понятиями: наблюдение, гипотеза, эксперимент, моделирование, обобщение. В процессе интерактивного взаимодействия преподаватель ↔ обучающийся при фронтальном опросе, при групповой организации обучающийся взаимодействуют друг с другом и с преподавателем. На учебном занятии совместно выстраивают, цепь методов научного познания.

На заключительном этапе урока ученики подводят итоги работы и обсуждают вопрос применения полученных знаний.

В качестве продукта своей деятельности обучающимся предлагается в качестве домашнего задания выполнить творческую работу описать научное открытие значимое (применяемое) в профессии «Сварщик», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Техник-програмист».

Использование интерактивной доски Interwrite Board не предусматривает сопровождение урока презентацией. На уроке в режиме интерактивного взаимодействия элементы урока появляются из «коллекции элементов» к уроку собранных в отдельную папку и используются кнопки на панели управления «вставка» объекта или «гиперссылка». Для написания темы урока и других текстов используется функция распознавания текста, что делает надписи наглядными и объектами, с которыми можно работать во время урока.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

 Приветствует обучающихся

 Приветствуют преподавателя, демонстрируют готовность к уроку

Ориентация в социальных

Ролях

Введение в новую тему (этап мотивации):

Цель: концентрирует внимание и заинтересовывает в необходимости и пользе учебного занятия.


 Предлагает обучающимся:

  1. с закрытыми глазами прослушать звук (видеофрагмент 1)

  2. ответьте на ? какую информацию об окружающем мире вы получили?

  3. Задает общий вопрос: сможете ли вы с помощью знаний, полученных чувственными методами построить дом? запустить спутник?

  4. Заслушав ответы, вспоминает слова Козьмы Пруткова «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь…», объявляет тему урока: «Методы научного познания»,

  5. Помогает обучающимся сформулировать цель учебного занятия, используя простые вопросы: Что повторим? Для чего?(Приложение 1)

 

  1. Слушают звуки,

  2. Участвуют в эксперименте,

  3. Отвечают на вопросы преподавателя.

  4. Формулируют цель урока


  1. Умение анализировать,

  2. Выделение необходимой информации

  3. Умение представлять информацию в словесной форме

  4. Выделение и формулирование познавательной цели

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Цель: Самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуальных затруднений

  1. Формирует учебные группы и распределяет роли используя метод распознавания (Приложение 2).

  2. На основе индивидуального затруднения в пробном учебном действии предлагает выполнить Задание1

  1. Выделяют научные методы познания.

  2. Фиксируют индивидуальные затруднения в пробном учебном действии.

  3. Распределяют роли в группе для эффективного взаимодействия.

  4. Прочитывают задание и приступают к выполнению, фиксируют время выполнения

  1. Анализ, классификация объектов по выделенным признакам;  

  2. Умение проводить самоанализ своей деятельности.

  3. Планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

  4. Умение работать автономно и планировать учебные действия

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать интерактивное взаимодействие преподаватель ↔ обучающийся, обучающийся ↔обучающийся

Следующую свою работу строит в качестве научного консультанта.

  1. Представляют результат работы в группе

  2. Отвечают на вопросы

  3. Спикер оценивает уровень участия каждого участника (Приложение 3).

  4. Заполняют таблицу (Приложение 4) составляя конспект урока


  1. Построение логической цепи рассуждений;  доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

  2. Управление собственным поведением и поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

  3. Умение составлять опорный конспект

Этап включения изученного в систему знаний

Цель: включение знаний по теме «Научные методы познания» в систему знаний о познаваемости науки.


Задает вопросы: Для чего используют методы познания?

В какой последовательности они используются?


  1. Отвечают на вопросы и отмечают практическую значимость методов научного познания

  2. Выстраивают «Цепь методов научного познания» фиксируют в конспект

  3. Спикер оценивает уровень участия каждого участника.

  4. Выслушивают индивидуальное домашнее задание (Сообщение)

  5. Задают вопросы

  6. Оценивают выступление обучающейся используя бально-рейтинговую систему (Приложение 4)

  1. Структурирование знаний;

  2. Умение выстраивать логические цепочки и воспроизводить по ним информацию

  3.  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  4. Толерантное отношение к партнеру

  5. Самооценка и взаимооценка

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель: Оценка уровня собственных достижений предметных, личностных и метапредметных результатов

Предлагает вернуться к началу урока и обобщить методы познания мира, выделяя эмпирические и научные (теоретические). Составляет схему на доске (см. Приложение 1).

  1. Участвуют в обсуждении и составлении схемы.

  2. Подводят итоги урока подсчитывают баллы, полученные на уроке (Приложение 5)

  1. Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

  2. Самооценка качества и уровня усвоения умений и навыков

Домашнее
задание

 Выполнить творческую работу описать научное открытие значимое (применяемое) в профессии «Сварщик», «Повар, кондитер», «Автомеханик», «Техник-программист».


Коллекция элементов:

Видеофрагмент 1. (Звуки Тихого Океана, волны, шум прибоя!)




Приложение 1

Запись на доске


Приложение 2

Запись на доске







Задание 1


Кейсы


Наблюдатели

Задание:

  1. Дать определение наблюдению.

  2. Пронаблюдайте видеофрагмент опыт растворение ракушек в соляной кислоте? Выделите недостатки метода научного познания «наблюдения».



Гипотетики

Задание:

  1. Дать определение гипотезы.

  2. Перед вами объект для изучения. Какая научная гипотеза была высказана о природе свойств этого объекта?



Экспериментаторы

Задание:

  1. Дать определение, что такое эксперимент.

  2. Продемонстрируйте несколько способов удержать шарик в пространстве при помощи стеклянной воронки.



Модельеры

Задание:

  1. Дать определение, что такое модель.

  2. Сравните компьютерные модели внутреннего строения графита и алмаза, выделите сходство и различие, какие свойства веществ отражает модель?




Теоретики, Законодатели.

Задание:

  1. Дать определение, что такое теория, закон.

  2. Найдите соответствие между учеными и открытыми ими законами и созданными теориями.

Ученые: Михаил Васильевич Ломоносов, Бутлеров Александр Михайлович, Дмитрий Иванович Менделеев, Маттиас Шлейден и Теодор Шванн, Амедео Авогадро, Свантэ  Аррениусом

Открытия:Закон сохранения массы веществ,теория электролитической диссоциации, теория химического строения вещества, периодический закон, клеточная теория, Закон Авогадро.




Тексты к кейсам (учебник физика под ред В.Ф. Дмитриева, химия для профессий и специальностей технического профиля Габриелян, О. С.)


Наблюдение. Наблюдения являются первоначальным источником информации. На начальных стадиях развития науки наблюдения играли важнейшую роль и благодаря им образовался эмпирический (опытный) базис науки. Как известно, первые закономерности в природе были установлены в поведении небесных тел и были основаны на наблюдениях за их движением, осуществляемых невооруженным глазом. В некоторых науках (например, химия, биология, астрономии, геологии и др.) наблюдения являются единственным методом исследования. Эксперимент — важнейший метод эмпирического научном исследовании эти два вида наблюдения в чистом виде, как правило, не используются, а выступают в качестве сторон единого сложного процесса получения информации о свой­ствах и связях исследуемого объекта.


Гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого либо явления и требующее проверки на опыте. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона, в противном случае считается опровергнутой. Теория — совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания. Верховным судьей любой теории является опыт. Если теория в целом не получает эмпирического подтверждения, то она дополняется новыми гипотезами. Подтвержденная опытами теория считается истинной до тех пор, пока не будет предложена новая теория, объясняющая новые эмпирические факты и включающая старую как частный случай. Каждый шаг в изучении природы — это приближение к истине. Естествознание все глубже проникает в новые области и изучает такие объекты, которые не имеют аналогов в повседневности. В таких случаях в естествознания используют моделирование.


Эксперимент - важнейший метод эмпирического исследования, с помощью которого явления исследуются в контролируемых управляемых условиях. Проводя опыт, экспериментатор целенаправленно вмешивается в естественный ход протекания процесса. Отличительная особенность эксперимента — воспроизводимость, т.е. его может осуществить каждый исследователь в любое время. Эксперименты могут быть качественными и количественными. Качественный эксперимент отвечает, например, на такой вопрос: остается постоянной или изменяется данная величина при изменении внешних условий? Количественный эксперимент связан с измерением в естественных науках.

Не над всеми телами можно проводить эксперименты, например планеты, звезды можно

только наблюдать. Если все же эксперимент необходим, то проводят эксперимент с моделью, т.е. телом, размеры и масса которых пропорционально уменьшены по сравнению среальным телом. В этом случае результаты модельных экспериментов можно считать пропорциональными результатам реального эксперимента.


Моделирование. Модель — упрощенная версия системы или процесса, сохраняющая их главные черты. Простейшими моделями являются, например, материальная точка, идеальный газ, кристаллическая решетка — так называемое предметное моделирование. При моделировании указываются пределы и границы допустимых упрощений. Любая модель, прежде всего, подвергается проверке соответствия ее свойств. По мере усовершенствования модель становится более точной и совершенной. Модель, выдержавшая много испытаний, предсказавшая новые явления и указавшая на новые эксперименты, которые согласуются с ней, составляет основу теорий. Существует также знаковое, мысленное и компьютерное моделирование. При знаковом моделировании в качестве модели используют схемы, чертежи, формулы. Частным случаем знакового моделирования является математическое моделирование. При мысленном моделировании (мысленном эксперименте) ученый представляет себе объект, который не существует в реальности, и проводит над ним эксперимент в уме.

При компьютерном моделировании в качестве модели выступает алгоритм — программа функционирования объекта. Модели, которые имеются у естествоиспытателей сегодня, в состоянии описать многие явления Природы. Однако завтра они будут усовершенствованы и после опытной проверки все больше способствовать познанию Природы.

 

Закон—  фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное. Естественнонаучные законы выражают в математической форме количественные связи между величинами. Они устанавливаются на основе обобщения опытных (экспериментальных) данных и отражают объективные закономерности, существующие в Природе. Установление научных законов связано с измерением величин. Очевидно, что результат измерений не может быть абсолютно точным. Научные законы справедливы для той области, для которой их применимость проверена опытным путем. Научные законы, имеющие наиболее обширные области применимости, называют фундаментальными (например, законы сохранения). Изучая закон, нужно знать: связь между какими явлениями (процессами) или величина ми он выражает; формулировку закона и его математическое выражение; опыты, подтверждающие справедливость закона; учет и использование на практике; границы применимости.


Теория — описание, объяснение и предсказание, система основных идей в ка­кой-либо области познания, объединенных общим принципом научных положений, це­лостное представление закономерностей и существенных свойств, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. 




Приложение 3


МЕТОД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПРЕИМУЩЕСТВА

НЕДОСТАТКИ

НАБЛЮДЕНИЕ




ГИПОТЕЗА




ЭКСПЕРИМЕНТ




МОДЕЛИРОВАНИЕ




ЗАКОН




ТЕОРИЯ






Приложение 4

Запись на доске



Приложение 5

Спикер проводит оценку деятельности каждого участника группы

ФИ

Определение 0,2

Активность

0,1 -недостаточно

0,2 – хорошо

0,3 - отлично

Ответ

0,3

итог







Рейтинговая оценка за урок складывается:

Критерии

  1. Присутствие – 0,1

  2. Активность – 0,25%

  3. Работа в группе – 0,2

  4. Ответ от группы – 0,3

  5. Определение - 0,2

  6. Высказывание суждений – 0,3

  7. Умение задавать вопросы – 0,2

  8. Дополнения к ответу – 0,2


Результат

«5» - 0,7 – 0,6

«4» - 0,59 – 0,5

«3» - 0,49 – 0,35

«2» - меньше 0,35










Список литературы:
  1. Физика для профессий и специальностей технического профиля В.Ф.Дмитриева,

  2. Химия для профессий и специальностей технического профиля О.С. Габриелян

  3. Учебник биология В.М. Константинов

  4. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей А. Г. Важенин.

  5. Основы философии О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова.

  6. Устройство автомобиляВ. П. Передерий

  7. Специальные способы сварки и резки М. Д. Банов, В. В. Масаков, Н. П. Плюснина

  8. Физиология питания А.Н. Мартинчик.

  9. Информационные технологии в профессиональной деятельности Е. В. Михеева.

  10. http://school-collection.edu.ru/

  11. http://class-fizika.narod.ru/tabl.htm

  12. http://experiment.edu.ru/

  13. https://www.youtube.com научные эксперименты дома