муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №38 имени гвардии полковника Косырева М.И.» городского округа Самара
Сценарий интегрированного урока математике и окружающего мира
Разработал: учитель начальных классов
Кашковская Мария Владимировна
Предмет: математика, окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: «Единицы времени»
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование понятий «время», «единицы времени»; формирование представление об обращении Земли вокруг Солнца как о причине смены времен года; формирование представление о новых единицах времени "год", "месяц"; формирование умения устанавливать соотношения между единицами времени, преобразовывать и переводить одни единицы в другие; формирование умение работать с календарём.
Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная, фронтальная, в парах.
Средства обучения: учебник, презентация, линейка.
Используемые технологии: компетентностно-ориентированные технологии («Формирование интеллектуальных умений»), информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
1. Организационный.
У. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Мы начнем сейчас урок
Нам пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.
Сегодня, у нас необычный урок, к нам обратился Незнайка за помощью.
2. Актуализация опорных знаний.
У. Чтобы помочь Незнайке нужно проделать путь по: «Движению Земли вокруг Солнца». Для этого мы отправляемся с вами в космическое путешествие. Доберется Незнайка домой будет зависеть от работы каждого из вас.
У. Какими качествами должен обладать путешественник?
Д. Отвага, память, быстрота реакции, знание математики.
У. А теперь отгадайте загадку: Что идёт, не двигаясь с места?
Д. Время.
У. Какие единицы времени вы знаете?
Д. Минута, секунда, час.
У. Расположите карточки с единицами времени в порядке возрастания. (Групповая работа по цепочке)
Проверим.
3. Постановка цели и задач урока.
У. Что такое время? Возможно и вы задавали такой вопрос… Отправление поездов.. начало рабочего дня.. телевизионных передач. Как вы понимаете слова: «Терять время» Разве можно его потерять, как карандаш или ручку?
Д. ответы детей
У. Какие выражения о времени знаете вы? (Нет времени, время летит, тратить время, время не резиновое)
У. Самыми древними «часами», которые к тому же не когда не ломались и не останавливались, оказалось солнце. А ночью?
Д. «Ночными часами» стали звезды.
4. Выявление места и причины затруднения.
У. Ребята, поможем Незнайке понять, почему происходит смена времён года.
Приготовьте цветные карандаши, возьмите индивидуальные карточки.
ЗАДАНИЕ на логику: распредели слова в группы по смыслу: планета Земля, лето, зима, год, осень, месяц, Солнце, неделя, Луна, весна, день.
У. Итак измерять время людям помогли наблюдение за солнцем, луной и звёздами.
Так что является причиной сменой времён года? Почему у нас происходит смена дня и ночи? И почему летом тепло, а зимой холодно?
Д. Причиной смены времён года является наклон земной оси к её орбите.
5. Совместное исследование проблемы, поиск способа действия.
У. Кто прочитает для нас сообщение от учёных?
Д. (ученик) Современные единицы измерения времени основаны на периодах обращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365 дней), месяц - периоду полной смены фаз Луны. Так как период обращения Земли не равен целому числу суток, для более точной синхронизации календаря с движением Земли используют високосные года, продолжительностью 366 дней. Год делится на 12 календарных месяцев разной продолжительности, длительность которых зависит от периода обращения Луны вокруг Земли.
У. Чтобы добраться до первой станции нашему герою нужно решить задачу. Используя полученные сведения от учёных, поможем Незнайке?
ЗАДАЧА. Первый полёт в космос совершил Ю. А. Гагарин. Его полёт на корабле "Восток" длился 1 час 48 минут. На сколько первый полёт в космос был короче полного оборота Земли вокруг своей оси?
Что известно в задаче? Что надо узнать? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Составьте краткую запись.
Мы все знаем, что земные сутки длятся ровно 24 часов. Так что наша Земля делает свой оборот за полные 24 часа времени. Но вот это цифра является округленной. На самом же деле нашими учеными уже давно вычислено точное время оборота нашей планеты вокруг своей оси.
И это точное время составляет ровно 23 ч. 56 мин. 4 сек.
У. Чтобы добраться до следующей станции нашему герою нужно отгадать слово зашифрованное в таблице:
12+18=А | 739+193=Д |
204:4=А | 853 – 303=Л |
9•9=К | 63+7=Р |
5•8=Е | 56•2=Ь |
184:8=Н | |
81 | 30 | 550 | 40 | 23 | 932 | 51 | 70 | 112 |
| | | | | | | | |
У. А вы знаете, что древние египтяне, например, считали, что год продолжается в промежуток времени от одного разлива Нила до другого. Потом они заметили, что над горизонтом появляется звезда Сириус и стали считать год от появления звезды на небе. Таким образом египтяне первые, кто придумали календарь, который стал прообразом современных календарей.
Физминутка для глаз:
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Тик-так, тик-так!
Все часы идут вот так!
Тик-так, тик-так!
У. Ребята, а зачем нам нужен календарь?
Д. Календарь даёт нам возможность записывать события в их хронологической последовательности, служит для планирования будущего, позволяет помнить о важных датах, и для многих других целей.
У. Предлагаю вам немного поработать с календарём.
Через 63 дня у Незнайки будет день рождение, запас топлива в его летательном аппарате хватит на 2000 часов. Уточните, какого числа и месяца он родился? И хватит ли Незнайки бензина добраться до дома до своего дня рождения?
У. Молодцы! И с этой задачей справились. А кто сможет объяснить, что такое неделя? Давайте перечислим дни недели в физ. минутке:
«Подскажите-ка нам, звери, как запомнить дни недели? Первый – понедельник – Зайка-Рукодельник, …»
6. Первичное закрепление.
У. Вернёмся к работе с календарём.
Незнайка отправился в путь 25 марта и добрался к друзьям 1 апреля. Сколько полных недель длилось его путешествие?
Д. варианты решения
У. В какой день недели он отправился в путь? А в какой день недели он будет отмечать свой день рождения?
У. А теперь загадка на смекалку: Ракета летит двое суток, а обратно 48 часов. Почему такая разница?
Д. ..
У. На самом деле никакой разницы нет, ведь двое суток это и есть 48 часов.
7. Обобщение ранее полученных знаний.
У. А как вы думаете, много ли можно успеть за 1 минуту? (ответы детей)
Сейчас мы посмотрим, много ли вы сможете решить примеров за 1 минуту.
Подведение итогов через 1 минуту.

8. Итог урока.
У. Выбери из предложенных записей верные:
в сутках: 24ч, 25ч, 48ч;
месяц – это промежуток времени, период обращения Луны вокруг Земли; это промежуток времени, период обращения Земли вокруг Луны;
в 1 месяце: 32дня, 30дней, 31день, 28 дней, 25 дней;
У. Сделайте вывод, …
Сегодняшний материал пригодится вам в жизни? Когда?
В заключение послушайте стихи С.Я. Маршака:
Мы знаем: время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы.
9. Рефлексия.
Посмотрите на слайд и продолжите фразу
На уроке
Я узнал...
Я научился...
Я затруднялся..
На этом урок наш закончен. Спасибо всем за хорошую работу. Берегите время, не тратьте его напрасно. Заполняйте свои минутки и часы добрыми и умными делами.