Муниципальное общеобразовательное учреждение
Алгасовская средняя общеобразовательная школа
Моршанского района Тамбовской области
К В Н
юных филологов
Подготовила Борисова А.Х.,
учитель русского языка и литературы
Алгасовской СОШ
2007 год
Цели и задачи мероприятия:
1. Развитие интереса к русскому языку.
2.Углубление и закрепление знаний, полученных на уроках.
3.Воспитание уважения к родному языку.
4. Расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Плакаты с высказыванием писателей о русском языке.
Описание игры: В игре участвуют 3 команды (по 6 человек) учащихся 7 классов. Проводится 6 конкурсов. За каждую победу в отдельном конкурсе команда награждается буквой (такие буквы заранее определены: П; О; Б; Е; Д; И; Т; Е; Л; Ь). Таким образом, от победы к победе команда набирает буквы, из которых в течение игры должны выйти слово «Победитель». Кто быстрее составит это слово, то есть одержит больше побет, тот выигрывает.
Ведущий: Добрый день! Сегодня в этом зале собрались знатоки русского языка. Мы рады видеть вас. И сегодня проверим ваши знания.
2007 год назван годом русского языка.
Замечательный русский писатель А.И.Куприн писал: «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной потребностью...
Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Язык народа - лучший цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина.
Русский язык
Я люблю свой родной язык! Наших спутников и ракет.
Он понятен для всех, На совете
Он певуч, За круглым столом
Он, как русский народ, многолик, Разговаривайте на нем:
Как держава наша, могуч. Недвусмысленный и прямой,
Он – язык луны и планет, Он подобен правде самой.
«Чем большим количеством слов я обладаю, тем большее значение я имею для других, тем обширнее объем моих воздействий, моего влияния».
( Л. Фейербах)
1 конкурс «Разминка»
Преобразите глаголы в действительные причастия настоящего времени:
строить - строящий
колоть - колющий
слышать - слышащий
рубить - рубящий
трепетать - трепещущий
охранять - охраняющий
Преобразите глаголы в страдательные причастия настоящего времени:
отправлять - отправляемый
решать - решаемый
возводить - возводимый
прикрывать - прикрываемый
вырастить - выращиваемый
управлять - управляемый
Преобразите глаголы в действительные причастия прошедшего времени:
засеять - засеявший
услышал - услышавший
затеять - затеявший
заклеить - заклеивший
править - правивший
растаять - растаявший
Преобразите глаголы в страдательные причастия прошедшего времени:
услышать - услышанный
развеять - развеянный
увидеть - увиденный
построить - построенный
высушить - высушенный
потерять - потерянный
« Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну».
( Д. Жирарден)
2 конкурс. «Дежурная буква»
В течении двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву ( например А). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
Подготовка к творческой командировке.
Вы знакомы с понятием портрета литературного героя, поэтому ответьте на вопрос: « С какой целью писатели используют в художественном произведении портрет литературного героя?»
Каждая команда должна выбрать «писателя», который отправится в творческую командировку, чтобы создать портрет- характер одного из своих одноклассников
« Слово равнозначно пуле. Более того, пулей в одного попадешь, а метким словом в тысячу»
(И. Гурский)
3 конкурс. «Блиц – опрос»
1. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
3.Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
4. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
5. Причастие с зависимым словом.
6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.
7. Причастия, обозначающие признак того предмета, который сам производит действие, называются…
8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
9. Причастия, обозначающие признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета, называются…
« Самая большая ценность народа - его язык. Язык, на котором он пишет, говорит, думает»
( Д. С. Лихачев)
4 конкурс « Конкурс капитанов»
Составьте слова из слогов.
лы; ча; пру; ма; на; ша; кры; жи; ши; чай; ник; ро; ка; вель; встре; ща.
« Какое слово ты скажешь, такое в ответ и услышишь»
(Гомер)
5 конкурс «Портрет героя»
Так как у нас проводится К В Н юных филологов, а филология- это наука, изучающая духовную культуру народа, выраженную в письменных памятниках, в том числе и в литературных произведениях, то следующий наш конкурс литературный. Мы обратимся к портрету литературного героя
Командам надо узнать литературного героя по его описанию, а также назвать художественное произведение, действующим лицом которого этот герой является.
Описание литературного героя читается каждой команде поочередно.
1. « Это был мальчик лет десяти, больше меня, худощавый и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные волосы лохматились над черными задумчивыми глазами».
(Валек из повести В. Г. Короленко « В дурном обществе»)
2. « Он роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». ( Дубровский из повести А. С. Пушкина « Дубровский»)
3. « На вид было не более 12 лет; волосы всколоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой… тело приземистое, неуклюжее»
( Павлуша из повести И. С. Тургенева « Бежин луг»)
« Искусство слушать почти равносильно искусству говорить»
(П. Буаст )
6 конкурс «Маска, я вас знаю»
«Писатели», вернувшиеся из творческой командировки, зачитают портреты- характеры одноклассников.
«Красноречие при человеке - великое дело. И нужное слово, ежели оно вовремя сказано, всегда дорогу к сердцу найдет»
(М.А. Шолохов)
7 конкурс. «Конкурс болельщиков»
Следующим конкурсом будет конкурс болельщиков (поэтический)
Нужно закончить строфу, назвать стихотворение и его автора.
1. « Ягненок в жаркий день…»
2. « Волк ночью, думая залезть в овчарню…»
3. « Под голубыми небесами…»
4. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром…»
5. «Белеет парус одинокий…»
8 конкурс « Соедини половинки слов»
Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определенное время?
опт пал
пар кур
ата ика
лон ица
ага кет
кор бал
тан хис
ара арм
ада пля
ска кер
« Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве …течет»
( Н. М. Карамзин)
9 конкурс. « Таинственное слово»
Демонстрируется слово, измененное до неузнаваемости: все буквы в нем переставлены. Участникам надо расшифровать его.
Тема: «Русский язык »
В и с к а л и н т и г
( Лингвистика)
« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
( К. Г. Паустовский )
10 конкурс. « Жемчужина мысли»
Команды подготовили к этому конкурсу высказывания выдающихся людей о русском языке и слове. Жюри оценивает умение выразительно и убедительно высказать эти мысли.
Подведение итогов
Дополнение к игре
Преобразите глаголы в действительные причастия настоящего времени:
Строить-
Колоть-
Слышать-
Рубить-
Трепетать-
Охранять-
Преобразить глаголы в страдательных причастия настоящего времени:
Отправлять-
Решать-
Возводить-
Прикрывать-
Вырастить-
Управлять-
Преобразить глаголы в действительных причастиях прошедшего времени:
Засеять-
Услышать-
Затеять-
Заклеить-
Править-
Растаять-
Преобразить глаголы в страдательные причастия прошедшего времени:
Услышать-
Развеять-
Увидеть-
Построить-
Высушить-
Потерять-
Составь слова из слогов.
ЛЫ; ЧА; ПРУ; МА; НА; ША; КРЫ; ЖИ; ШИ; ЧАЙ; НИК; РО; КА; ВЕЛЬ; ВСТРЕ; ЩА;
Составь слова из слогов.
ЛЫ; ЧА; ПРУ; МА; НА; ША; КРЫ; ЖИ; ШИ; ЧАЙ; НИК; РО; КА; ВЕЛЬ; ВСТРЕ; ЩА;
Составьте слова из слогов.
ЛЫ; ЧА; ПРУ; МА; НА; ША; КРЫ; ЖИ; ШИ; ЧАЙ; НИК; РО; КА; ВЕЛЬ; ВСТРЕ; ЩА;
Все буквы в этом слове переставлены. Вам надо расшифровать его.
В И С К А Л И Т И Г
Все буквы в этом слове переставлены. Вам надо расшифровать его.
В И С К А Л И Т И Г
Все буквы в этом слове переставлены. Вам надо расшифровать его.
В И С К А Л И Т И Г
Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определённое время?
опт пал
пар кур
ата ика
лот ица
ага кет
кор бал
тан хис
ара арм
ада пля
ска кер
Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определенное время?
опт пал
пар кур
ата ика
лот ица
ага кер
кор бал
тан хис
ара арм
ада пля
ска кер
Список слов (из 6 букв), разбитых пополам в 2 колонки. В каждой из них могут быть и первые, и последние половинки. Кто быстрее составит из них целые слова и у кого больше получится за определенное время?
опт пал
пар кур
ата ика
лот ица
ага кет
кор бал
тан хис
ара арм
ада пля
ска кер
П О Б Е Д
И Т Е Л Ь
П О Б Е Д
И Т Е Л Ь
П О Б Е Д
И Т Е Л Ь