Действующее лицо | Содержание | Г.Ф.Гендель «Сарабанда» |
|
Ведущий1 Исподникова Е Ведущий 2 Шолохов А | В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце блокады. На долю его жителей выпали неимоверные лишения и трудности. Они жили под постоянными бомбёжками и обстрелами, мёрзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая бы не потеряла своих близких. Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг был уверен, что голодающие, мёрзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но ленинградцы не сдались. За 900 дней они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолётов, 10 миллионов снарядов и мин. Голодные, измождённые подростки – рабочие по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов. | Г.Ф.Гендель «Сарабанда» |
Совихина Е | Стоят монументы. Стихами и в прозе Взывают к потомкам святые слова. Но память живет не в граните и в бронзе. А в людях – без нас эта память мертва. | |
| Я слышу иногда «Не надо, Не надо раны бередить. Ведь это правда, что устали Мы от рассказов о войне. И о блокаде пролистали Стихов достаточно вполне». И может показаться правы И убедительны слова. Но даже, если это правда, Такая правда – не права! | |
Ведущий1 | Мы сегодня будем говорить о том, как жили, боролись и погибали в Ленинграде дети. | Vangelis Презентация, слайд 2 |
Ведущий 2 Ведущий1 Емельянова Д | Самый западный город Советского Союза (так раньше называлась наша страна) - Ленинград был окружен с востока. 4 сентября окраины города уже начинают бомбить. Кольцо врага сжимается, и 8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада В сентябре рабочая норма хлеба – 600 гр., для служащих – 400 гр., для иждивенцев и детей -300 гр. Кстати, дети старше 11 лет, будут причисляться к иждивенцам. И, зачастую, нормы этих детей будут отличаться от норм детей до 11 лет. Так, маленьким ленинградцам пришлось вынести все тяготы и лишения вместе со своим городом. «Ты сдашься, струсишь,- бомбы нам кричали, - Забьешься в землю, упадёшь ничком»! Дрожа запросят плена, как пощады, Не только люди – камни Ленинграда! Но мы стояли, враг бомбил. Но не поколебал ни на микрон, Не приостановил ни на мгновенье Он сердца ленинградского биенье. | Презентация, слайд 3 Д.Д.Шостакович 7 симфония часть 1 Презентация, слайд 4 |
Ведущий2 Ведущий1 Ведущий2 Ведущий1 | Старшеклассники пошли записываться в ополчение, ребята чуть помладше пошли на заводы Занятия в тот далекий первый блокадный год начнутся, конечно же, не сразу, во всех школах по-разному. Дети еще долгое время будут привыкать к гулу самолетов и свисту зажигательных бомб. Но холодной осенью 1941 года они с удовольствием пойдут в школу, так как находиться одним дома гораздо страшнее. Кроме того, учителей и учеников прикрепят к столовым, и в конце занятий их будут кормить горячим супом. Но ходить в школу тяжело. Дорога под обстрелом. В конце октября новое снижение норм хлеба, дети получают только 200 грамм хлеба в день. В Ленинграде узнали, что такое дистрофия, начинающаяся с резкого похудания и заканчивающаяся изменениями в структуре организма. Человек обречен. Так не стало и маленькой девочки Тани Савичевой – маленького летописца большой войны. На весь мир известна печальная история 11 – летней ленинградской школьницы. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те жуткие дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой. Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломило девочку, и она вскоре умерла. В хлеб при 4-ом понижении норм хлеба, когда на детей будет приходиться 150 грамм в день, будут добавлять целлюлозу. В школе ученики уже не ведут никаких записей – это тяжело, все уроки учатся в классе. У детей единственная большая радость – это суп. Им заканчивается учебный день. | Презентация, слайд 5 Презентация, слайд 6 Презентация, слайд 7, играет музыка Презентация, слайд 8 |
Иванов А | Вместо супа – Бурда из столярного клея, Вместо чая – Заварка сосновой хвои. Это б все ничего, Только руки немеют, только ноги Становятся вдруг не твои. Только сердце Внезапно сожмется, как ежик. И глухие удары Пойдут невпопад… Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград! | Презентация, слайд 8 |
Ведущий1 | Многим маленьким ленинградцам, сердцем заслонившим Ленинград, уже не суждено будет стать взрослыми. А впереди долгая дорога домой или в очередь за хлебом. | Презентация, слайд 9 |
Шашарин Ф | Какая длинная зима, Как время медленно крадется В ночи, ни люди, ни дома, Не знают, Кто из них проснется. И по - утру, Когда ветра Метелью застилают небо, Опять короче, чем вчера, Людская очередь за хлебом. | Презентация, слайд 9 |
Ведущий2 | 20 ноября – 5-ое снижение норм хлеба – всего 125 грамм. Маленький кусочек хлеба – 125 грамм, а цена ему жизнь. Задумайтесь над этим! | |
Ромаданов М | Детей голодные глаза, С застывшим ужасом… в слезах… Священный Ленинградский Хлеб – 125 бесценных граммов, Лежит в музее… под стеклом – Свидетель мужества и славы! | В.Баснер «Ленинградский метроном» Презентация, слайд 10 |
Ведущий1 Ведущий2 | И в это время ленинградские дети, которые потушили за годы блокады не одну тысячу зажигалок, сброшенных с немецких самолетов, потушили не один пожар в городе, дежурили морозными ночами на вышках, носили своим обессиленным родным воду из проруби на Неве, ловили шпионов, совершили свой большой подвиг – они учились. Скажите, ребята, смогли бы вы встать утром в холодной квартире, уйти в школу, ничего не поев, идти темными улицами, что бы учиться в больших, темных, освещенных одной лишь лампадой, школьных классах? | Презентация, слайд 11 |
Ведущий1 | Они стоили одни других – учителя и ученики. И те и другие, сквозь стужу и снежные заносы, шли иногда километров по пять-шесть в оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые узнали друг друга, когда и те, и другие умирали друг у друга на глазах, на заснеженных улицах города, за партой или у доски. | Презентация, слайд 12 |
Харитонова В | Девчонка руки протянула И головой – На край стола… Сначала думали – Уснула, А оказалось – Умерла Ее из школы на носилках Домой Ребята понесли. В ресницах у подруг Слезинки То исчезали, То росли. Никто Не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, Что снова Занятья после похорон. | Презентация, слайд 12 |
Ведущий2 | Все, что было за кольцом блокады, называли Большой землей. И тонкая как нить дорога жизни по Ладожскому озеру | Презентация, слайд 12 |
Киреев Е | Герои, опаленные войною Построили под грохот канонад Дорогу Жизни, что со всей страною Соединяла гордый Ленинград Казалось, что конец земли… Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли Он жив еще. Он рядом где-то. | |
Осташкина В | И было так: на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. -Ну, так и есть – мотор заело. Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка эта – не угроза, Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Своих дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев. И вот – в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на рассвете - Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам… | |
| Дети и во время блокады оставались детьми, и как все дети им хотелось играть. Но игры их были особенными. Могли ли они играть в подвижные игры – бегать, прятаться, играть в мяч, прыгать на скакалочке? Нет, конечно, же нет. Они были сильно истощены. Но они играли в игры «Чай», «Завтрак», «Обед», «Ужин». Они из бумаги, старых кусков обоев, газет вырезали имитацию продуктов. | |
Филипповская Д | И от домов промерзших, от заводов, На кладбища все новые следы, Ведь людям без огня и без воды, Еще трудней, чем сквозь огонь и воду. Но город жив, он выйдет из бомбежек. Из голода, из горя, из зимы. И выстоит!...иначе быть не может. Ведь это говорю не я, а мы! | В.А.Моцарт «Реквием» Презентация, слайд 17 |
Ведущий1 Ведущий2 | И город, действительно выжил. И Ленинградцы снова смогли услышать долгожданные слова Юрия Левитана – «Город Ленина полностью освобожден от вражеской блокады и от варварских артиллерийских обстрелов». 26 января 1944 года Москва салютовала Ленинграду. А 27 ноября 1944 года дожившие до этого дня ленинградцы услышали январский гром с Марсова поля, Петроградской стороны, со стороны стрелки Васильевского острова в небо поднимались тысячи ракет, небо было озарено победным фейерверком. | Д.Д. Шостакович Симфония 7 часть 4 Презентация, слайд 18, 19 Презентация, слайд 20 |
Захарова Е | Мой город больше не в бою Он горд победой и бессмертьем. Но боль свою и скорбь свою, Ему не выплакать столетья. | Презентация, слайд 21 |
| . | Глиэр «Гимн великому городу» Презентация, слайд 23 |