СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы. Ее мы готовили к 70-летию Победы. Может быть, моим уважаемым коллегам поможет в их работе мой скромный опыт.

В качестве приложения к сценарию добавлены тексты использованных произведений. Студенты, принимавшие участие в постановке, были одеты в военную форму. На стенах зала - плакаты, посвященные Дню Победы. Кроме композиции, к этому святому празднику, мы с коллегами проводили кинолекторий, где были показаны замечательные фильмы с их последующим обсуждением ("Обыкновенный фашизм", "Список Шиндлера", "Летят журавли", "Чистое небо" и документальный фильм Андрея Осипова "ET cetera...")

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции к Дню Победы»

ГПБОУ Департамента культуры г. Москвы «Театральный художественно-технический колледж»

Преподаватель литературы И.Л. ВЛАСОВА

В нашем колледже давно стало традицией к Дню Победы проводить историко-литературный урок в форме альманаха. Перелистывая страницы альманаха, мы словно перелистываем страницы нашей памяти. Потому мы и назвали наш альманах строкой из знаменитого стихотворения Давида Самойлова «Перебирая наши даты…» В этом году мы подготовили к 70-летию Великой Победы литературно-музыкальную композицию «Я не участвую в войне – война участвует во мне».

Сценарий Музыкально-литературной композиции


«Я не участвую в войне – война участвует во мне»

(Ю. Левитанский)



1. Громкий звук метронома (несколько секунд), затем на экране плывут слова эпиграфа. На пару секунд в полной тишине застывают. После этого под мелодию из к/ф «Был месяц май» (реж. М. Хуциев) начинают наплывать военные фотографии – лица солдат, хроника военных лет.

После этого студент читает стихотворение Д. Самойлова «Сороковые, роковые» (приложение №1)

2. Дальше звучит песня на слова Б. Окуджавы «До свидания, мальчики». У нас ее замечательно исполняет студентка. (Именно за исполнение этой песни наша Ирочка Саркисян, сейчас уже студентка 4-го курса, заняла второе место на фестивале Алтарь Отечества в 2013 году)

3. На экране – хроника начала войны (бомбардировки наших городов, бои, немецкие солдаты, марширующие по-хозяйски по улицам наших городов и т.п.) После этого кинофрагмента студент читает стихотворение Ю. Левитанского «Ну что с того, что я там был» (приложение №2)

4. Звучит песня на стихи А. Коваленкова «Солнце скрылось за горою» (вместо нее можно взять песню «Я сегодня до зари встану»). У нас эту песню исполняет ансамбль «Добро».

5. Далее студентка читает стихотворение Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» (приложение №3)

Сразу после этого на экране идет фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие…», реж. С. Ростоцкий (в красном тумане – лица всех девочек, затем сцена боя, потом опять лица девчат)

6. Песня «Вальс фронтовой медсестры» (композитор Д. Тухманов, стихи В. Харитонова). Очень проникновенно ее пела наша студентка.

7. Далее студент читает стихотворение К. Симонова «Жди меня» (приложение №4)

После стихотворения на экране идет фрагмент из к/ф «Жди меня» (финал, героиня поет любимую песню, засыпает; просыпаясь, видит мужа: «Как долго тебя не было!»)

8. Стихотворение К. Симонова «Открытое письмо» (приложение №5).

Так как это стихотворение и некоторые другие (стихи Левитанского, Симонова, Твардовского) большие по объему, были сделаны их сокращенные варианты.

Фрагмент «Полчаса до атаки» В. Высоцкого. (Есть замечательный клип, в нем использованы хроникальные кадры времен войны, из к/ф «Баллада о солдате» с замечательными В. Ивашовым и Ж. Прохоренко. Мы скачали его с Youtube.com)

9. Потом студентка читает стихотворение С. Орлова «Недели две разыскивала почта»

10. Песня из к/ф «Белорусский вокзал» (реж. А. Смирнов). Можно использовать фрагмент из фильма, где ее потрясающе исполняет Нина Ургант. У нас пела студентка.

11. Стихотворение Н. Старшинова «Ракет зеленые огни» (приложение №6)

12. На экране идут кадры из к/ф «Летят журавли» (гибель Бориса, где на вопрос товарища: «Ты ранен?» он шепчет: «Я не ранен, я убит»)

13. Песня «На безымянной высоте» (музыка В. Баснера, стихи М. Матусовского). Это песня из к/ф «Тишина» реж. В. Басов. В нашей композиции она исполнялась ансамблем «Добро», можно взять фрагмент из фильма (как и в случае с песней из «Белорусского вокзала»)

14. Опять несколько секунд тишины. На экране из глубины появляется надпись: «Отцам и дедам нашим посвящается. Из семейных архивов наших преподавателей». Одновременно с первым слайдом презентации начинает звучать песня из к/ф «Офицеры» («У героев былых времен…»). Медленно плывут военные фотографии с надписями, объясняющими, чьи отцы и деды изображены на них. Фотографии расположены на фоне коллажей из орденов и медалей. Мы постарались сделать таким образом, что начало и конец презентации совершенно совпали с началом и концом песни.

15. Через несколько секунд тишины на экране появляются хроникальные кадры победы (водружение Знамени Победы на Рейхстаге и т.п.). Звуки хроники очень тихие, чтобы не заглушать звучащий за экраном голос, читающий фрагмент стихотворения А. Твардовского «В тот день, когда окончилась война»). Желательно, чтобы и в этот раз текст и изображение на экране совпадали по времени. (приложение №7)

16. После этого несколько секунд тишины, потом громкий звук метронома (не больше 5 – 7 ударов). Затем на экране плывут кадры с изображением памятников Неизвестным воинам (в Трептов-парке, в Будапеште, Бресте, Сталинграде, «Могила Неизвестного Солдата», мемориалы в Бухенвальде, Хатыни и т.д.). Одновременно с первым кадром громко звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.

17. После этого студент читает стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины» (приложение №8)

18. Завершает композицию песня «Журавли» на стихи Р. Гамзатова. У нас ее исполняла студентка. Фоном шел фильм «Журавли», подготовленный нашими студентами с отделения «Анимация» специально для этой композиции. В фильме потрясающие военные фотографии чередуются с журавлиным клином, мультипликационными журавлями и т.п. (Можно найти подходящие клипы все на том же www.youtube.com)



Приложения

Приложение №1

Давид Самойлов.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!


Приложение №2

Юрий Левитанский

— Ну что с того, что я там был?
Я был давно, я всё забыл.
Не помню дней, не помню дат,
Ни тех форсированных рек.

— Я неопознанный солдат,
Я рядовой, я имярек.
Я меткой пули недолёт,
Я лёд кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лёд,
Я в нём, как мушка в янтаре.

— Ну что с того, что я там был?
Я всё избыл, я всё забыл.

Не помню дат, не помню дней,
Названий вспомнить не могу.

— Я топот загнанных коней,
Я хриплый окрик на бегу,
Я миг непрожитого дня,
Я бой на дальнем рубеже,
Я пламя Вечного огня
И пламя гильзы в блиндаже.

— Ну что с того, что я там был,
В том грозном быть или не быть?
Я это всё почти забыл.
Я это всё хочу забыть.

Я не участвую в войне —
Она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
Дрожит на скулах у меня.

Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны,
Уже меня не излечить
От тех снегов, от той зимы.
Вдвоём — и с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить.
Ну что с того, что я там был



Приложение №3

Роберт Рождественский

Как разглядеть за днями
след нечёткий?
Хочу приблизить к сердцу
этот след…
На батарее
были сплошь –
девчонки.
А старшей было
восемнадцать лет.
Лихая чёлка
над прищуром хитрым,
бравурное презрение к войне…
В то утро
танки вышли
прямо к Химкам.
Те самые.
С крестами на броне.

И старшая,
действительно старея,
как от кошмара заслонясь рукой,
скомандовала тонко:
- Батарея-а-а!
(Ой мамочка!..
Ой родная!..)
Огонь! –
И –
залп!
И тут они
заголосили,
девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы
вся бабья боль
России
в девчонках этих
вдруг отозвалась.
Кружилось небо –
снежное,
рябое.
Был ветер
обжигающе горяч.
Былинный плач
висел над полем боя,
он был слышней разрывов,
этот плач!
Ему –
протяжному –
земля внимала,
остановясь на смертном рубеже.
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!..
- Ой, мама!.. –
И снова:
- Батарея-а-а! –
И уже
пред ними,
посреди земного шара,
левее безымянного бугра
горели
неправдоподобно жарко
четыре чёрных
танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями,
бой медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали
и стреляли,
размазывая слёзы по щекам.
И падали.
И поднимались снова.
Впервые защищая наяву
и честь свою
(в буквальном смысле слова!).
И Родину.
И маму.
И Москву.
Весенние пружинящие ветки.
Торжественность
венчального стола.
Неслышанное:
«Ты моя – навеки!..»
Несказанное:
«Я тебя ждала…»
И губы мужа.
И его ладони.
Смешное бормотание
во сне.
И то, чтоб закричать
в родильном
доме:
«Ой, мамочка!
Ой, мама, страшно мне!!»
И ласточку.
И дождик над Арбатом.
И ощущенье
полной тишины…
…Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем,
кто сам пришёл
с войны.

Приложение №4

Константин Симонов

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.


Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.


Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.


Приложение №5

Константин Симонов

Я вас обязан известить,

Что не дошло до адресата

Письмо, что в ящик опустить

Не постыдились вы когда-то.


Ваш муж не получил письма,

Он не был ранен словом пошлым,

Не вздрогнул, не сошел с ума,

Не проклял все, что было в прошлом.


Когда он поднимал бойцов

В атаку у руин вокзала,

Тупая грубость ваших слов

Его, по счастью, не терзала.


Когда шагал он тяжело,

Стянув кровавой тряпкой рану,

Письмо от вас еще все шло,

Еще, по счастью, было рано.


Когда на камни он упал

И смерть оборвала дыханье,

Он все еще не получал,

По счастью, вашего посланья.


Могу вам сообщить о том,

Что, завернувши в плащ-палатки,

Мы ночью в сквере городском

Его зарыли после схватки.


Стоит звезда из жести там

И рядом тополь — для приметы...

А впрочем, я забыл, что вам,

Наверно, безразлично это.


Письмо нам утром принесли...

Его, за смертью адресата,

Между собой мы вслух прочли —

Уж вы простите нам, солдатам.


Быть может, память коротка

У вас. По общему желанью,

От имени всего полка

Я вам напомню содержанье.


Вы написали, что уж год,

Как вы знакомы с новым мужем.

А старый, если и придет,

Вам будет все равно не нужен.


Что вы не знаете беды,

Живете хорошо. И кстати,

Теперь вам никакой нужды

Нет в лейтенантском аттестате.


Чтоб писем он от вас не ждал

И вас не утруждал бы снова...

Вот именно: «не утруждал»...

Вы побольней искали слова.


И все. И больше ничего.

Мы перечли их терпеливо,

Все те слова, что для него

В разлуки час в душе нашли вы.


«Не утруждай». «Муж». «Аттестат»...

Да где ж вы душу потеряли?

Ведь он же был солдат, солдат!

Ведь мы за вас с ним умирали.


Я не хочу судьею быть,

Не все разлуку побеждают,

Не все способны век любить,—

К несчастью, в жизни все бывает.


Ну хорошо, пусть не любим,

Пускай он больше вам не нужен,

Пусть жить вы будете с другим,

Бог с ним, там с мужем ли, не с мужем.


Но ведь солдат не виноват

В том, что он отпуска не знает,

Что третий год себя подряд,

Вас защищая, утруждает.


Что ж, написать вы не смогли

Пусть горьких слов, но благородных.

В своей душе их не нашли —

Так заняли бы где угодно.



А бывший муж ваш — он убит.

Все хорошо. Живите с новым.

Уж мертвый вас не оскорбит

В письме давно ненужным словом.


Живите, не боясь вины,

Он не напишет, не ответит

И, в город возвратись с войны,

С другим вас под руку не встретит.


Лишь за одно еще простить

Придется вам его — за то, что,

Наверно, с месяц приносить

Еще вам будет письма почта.


Уж ничего не сделать тут —

Письмо медлительнее пули.

К вам письма в сентябре придут,

А он убит еще в июле.


О вас там каждая строка,

Вам это, верно, неприятно —

Так я от имени полка

Беру его слова обратно.


Примите же в конце от нас

Презренье наше на прощанье.

Не уважающие вас

Покойного однополчане.


По поручению офицеров полка

К. Симонов



Приложение №6

Сергей Орлов

Недели две разыскивала почта

Четырехзначный номер ППС,

И почтальон доставил темной ночью

Открытку в роту, в обожженный лес.


Но адресат погиб на переправе,

И ротный писарь написал в углу:

«Вернуть за невозможностью доставить», –

И почтальон ушел в ночную мглу.


Она вернулась, наконец, обратно…

Такой же писарь в блиндаже лесном:

«Доставить невозможно адресату», –

Отметил молча на углу другом.


Потом подумал: «Час лишь, как убит он», –

Глазами строчки пробежал и встал:

Все было как положено в открытке, –

О жизни мертвый мертвому писал.



Приложение №6

Николай Старшинов

Ракет зеленые огни 
По бледным лицам полоснули. 
Пониже голову пригни 
И как шальной не лезь под пули.
Приказ: «Вперед!» 
Команда: «Встать!» 
Опять товарища бужу я. 
А кто-то звал родную мать, 
А кто-то вспоминал – чужую. 
Когда, нарушив забытье, 
Орудия заголосили, 
Никто не крикнул: «За Россию!..» 
А шли и гибли 
За нее.


Приложение №7

Александр Твардовский

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.


В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.


До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.


Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.


И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали…



В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в счет салюта,

В тот час на торжестве была одна

Особая для наших душ минута.


В конце пути, в далекой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

Как с мертвыми прощаются живые.


До той поры в душевной глубине

Мы не прощались так бесповоротно.

Мы были с ними как бы наравне,

И разделял нас только лист учетный.


Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

От их судьбы всегда неподалеку.


И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

Нас эти залпы с ними разлучали…



Приложение №8

Александр Твардовский

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В то, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же...