Сценарий литературного фестиваля, посвященного
155-летию со дня рождения А.П. Чехова:
«В человеке должно быть все прекрасно…»
Цель:
Расширение знаний обучающихся о личности писателя и его литературном наследии.
Задачи:
Закрепить знания обучающихся о русской культуре XIXвека.
Формировать ассоциативное, креативное и критическое мышление обучающихся.
Развивать коммуникативные и творческие способности учеников и их самореализацию через интерес к произведениям А. П. Чехова.
Воспитывать ценностное отношение к русской культуре через развитие эмоциональной восприимчивости и эстетического вкуса.
Воспитывать порядочность, интеллигентность и серьёзную жизненную позицию обучающихся.
Методы и приёмы:
Работа в группах.
Анализ произведений А. П. Чехова.
Использование мультимедийной презентации.
Оборудование и средства:
Компьютер, проекционное оборудование.
Выставка книг, посвящённая творчеству писателя.
Фрагменты произведений:
П. И.Чайковский цикл «Осенняя песнь»
Ф.Шопен «Ноктюрн № 2»;
фрагменты произведений А. П. Чехова: "Толстый и Тонкий", «Хирургия».
(Слайд №1)
Танец (вальс), в конце танца - чтение стихотворения Юрия Левитанского «Время, бесстрашный художник»
(Слайд №2)
Время, бесстрашный художник,
Словно на белых страницах,
Что-то все пишет и пишет
На человеческих лицах.
Грифелем водит по коже.
Перышком тоненьким тоже.
Острой иглою гравера.
Точной рукою гримера…
Таинство света и тени.
Стрелы, круги и квадраты.
Ранние наши потери,
Поздние наши утраты.
Черточки нашего скотства.
Пятна родимые страха.
Бремя фамильного сходства
С Богом и с горсточкой праха.
Скаредность наша и щедрость.
Суетность наша и тщетность.
Ханжество или гордыня,
Мужество и добродетель…
Отсветы. Отблески. Блики.
Пятна белил и гуаши.
Наши безгрешные лики.
Лица греховные наши…
Слово учителя
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня мы собрались в этом зале в память великому донскому писателю, нашему земляку Антону Павловичу Чехову, родившемуся 29 января 1860 года в г. Таганроге.
С произведениями Чехова мы знакомимся с раннего детства. Кто не помнит впервые прочитанный мамой рассказ «Каштанка»? Этот рассказ, наверное, до сих пор остаётся одним из самых любимых произведений для многих, сидящих в этом зале.
Однако в мире всегда что-то изменяется... Мы взрослеем, а из жизни уходят талантливые художники, музыканты, писатели и поэты, уходят эпохи, разрушая великие цивилизации. Войны сметают города, Великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это вечные истины, завещанные нам предками и заложенные в художественной литературе. Эти истины учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души.
Литература помогает нам увидеть красоту, почувствовать радость жизни, ведь надо обладать зоркостью, чтобы заметить, например, что-то чудесное в обычном пейзаже или увидеть прекрасное в человеке.
Кому не известны цитаты: «Человек – это то, во что он верит», «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Но далеко не все помнят, что их автором был Антон Павлович Чехов, великий русский писатель, чья слава распространилась далеко за пределы нашей страны и не померкла до сегодняшнего дня.
Итак, наш праздник посвящен 155-летию со дня рождения А.П. Чехова.
(Звучит мелодия «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского 1-й и 2-й ведущие выходят на сцену).
(Слайд №3)
1 Ведущий:
В далеком скучном Таганроге
Над морем серо-голубым,
В степной глуши, где вдоль дороги
Стоят желтеющие стоги
И пыль клубится, точно дым
Родился он…
2 Ведущий:
В далеком скучном Таганроге
Он видел жизни серый тон,
Пустые радости, тревоги,
Заботы, дрязги, лень и сон,
Среди тупой мертвящей тины
Он видел скучные картины
Тоскливой жизни без лучей,
Смешных и сумрачный людей,
1 Ведущий:
И, покидая степь родную,
Их жизни скуку вековую
Он сохранил в душе своей.
Он понял царство душ туманных,
Тоскливо спящих вечным сном,
И ряд страниц благоуханных
Он написал о них потом…
(Слайд №4)
2 Ведущий: Знакомство с Чеховым-писателем в школе начинается с его юмористических рассказов. Они занимают в творчестве писателя особое место. Еще студентом он начинает сотрудничать в юмористических изданиях «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». Своими маленькими рассказами начинающий писатель быстро приобрел известность. Эти произведения печатались под псевдонимами Антоша Чехонте, Человек без селезенки, брат моего брата и другими – известно всего свыше 50 чеховских псевдонимов.
(Слайд №5)
1 Ведущий: Юмор – не отдельная часть творчества Чехова, это его взгляд на мир, его видение жизни, неотделимое от иронии, трагикомической усмешки…
В коротких и смешных рассказах А. П. Чехова, как в зеркале, отражаются многие человеческие пороки и недостатки. Автор как бы приглашает нас остановиться и внимательнее присмотреться не только к окружающим, но и к самим себе.
(Слайд№6) 2 Ведущий: Герои рассказа «Толстый и тонкий» — друзья детства. Они имеют имена, автор даже называет их, но имена здесь совсем не важны. Характеристики «толстый» и «тонкий» гораздо полнее раскрывают внутреннюю сущность этих героев. И в этом вы сейчас убедитесь сами. Смотрите сценку в исполнении учеников 5,6,10 классов.
рассказ А.П. Чехова "ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ" (сценка) АВТОР На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом . Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом - его сын.
ТОЛСТЫЙ
- Порфирий! Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
ТОНКИЙ
- Батюшки !Друг детства! Откуда ты взялся?
АВТОР
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены
ТОНКИЙ
.- Милый мой! Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства!
ТОЛСТЫЙ
В гимназии вместе учились!
АВТОР
Нафанаил немного подумал и снял шапку
ТОНКИЙ
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий.- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах... лютеранка.
АВТОР
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
ТОЛСТЫЙ
- Ну, как живёшь, друг? Служишь где? Дослужился?
ТОНКИЙ
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось, уже статский? А?
ТОЛСТЫЙ
- Нет, милый мой, поднимай повыше я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
АВТОР
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира.
ТОНКИЙ
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.
ТОЛСТЫЙ
- Ну, полно! – ( поморщился ) Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
ТОНКИЙ
- Помилуйте... Что вы-с... (захихикал тонкий, ещё более съёживаясь). Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
АВТОР
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.
1 Ведущий:
Перед нами человек, напрочь лишенный чувства собственного достоинства, самоуважения. Автор хочет подчеркнуть, что уважение к вышестоящим и рабское чинопочитание — это совершенно разные вещи, и человек должен уметь достойно себя вести и оставаться человеком на любой ступени служебной лестницы.
(Слайд №7)
2 Ведущий:
А. П. Чехов в своем коротком юмористическом рассказе «Хирургия» отточил текст настолько, что каждое слово в нем имело вес единственно возможного. В своих записях писатель отмечал, что «искусство писать – это искусство сокращать». Смотрите сценку по рассказу А.П. Чехова «Хирургия» в исполнении учеников 7,8,10 классов.
ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «ХИРУРГИЯ»
(Сбоку сцены — Автор, в центре — кабинет зубного врача. За столом, уставленным бутылями с лекарствами, сидит фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока. Он курит сигару. В приёмную входит дьячок Вонмигласов, высокий, коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. )
АВТОР: Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладёт её перед фельдшером.
ФЕЛЬДШЕР: А - а - а. . . моё вам! С чем пожаловали?
ДЬЯЧОК: С воскресным днём вас, Сергей Кузьмич... К вашей милости. Истинно и правдиво в Псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь - порох, хоть ложись и помирай... Хлебнёшь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону... (Показывает на щёку).
Так и ломит, так и ломит! В ухо отдаёт, извините, словно в нём гвоздик или какой другой предмет: так и стреляет, так и стреляет! За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи!
ФЕЛЬДШЕР: М - да... Садитесь. Раскройте рот!
(Дьячок садится на стул и открывает рот. Фельдшер смотрит в рот и находит больной зуб).
ДЬЯЧОК: Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку поносить с Афонской горы да велели тёплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку - то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост. . .
ФЕЛЬДШЕР: Предрассудок. . . Вырвать его нужно, Ефим Михеич!
ДЬЯЧОК: Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем.. На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтобы мы за вас денно и нощно, отцы родные... по: Пустяки. (Роется в инструментах). Хирургия — пустяки... Тут во всём привычка нужна, твёрдость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский.. . Тоже с зубом... Человек образованный, обо всём расспрашивает, во всё входит, как что. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Долго мы тут с ним... Христом - богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как.
АВТОР: Фельдшер берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы.
ФЕЛЬДШЕР (подходя к стулу): Ну - с, раскройте рот пошире... Сейчас мы его... Тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... Тракцию сделать по вертикальной оси... и всё... и всё...
ДЬЯЧОК: Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомёк, а вас господь просветил...
ФЕЛЬДШЕР: Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт... Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот — раз плюнуть... (Накладывает щипцы. ) Постойте, не дёргайтесь. Сидите неподвижно... В мгновение ока… Главное, чтоб поглубже взять. (Тянет ). Чтоб коронка не сломалась...
ДЬЯЧОК (кричит): Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...
ФЕЛЬДШЕР: Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет) Сейчас... Вот, вот. . . Дело - то ведь не лёгкое. . .
ДЬЯЧОК (вопит)'. Отцы... раде - Ангелы! Ого - го... Да дёргай же, дёргай! Чего пять лет тянешь?
ФЕЛЬДШЕР: Дело - то ведь, хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот.
АВТОР: Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слёзы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительные полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.
ДЬЯЧОК (плачущим и в то же насмешливым голосом): Тянул!.. Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света Божьего не вижу...
ФЕЛЬДШЕР (сердито): А ты зачем руками хватаешь. Я тяну, а ты под руку толкаешь и разные глупые слова... Дура!
ДЬЯЧОК: Сам ты дура!
ФЕЛЬДШЕР: Ты думаешь, мужик, легко зуб - то рвать? Возьмись-ка. Это не то, что на колокольню да в колокола отбарабанил! (Дразнит) «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашёлся! Ишь ты… Господину Египетскому Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человечище почище тебя, а не хватал руками... Садись, тебе говорю!
ДЬЯЧОК: Света не вижу. . . Дай дух перевести… Ох! (Садится) Не тяни только долго, а дёргай. Ты не тяни, дергай... Сразу!
ФЕЛЬДШЕР: Учи учёного! Экий, господин, народ необразованный! Живи вот с этакими. . . очумеешь! Раскрой рот. . . (Накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. . . Это не на клиросе читать. . . (Делает тракцию) Не дёргайся! Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. Так…Не шевелись... Ну, ну… (Слышен хруст) Так и знал!
АВТОР. Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлён... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.
ФЕЛЬДШЕР (бормочет): Было б мне козьей ножкой … Этакая оказия!
АВТОР: Придя в себя, дьячок суёт в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.
ДЬЯЧОК: Парршивый чёрт... Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
ФЕЛЬДШЕР (тихо): Поругайся мне ещё тут... Невежа... Мало тебя в бурсе берёзой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге семь лет жил. . . образованность. . . один костюм рублей сто стоит. . . да и то не ругался. . . А ты что за пава такая! Ништо тебе, не околеешь!
АВТОР: Дьячок берёт со стола свою просфору и, придерживая щёку рукой, уходит восвояси.
1 Ведущий: Итог этого рассказа закономерен — случайный человек взялся за то, чего он делать не умел, а, следовательно, нанес вред другому человеку.
(Слайд №8)
2 Ведущий:
На уроках литературы и внеклассного чтения вы познакомились со многими юмористическими рассказами Чехова. Но внимательно ли вы их читали? Проверим это, проведя игру «Лучший знаток творчества Антона Павловича Чехова!»
1 Ведущий. Сегодня в нашем зале происходит необычное событие: ученики нашей школы будут бороться за право называться лучшим знатоком творчества Антона Павловича Чехова! В игре участвуют все желающие
(за каждый правильный ответ вручается жетон, в конце игры подсчитываются жетоны и определяется победитель).
Объявляется первый конкурс — «Разминка». Уважаемые участники нашей литературной игры, вам предлагается узнать чеховского персонажа по фрагменту текста.
Первый вопрос:
«Я вчера приходил беспокоить ваше-ство не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?» (Чиновник Червяков, «Смерть чиновника».)
Второй вопрос:
«Помилуйте... Что вы-с... Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...» (Порфирий, «Толстый и тонкий».)
Следующий вопрос:
«… был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож… были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. (Беликов «Человек в футляре»)
Следующий вопрос:
«Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... Насчет дров с Митрий Митричем, — и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я человек работающий... Работа у меня мелкая». (Золотых дел мастер Хрюкин, «Хамелеон».)
2 Ведущий. А сейчас переходим к очередному конкурсу, который мы условно назвали «Визитная карточка». Перед вами предметы, которые, подобно визитной карточке, смогли бы достойно представить их владельцев — героев чеховских рассказов. Итак, я показываю предмет, а вы называете его владельца.
Зонтик — Беликов «Человек в футляре»;
Калоши — Беликов, «Человек в футляре»;
Ножичек в футляре — Беликов, «Человек в футляре»;
Крупные гайки— Денис Григорьев, «Злоумышленник»
Бильярдный шар — Гаев, «Вишневый сад»;
Носовой платок — Червяков, «Смерть чиновника».
2-й ведущий. Мы благодарим всех за активное участие в этом конкурсе.
1-й ведущий. Заключительный конкурс мы назвали «Литературная импровизация». Участники игры получают карточки с именами трех персонажей из какого-то чеховского произведения. За пять минут участники игры должны подготовиться и представить этих персонажей
(в качестве вариантов представления предлагаем пантомиму), а зрители должны узнать этих персонажей.
2-й ведущий. Пока команды готовят «Литературные импровизации», мы проведем блиц-конкурс со зрителями:
Самое длинное путешествие Чехова? (на о. Сахалин)
Первый сборник рассказов? («Сказки Мельпомены»)
Какое учебное заведение и по какой специальности окончил Чехов? (Московский университет, медицинский факультет)
С каким театром связана драматургическая деятельность писателя? (МХАТ)
Назовите фамилию главного героя рассказа «Смерть чиновника»? (Червяков)
Как зовут «толстого» и как зовут «тонкого» в рассказе «Толстый и тонкий»? (Толстый – Миша, тонкий - Порфирий).
Как фельдшер называет инструмент (щипцы), которым он дергает зуб дьячку в рассказе «Хирургия»? (Козья ножка)
Как зовут (фамилия) пострадавшего в рассказе «Хамелеон»?
(Хрюкин – золотых дел мастер)
Для каких целей, герой рассказа «Злоумышленник» отворачивал гайки на железной дороге? (Для грузила для невода, рыбной ловли)
Кто из героев Чехова отправил письмо с адресом: “На деревню дедушке”? ( Ванька Жуков, рассказ “Ванька”)
Герои какого рассказа Чехова, решили бежать в Калифорнию добывать золото? ( Гимназисты второго класса Чечевицын и Королев, рассказ “Мальчики”)
1-й ведущий. Приглашаем участников «Литературной импровизации» на сцену!
(Идет конкурс «Литературная импровизация», в ходе которого участники игры представляют чеховских персонажей).
В качестве героев чеховских произведений могут быть использованы образы Очумелова — «Хамелеон», чиновник Червяков — «Смерть чиновника», Порфирий и Михаил — «Толстый и тонкий», Денис Григорьев — «Злоумышленник», Ванька Жуков — «Ванька», учитель Беликов — «Человек в футляре).
Вот и подошла к концу наша литературная игра.
(Подводятся итоги игры). Победитель приглашается для вручения грамоты.
(Слайд №9)
2 Ведущий:
Главная задача писателя, по мнению Чехова, не обвинять, не преследовать и обличать, а призывать к состраданию. Что же такое сострадание? Сострадать – значит чувствовать страдание другого человека, воспринимать его боль как свою собственную. Это чувство позволяет человеку ощутить свое единство с ближним. Полюбить его. Чехов настойчиво пытается достучаться до души человеческой. Он употребляет все творческие усилия на возбуждение у читателя чувства сострадания. Таковы его многочисленные рассказы - «Тоска», «Егерь», «Горе», «Скрипка Ротшильда», «Ванька».
1 Ведущий:
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..» («Крыжовник»). Это слова повествователя из рассказа Чехова «Крыжовник».
Все творчество великого художника можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего.
2 Ведущий:
Жизненный путь Чехова – яркий пример для подражания:
- сотни произведений, посвященных своему народу;
- героическая поездка на остров каторжников – Сахалин;
- бескорыстная врачебная деятельность;
- организация сбора средств для голодающих в России, открытие столовых;
- неустанная врачебная помощь населению во время эпидемии холеры;
- строительство на личные средства школ для крестьянских детей;
- строительство городской библиотеки в Таганроге.
(Слайд №10)
Звучит музыка Шопена «Ноктюрн № 2» на фоне музыки выступают ведущие.
Ведущий:
Его я часто вспоминаю.
Вот и теперь передо мной
Стоит он, точно как живой,
Такой, каким его люблю и знаю:
Сухие, тонкие черты,
Волос седеющие пряди
И эта грусть в глубоком взгляде,
Сосредоточенном и полном доброты.
Больной и бесконечно милый,
Он был похож на первоцвет,
Сквозь снег, пробившийся на свет.
Ведущий:
Он о своей судьбе молчал,
Хотя до дна источник видел,
Страдая, жизнь не ненавидел,
Жалея всех людей, он их не презирал.
Неумолимый рок унес его в могилу,
Болезнь тяжелая туда его свела.
Она была в груди и всюду с ним ходила:
Вся жизнь страны родной – болезнь его была!
Ведущий:
Он, верно, с нами здесь, печален, но и кроток.
Он с нами навсегда! И в каждом сером дне,
И в русских сумерках, и в летней дреме сада,
И в нежной девушке с задумчивостью взгляда,
И в скорбной женщине с надломанной душой…
В молитвенной тоске, и чистой и большой,
В осеннем вечере и в музыке Шопена…
Учитель. Чехов - великий писатель не только потому, что обладал огромным художественным изобразительным талантом, но также потому, что он со свойственным ему характером писательского таланта внес своими произведениями в историю отечественной литературы новое большое слово.
Он создал свой особый литературный жанр, особую форму маленького рассказа. Он своеобразен по приемам творчества, своеобразен по стилю, своеобразен по темам творчества. Он был чрезвычайно самобытен как писатель. Ни за кем из писателей он не следовал. За ним следовали и следуют писатели.
Чехов писал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Я вам желаю, чтобы каждый из вас стал таким человеком, каким хотел видеть своего читателя Чехов.
Литература:
Школьные вечера и мероприятия. Сборник сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи, литературные гостиные, праздники) 5-11 классы. / авт.-сост. В. К. Чеботаева и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Чехов А. П. Сочинения: В 2-х т. Том.1. Повести и рассказы. 1880-1894. / А. П. Чехов. – М.: Худож. лит., 1982.
Чехов А. П. Сочинения: В 2-х т. Том.2. Повести и рассказы. Пьесы. 1894-1903. / А. П. Чехов. – М.: Худож. лит., 1982.
Интернет-ресурсы:
http://www.tverlib.ru/chehov/
http://www.casaderusia.org/fechas_R3-1.php
Аннотация сценария литературного фестиваля, посвященного
155-летию со дня рождения А.П. Чехова:
«В человеке должно быть все прекрасно…»
Сценарий содержит материал о творчестве А. П. Чехова, его маленьких юмористических рассказах, который имеют глубокий смысл. Сценарий сопровождается презентацией. Некоторые рассказы писателя предложены в инсценированном прочтении учащимися. В сценарий включена литературная игра, которая помогает проверить знания учащихся о великом русском писателе. Данный сценарий позволяет обобщить и расширить знания по творчеству писателя учеников 6-11 классов.