МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПЕРЕСНЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Сценарий литературной гостиной, посвященной
закрытию Года литературы.
Разработан
руководителем ШМО
гуманитарного цикла
Ивченковой Ю.В.
2015 г.
Сценарий литературной гостиной, посвященной
закрытию Года литературы.
На экране – Интервью «А знаете ли вы русских писателей?»
слайд
Ведущий. 2015 год в России объявлен Годом литературы, а качестве логотипа выбраны профили троих известных писателей – А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Анны Ахматовой. В своей жизни эти люди не встречались, но давайте представим, что такое возможно…
На сцене появляется А.С. Пушкин, садится за стол, на котором стоит зеркало, свеча, письменные принадлежности, и начинает что-то писать.
Далее появляется Анна Ахматова и читает свое стихотворение.
Начинается диалог.
Ахматова. Доброго дня, сударь!
Пушкин. Доброго-доброго! Кто Вы, прелестное дитя?
Ахматова. Я известная советская поэтесса – Анна Ахматова.
Пушкин. Рад, рад. А я, позвольте представиться …
Ахматова. Знаю, знаю – Вы гений русской литературы, основоположник русского литературного языка – Александр Сергеевич Пушкин.
Пушкин. Откуда вы знаете меня?
Ахматова. Доказано многими учеными – русская нация самая читающая в мире.
Появляется Н.В. Гоголь.
Гоголь. Друзья мои! О чем Вы спорите, в будущем давно про нас все забыли. Литература не актуальна!
Пушкин. А я бы с Вами поспорил.
Ахматова. Зачем спорить, лучше давайте проверим. Александр Сергеевич, в Вашей сказке есть волшебное зеркало, может быть оно поможет нам перенестись в будущее?!
Пушкин берет зеркало со стола и начинает с ним говорить. К нему подходят Гоголь и Ахматова. (Пушкин в центре с зеркалом)
Пушкин. Свет наш, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Что же в будущем нас ждет?
Книги наши кто прочтет?
На сцене гаснет свет, звучит музыка полета. Когда вновь включается свет, на сцене ходят дети с планшетами, телефонами и что-то читают. Писатели оглядываются, пытаются понять, что происходит. Останавливают одну девушку.
Пушкин (обращаясь к девушке). Скажи-ка, милое дитя! Читаете ли вы, современная молодежь, и знаете ли кто МЫ?
Девушка. Александр Сергеевич, Вы ли это! (замечает Гоголя и Ахматову) Николай Васильевич! И Вы, Анна Ахматова, Ярославна 20 века. Откуда Вы здесь! Это сон? Я сплю?!
Дети постепенно останавливаются возле говорящих,
рассматривая «пришельцев»
Гоголь. Нет, отнюдь! Это МЫ. И Вы не спите. У нас зашел спор, что литература в Вашем современном обществе не актуальна, книги не читают и нас не знают.
Девушка. Как не читаем, почему не читаем? Мы постараемся Вам доказать обратное (обращаясь в зал) Ребята, давайте докажем уважаемым писателям, что мы знаем литературные произведения, и не только этих авторов.
Ведущий: Мы предлагаем окунуться в мир классической литературы, тем более. Что нашим гостям эта литература близка. И первым право доказать, что современная молодежь читает книги и любит читать, выпало старшеклассникам.
Цикл 7-8 классы – Фонвизин «Недоросль»
Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак.
Цикл 9-11 классы – Чехов А.П. «Юбилей» шутка в одном действии
Ведущий: Спасибо! А мы продолжаем!
Девушка: Внимание на экран! Вы должны узнать произведение и их автора.
Проводится игра «Блиц-опрос» с презентацией.
слайды
Появляется Вовочка с компьютером.
Вовочка. О, а ЧЁ эт вы тут делаете? А?
Девушка 1. Ну, привет! (Вовочка открывает компьютер и начинает изображать игру)
- Вы Вовочку на улице без дела не найдёте,
Хоть книжек не читает он, но каждый день в работе,
Девушка 2.- У Вовочки работы – непочатый край! –
С утра и до полуночи – с компьютером играй!
Девушка 1. - Пришли к нему товарищи, спросили про мечты, -
Скажи, мол, друг, пожалуйста, - кем стать мечтаешь ты?
(Вовочка нехотя отрывается от игры, мутным взором обводит друзей, задумчиво отвечает)
- (Вовочка) Ну-у-у… это… как его… я стану…это… чтобы вот… это… везде на машине гонять… на корабле плавать…
Девушка 2. - Путешественником ?!.
- (Вовочка) А? Ага, путешественником!
Девушка 1. - Путешественником??!!!
- А дорогу по морям ты как найдёшь?
- Ну а если в катастрофу попадёшь?
Девушка 2. - (ритм другой!) А если ты попал – на необитаемый остров?
- Там выжить одному - непросто так, непросто…
- Сумеешь ли ты, Володя, - как Робинзон Крузо?
(Вовочка возмущённо встаёт со стула)
- (Вовочка) Это кто это такой – Комбинезон?
Про него мне знать – какой есть резон?
Не хочу я в путешественники!
Может, я… - боксёром стану во каким!..
Девушка 1. - Скажите, Вова, вот у вас - такая крепкая голова! Вы так держите удар! Это результат упорной тренировки?
- (Вовочка) Это… ага… результат… а ещё – ещё я в неё … ем!!!
(Вовочка изображает боксерский поединок)
Девушка 2. - Он в жизни не прочёл десятка книг, -
- Он, прямо скажем, слабый ученик, -
Девушка 1. - Какое там – рассказ пересказать!
- Ему бы пару слов уметь связать!!!
- (Вовочка) А может коммерсантом стану я!
Считать умею я!… до ста…
Заменят деньги - все таланты! –
Девушка 2. - А если управляющий - окажется обманщик?
Ты как его проверить сможешь?.. Знаний нет, - беда!
- (Вовочка) Тогда!.. Я стану – знаменитейшим артистом!
Я стану песни петь, со сцены выступать!
Девушка 1. - Артистом быть – уменье плюс ученье,
Тяжёлый труд, и чтенье сотен книг, -
- (Вовочка) Так значит, - только книга – путь в науки?
А как же видео, а как же Интернет?
Девушка 2. - Всё это нужные и правильные штуки,
Но всё ж - вернее книг - дороги нет!
- (Вовочка) Тогда – вперёд – читать! Читать!.. Учиться!
- (Вовочка) Тогда - за дело! Книга – лучший друг!
Вовочка обращается к зрителям из зала.
Вовочка (обращаясь к залу). Ребята, помогите мне прочитать фразы из произведений русских писателей. У вас под сидениями прикреплены листы со словами, наша задача вместе собрать слова во фразы и прочитать их.
Игра «Собери фразу»
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается.
В итоге на сцене остаются команды для следующей игры.
Ахматова. Это все хорошо. Но дела с чтением книг у вас обстоят не так уж и безупречно, раз среди вас есть такие Вовочки.
Девушка. Это скорее исключение, чем закономерность. Я бы даже сказала – музейный экспонат.
Пушкин. А что у вас и музеи есть?!
Девушка. Приглашаем Вас посетить нашу экспозицию, а помогут нам наши команды зрителей. Наш музей необычный – по «забытым вещам» вы должны угадать сказку или героя–хозяина. Вещи (подсказки) будут появляться постепенно, ваша задача угадать, используя меньшее число подсказок.
Игра «Музей забытых вещей»
Слайды
Ведущий: А теперь мы хотим предоставить слово самым маленьким читателям.
Цикл 2-4 классы – Н. Носов «Приключения Незнайки»
Цикл 3 класс – Н. Носов «Огурцы»
Гоголь. Ну, удивили! Молодцы! (зрители возвращаются на свои места)
Пушкин. А я все-таки не до конца поверил, что с литературой вы дружите. Произведений то мы своих сегодня пока не услышали. Может быть вы их просто не читали?
Девушка. Читали-читали. Не хотите ли Вы сами, уважаемые, проверить?
Игра «Передай стихотворение»
Пушкин. С превеликим удовольствием. Я начну читать первую строчку стихотворения, а вы продолжайте и передайте ход следующей команде.
(- У лукоморья дуб зеленый …) Доволен-доволен.
Девушка. Подождите. Мы еще и не то можем.
Ведущий: Настало время обратиться к среднему циклу 5-6 классы. Они предлагают вашему вниманию главу из повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома».
Цикл 5-6 классы – Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Ведущий: В современном мире литература делит пьедестал и с еще одним видом искусства – кино. И сейчас мы предлагаем вам окунуться в его волшебный мир.
Фильм «Год Литературы в МБОУ Переснянской СШ» , подготовили учитель русского языка и литературы Абдулова Марина Валерьевна и ученица 9 класса Кузина Азиза.
Ведущий: А теперь слово предоставляется библиотекарю сельской библиотеки Скопцовой Инне Николаевне.
Выступление Скопцовой Инны Николаевны
Ахматова. Ну, что я вам говорила. Современная молодежь неплохо знает литературу.
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
Перед Ахматовой встает Гоголь, а перед ним Пушкин, и все замирают, изображая логотип года литературы.
слайды
Ведущий. 2015 год, объявленный в России годом литературы прошу считать закрытым.