СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной композиции для 11 класса"Серебряный век. А.Блок и А. Белый. Скрещенье судеб".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Попытка воссоздать атмосферу салона "серебряного века" очень привлекает ребят. Восприятие поэтического материала приобретает более осознанный характер,а возможность таким образом обнаруживать "скрещенье судеб" формирует истиннный интерес к нашей литературе.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной композиции для 11 класса"Серебряный век. А.Блок и А. Белый. Скрещенье судеб".»



























Сценарий литературной композиции

«Александр Блок и Андрей Белый. Скрещенье судеб».

Форма проведения: литературный салон.



На фоне фотографий с изображениями зданий, где собиралась публика литературных салонов, звучат слова (автор Заздравина Е.Г.):

Серебряный век открывает сезон

И всех приглашает в богемный салон.

Где свечи мерцают, загадку храня,

Где словом блистают в мерцанье огня.

Причудливость комнат: сарай ли, музей?

И в прелести томной – жираф, колизей?

Хозяйки салонов: и «женщина в красном»,

И Гиппиусв белых одеждах прекрасных,

Зиновьева Лидия – в страсти античной,

Паллада Олимпьевна Бельская – лично,

Легенда салонов княжна Саломея –

Их прелестью женской тот век был овеян.

Какие кружились вкруг них имена…

Какая эпоха, какая страна…

Крупным планом показывается заголовок: «Литературная композиция в рамках литературного салона Серебряного века. Александр Блок и Андрей Белый. Скрещенье судеб».

В помещении, стилизованном под литературный салон, звучит музыка…..? Дама, одна из «декадентских мадонн» 21 века, начинает беседу:

- Господа, хочу вас спросить, ну что декадентского вы сегодня сделали?... Господи, на дворе 21 век! И как хочется новизны, яркости, необычности, свежести мысли, детской наивности, дерзкости, вызова, если хотите. Ах, боже мой! А ведь когда-то всем этим блистал «серебряный век». Какие были салоны, какие имена эпатировали публику, какие страсти будоражили поэтический мир… (Обращаясь к одному из собеседников) Мой друг, вы согласны со мной?

- Безоговорочно, сударыня! Чудное было время: вечер на «башне» у Иванова или чудеса эпатажа в «Бродячей собаке» или: « А не отправиться ли нам в гости к Гиппиус и Мережковскому в дом Мурузи?» А сколько музыкантов, поэтов приютил Блок Александр Александрович в своей квартире, в том самом доме, где с1912 года он жил до самой смерти…

- Один из гостей читает стихотворение А. Блока, одновременно на экране появляется фотография поэта:

За городом в полях весною воздух дышит.

Иду и трепещу в предвестии огня.

Там, знаю, впереди - морскую зыбь колышет

Дыханье сумрака - и мучает меня.


Я помню: далеко шумит, шумит столица.

Там, в сумерках весны, неугомонный зной.

О, скудные сердца! Как безнадежны лица!

Не знавшие весны тоскуют над собой.


А здесь, как память лет невинных и великих,

Из сумрака зари - неведомые лики

Вещают жизни строй и вечности огни...


Забудем дольний шум. Явись ко мне без гнева,

Закатная, Таинственная Дева,

И завтра и вчера огнем соедини.


- (Одна из посетительниц салона) О, да. Эта таинственная Дева, Прекрасная Дама, Вечная Женственность..

- (Один из гостей) Душа моя, не слишком ли это было пропитано мистикой? Этот блоковский символизм так далёк от реальности, так пессимистичен (читает Блока):


Внемля зову жизни смутной,

Тайно плещущей во мне,

Мысли ложной и минутной

Не отдамся и во сне.

Жду волны - волны попутной

К лучезарной глубине.


Чуть слежу, склонив колени,

Взором кроток, сердцем тих,

Уплывающие тени

Суетливых дел мирских

Средь видений, сновидений,

Голосов миров иных.


- (Один из гостей) Да, Александр Александрович поздно познакомился с миром реальности. Но какое страстное желание познать даже не мир, а миры.

- (Один из гостей) Я слышал юный Блок боялся людей.

- ( Дама) Что вы говорите??!!!

- (Тот же гость) Когда его спрашивали близкие: «Что же было в гимназии, Саша?» Он подавленно отвечал: «Люди». Да вы послушайте только:


Боже, как жизнь молодая ужасна,

Как упоительно дышит она,

Сколько в ней счастья и горя напрасно

Борются в страшных конвульсиях сна.


- (Один из гостей) Батюшка, да вы видите только то, что хотите. Неужели вы не понимаете, какая здесь жажда жизни в борьбе противоречий?! Да вот, послушайте хотя бы:


Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, -

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Ночь распростерлась надо мной

И отвечает мертвым взглядом

На тусклый взор души больной,

Облитой острым, сладким ядом.

И тщетно, страсти затая,

В холодной мгле передрассветной

Среди толпы блуждаю я

С одной лишь думою заветной:


Пусть светит месяц - ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, -

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.


- ( Дама) Да, возможно, его ранние стихи наполнены тревогой, тоской, ожиданием, недосказанностью, но зато какая женщина не мечтала бы стать Прекрасной Дамой, олицетворением Вечной Женственности, Мировой Души… Вы знаете, что сборник его «Стихов о Прекрасной даме» называли «громадным молитвенником», обращённым к той, кого поэт сделал своим божеством?


- (Один из гостей)


Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.


В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.


О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.


О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.


- (Один из гостей) А вы знаете, как его коллега по «цеху» Андрей Белый говорил об этой паре: Блок – Менделеева? «Царевич с Царевной - вот что срывалось невольно в душе. Эта солнечная пара среди цветов полевых так запомнилась мне ( на экране - фотография Блока Менделеевой, например, в роли Гамлета и Офелии из домашнего спектакля).


- (Один из гостей) А ведь эта любовь выросла из театрального спектакля. В1897 году Блоку 17-ть, он играет Гамлета, а Любовь Дмитриевна Офелию. Любовь длиною в четверть века… Да, сложная, горькая, трагическая. Но – ЛЮБОВЬ. Как это он писал: «Помните Вы-то эти сумерки? Я ждал Вас час, два, три… показалась Ваша фигура – Ваши линии, так давно знакомые, во всех мелочах изученные, с любовью наблюдённые…» М-да – любовь…


- (Один из гостей) Кстати, о Белом. Удивительное скрещенье судеб. Они родились в один год. Он один из первых, кто высоко оценил талант Блока : «Скажу прямо – Ваша поэзия заслоняет от меня почти всю современно-русскую поэзию».


- ( Дама) А знаете ли вы, что Андрей Белый был безнадёжно влюблён в Любовь Дмитриевну?


- (Один из гостей) Вы говорите О Борисе Николаевиче Бугаеве? Талантливейший был молодой человек. Сын профессора, известного математика. В доме с детства – научные деятели, люди богемы, композиторы, поэты, писатели. С детства - в атмосфере гармонии науки и искусства.


- (Один из гостей) Был удивлён, узнав, что свой первый сборник «Северная симфония» он опубликовал будучи студентом физико-математического факультета Московского университета. О талантливом молодом человеке так активно заговорили в литературных кругах, что он вскоре забыл о своей настоящей специальности.

- (Один из гостей) А какой псевдоним выбрал! Символ чистоты, духовности, успокоения.


- (Один из гостей) Да, это было время, когда Александр Блок был самым близким другом для него. Блок был известен, талантлив и… непонятен…


- ( Дама) Я знаю, что у Блока и Любовь Дмитриевны в этот период были сложные отношения.


- (Один из гостей) Да, это так. И Любовь Дмитриевна искала утешение в беседах с Андреем Белым, рассказывала о своих обидах, несбывшихся мечтах и… тонула в поразительных, редкого цвета глазах Белого (портрет Белого).


- (Один из гостей) А знаете, что Гиппиус писала о Белом? «Удивительное это было существо…Вечное играние мальчика, скошенные глаза, танцующая походка, бурный водопад слов…вечное враньё и постоянная измена»


- ( Дама) Но, согласитесь, в нём была какая-то странная притягательная сила.


- (Один из гостей) О, безусловно! Одно только « Солнце» чего стоит!


СОЛНЦЕ

Автору "Будем как Солнце"


Солнцем сердце зажжено.

Солнце - к вечному стремительность.

Солнце - вечное окно

в золотую ослепительность.


Роза в золоте кудрей.

Роза нежно колыхается.

В розах золото лучей

красным жаром разливается.


В сердце бедном много зла

сожжено и перемолото.

Наши души - зеркала,

отражающие золото.

1903, Серебряный Колодезь

- (Один из гостей) Да, не случайно Любовь Дмитриевна призналась ему в своей влюблённости. И он ответил взаимностью. И хотя признавался близким, что чувствует обречённость и безнадёжность этой любви, разорвать эти отношения никак не может . И между прочим, Белый даже вызывал Блока на дуэль, но поединок не состоялся.


- ( Дама) Но ведь они расстались через два года. Любовь Дмитриевна сообщила Белому, что остаётся с Блоком, а Белый, расставшись со своей мечтой, покинутый и подавленный, уехал за границу.


- (Один из гостей)


ЛЮБОВЬ

Был тихий час. У ног шумел прибой.

Ты улыбнулась, молвив на прощанье:

"Мы встретимся... До нового свиданья..."

То был обман. И знали мы с тобой,


что навсегда в тот вечер мы прощались.

Пунцовым пламенем зарделись небеса.

На корабле надулись паруса.

Над морем крики чаек раздавались.


Я вдаль смотрел, щемящей грусти полн.

Мелькал корабль, с зарею уплывавший

средь нежных, изумрудно-пенных волн,

как лебедь белый, крылья распластавший.


И вот его в безбрежность унесло.

На фоне неба бледно-золотистом

вдруг облако туманное взошло

и запылало ярким аметистом.


- (Один из гостей) Но вот что удивительно. За границей он издал два сборника стихотворений, которые были посвящены Блоку и Менделеевой. Личные обиды не помешали ему даже написать статью «Поэзия Блока». Может, искусство сильнее любви???


- (Один из гостей) Возможно, ведь и о восторженно принятой революции Белый, как и Блок, написал поэму « Христос воскрес», созвучную блоковским «Двенадцати».


- (Один из гостей) А ведь о Белом говорили самые удивительные вещи: его считали пророком, прорицателем, предсказателем. Считается, что он предсказал Первую Мировую, революции 1905-го и1917-го годов и даже Вторую Мировую войну.


- (Один из гостей) Да уж, ка тут не вспомнить стихотворение Белого «В.Я.Брюсову»? Посвящение Валерию Яковлевичу, а писал как будто о себе.

В.Я.Брюсову


Я в свисте временных потоков,

мой черный плащ мятежно рвущих.

Зову людей, ищу пророков,

о тайне неба вопиющих.


Иду вперед я быстрым шагом.

И вот - утес, и вы стоите

в венце из звезд упорным магом,

с улыбкой вещею глядите.


У ног веков нестройный рокот,

катясь, бунтует в вечном сне.

И голос ваш - орлиный клекот -

растет в холодной вышине.


В венце огня над царством скуки,

над временем вознесены -

застывший маг, сложивший руки,

пророк безвременной весны.


- (Один из гостей) Ну, участь пророков в России всегда была незавидной. Точнее, чем у Лермонтова не скажешь: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья».


- (Один из гостей) Да, дар пророчества слишком дорого обходится его обладателям. Андрей Белый сполна это понимал.


ПОЛЕВОЙ ПРОРОК

Средь каменьев меня затерзали:

Затерзали пророка полей.

Я на кость — полевые скрижали —

Проливаю цветочный елей.


Облечен в лошадиную кожу,

Песью челюсть воздев на чело,

Ликованьем окрестность встревожу,—

Как прошло: всё прошло — отошло.


Разразитесь, призывные трубы,

Над раздольем осенних полей!

В хмурый сумрак оскалены зубы

Величавой короны моей.


Поле — дом мой. Песок — мое ложе.

Полог — дым росянистых полян.

Загорбатится с палкой прохожий —

Приседаю покорно в бурьян.


Ныне, странники, с вами я: скоро ж

Дымным дымом от вас пронесусь —

Я — просторов рыдающих сторож,

Исходивший великую Русь.


- (Один из гостей) Если уж быть объективным, то все настоящие поэты – пророки. Дар предчувствия достаётся им вместе с даром творчества. Вспомните у Блока:




Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.


Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.


Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,


И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.


О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!


Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.


- ( Дама) Удивительное было время, голоса «серебряного века». Так прекрасно и так подчас трагически переплетались судьбы поэтов. Но была у них общая отрада и общая боль – Россия.

- (Один из гостей) «Безумствуй, сжигая меня» восклицал Белый:

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия,-

Безумствуй, сжигая меня!


В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины,-

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.


Не плачьте: склоните колени

Туда - в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!


Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез -

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.


Пусть в небе - и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро,-

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!


И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия,-

Мессия грядущего дня!


- (Один из гостей) Со слезами первой любви ассоциировал Блок её «ветровые песни»:


Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...


Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые -

Как слезы первые любви!


Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!


Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...


Ну что ж? Одной заботой боле -

Одной слезой река шумней,

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...


И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..


- ( Дама) Может быть, эта огневая стихия того времени и делала их такими далёкими и такими близкими. Александр Блок и Андрей Белый. Родились в 1880 году. Выросли в атмосфере гармонии науки и искусства. Были влюблены в одну женщину, Любовь Менделееву. Были друзьями, но почти сошлись в дуэльном поединке. И, несмотря ни на что, верили в торжество добра, света, жизни, в том числе и в своей стране, в России.


(На фоне слайдов с пейзажами России)

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить!


Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне, -

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:


Простим угрюмство - разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь - дитя добра и света,

Он весь - свободы торжество!


- ( Дама) Да, господа, вновь вопрошаю: «Что декадентского вы сделали сегодня?» И понимаю, что в памяти остаются не эпатажные фигляры, а поэты, которых питала любовь: любовь к искусству, любовь к России. Интересно, а поэтический мир 21 века как будут называть потомки: «великолепный», «упаднический», «хрустальный», «ренессансный»? Жду вас, господа, на следующую беседу с нетерпением.


(Гости расходятся, прощаясь с хозяйкой):

- Разрешите откланяться.

- Спасибо за увлекательную беседу.

- Весьма признателен за приглашение.

- Сударыня, непременно буду на следующей встрече.

- Рад, очень рад знакомству.

- До встречи, голубушка, в столь же приятной компании.