Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 г. Ярцева Смоленской области
СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:
«ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РОДНОЕ ЯРЦЕВО – ТЫ ЧАСТЬ РОССИИ»
(Единый Методический День)
АВТОР: ИВАНОВА
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА, воспитатель
ЯРЦЕВО 2017 г.
СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса: « Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей дошкольного возраста «Родное Ярцево - ты часть России».
Сегодня у нас необычный мастер-класс. Мы попробуем посмотреть на образовательный и воспитательный процессы с точки зрения ребёнка, так сказать, изнутри. Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Но сегодня я не буду вам рассказывать теорию об игровых технологиях и методиках. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр и определим, какие игры, для чего и когда мы можем использовать, чтобы наши дети получили от нас прекрасное образование и воспитание при решении задач ФГОС по ознакомлению с Малой родиной и с родным городом.
- Если говорить научным языком, мы найдём новые способы создания условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
СЛАЙД 2 Вы видите слова С.Михалкова и В.Сухомлинского о патриотизме и любви к Родине.
Но нельзя любить то, чего не знаешь.
Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
СЛАЙД 3 Цель: распространение опыта по использованию игровых технологий при ознакомлении с родным городом детей старшего дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.
Задачи: познакомить педагогов с игровой технологией квест; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
СЛАЙД 4: В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Академик Д.С. Лихачев писал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати-поле».
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу я начала с ознакомления детей с родным городом.
СЛАЙД 5: Цель моего педагогического опыта – развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному городу.
Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом провожу по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, предприятия города и труд взрослых.
Поставленную цель реализую через квест-игру.
Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
СЛАЙД 6: В конце изучения темы для закрепления и углубления знаний о городе я провожу квест-игры:
«Мой город – и я» (музыкальная школа, дворец культуры, стадион, спортивная школа, ЦДЮТ, Дворец культуры, детская библиотека)
«Путешествие по родному городу» (достопримечательности, современные здания)
«Ярцево в годы войны» (знаменитые люди и улицы города, названные в их честь, памятники воинам)
«Настоящее и прошлое города» (лента времени)
В каждой квест-игре необходимо «провести» экскурсию для гостя-иностранца, для родственника, приехавшего из другого города, для ветерана и т.д.
Путешествие проходит по совместно созданной карте-схеме из одного образовательного пространства в другое.
Конечная цель была найти спрятанный сюрприз, дойти до которой можно последовательно выполняя задания.
Выполненное задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию. Дети вместе с гостем «побывали» на различных значимых объектах города, продемонстрировали свои знания. Были использованы все виды детской деятельности. Путешествия были необычными, запоминающимися, увлекательными, игровыми.
Технологическая карта одного из таких путешествий вы видите на слайдах
Общая игровая цель – экскурсия для гостя к основным значимым для ребенка зданиям города Ярцева, знакомство с их назначением, получение сувенирных подарков видов города
СЛАЙД 7: Программные задачи:
- Формировать социально-коммуникативные компетенции детей: дружелюбие,
умение договариваться, объединяться для решения общей задачи.
- Развивать у детей умение работать в команде, понимая, что общий результат
зависит от приложения сил каждого.
- Способствовать сближению и организованности группы, воспитывать культуру
поведения.
- Закрепить знания детей об известных зданиях родного города, их назначении.
- Закрепить умение детей ориентироваться в пространстве.
- Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к родному городу.
Участники: гость-иностранец, гид-экскурсовод, жители города.
Этапы квест-игры | Виды детской деятельности | Содержание деятельности воспитанников |
Встреча с гостем города. Выбор маршрута – продумывание мест посещения | Коммуникативная деятельность. | «Диалог с жителями города»: Вы живете в городе... Жители города называются … Ваш город стоит на реке… Ваш город строили по проекту… День рождения город отмечает… Ваш детский сад называется… Возле вашего города есть плотина, которая называется … Ваш город славится заводом... |
Остановка № 1 | Познавательно- исследовательская | Моделирование маршрутного листа (эле- менты городского ориентирования): разме- щение на ней фото объектов с указанием стрелок передвижения и нумерацией |
Остановка № 2. «Музыкальная школа» | Музыкальная деятельность | Пение песни «Я люблю свой милый город», муз. и сл. Елены Иващенко. |
Остановка № 3. Библиотека семейного чтения | Восприятие художественной литературы | Чтение стихотворения о Ярцеве Мой дорогой, любимый город! Я счастлива, что здесь живу. Мой Ярцево, ты мне так дорог, Мой город, я тебя люблю! Мне говорят, что есть края иные, Что в мире есть иная красота. А я люблю мой Ярцево родимый, Свои родные, милые места. |
Остановка № 4. Стадион | Двигательная деятельность | Физкультминутка Утром рано мы встаем (руки вверх, опустить через стороны), Город виден за окном (руками показывают окно). Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка), Нас на улицу зовет (ходьба на месте). Мы живем, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки, руки вверх), Для кого-то небольшой (руками показать маленький предмет), а для нас огромный (круговое движение руками). Пусть растет, пусть цветет (пружинка), городок наш скромный (руки в стороны). |
Остановка № 5. «Случай на дороге». | Коммуникативная деятельность | «Подскажи старенькой бабушке безопасную дорогу до поликлиники?» Задание: объяснить дорогу до данного заведения, соблюдая правила дорожного движения |
Остановка № 6. «Художественная школа» | Изобразительная деятельность | Творческое задание – сувенир для гостя |
Остановка № 7 Дворец культуры | Театрализованная деятельность | Этюд «Изобразить деятельность людей разных профессий, работающих в данном здании» |
Остановка № 8 «Подарок городу» | Конструирование из разного материала | Задание: «Украсим площадь возле ДК фонтаном будущего. Изготовление фонтана из пластиковой бутылки и трубочек. У фонтана мы стоим и за струями следим, Как сверкает он красиво, А расписан – просто диво. |
Заключительная часть | | Медаль «Знатоки родного города» |
СЛАЙД 8: Результативность педагогической деятельности при использовании квест-игры проявилась на детях в таких направлениях:
- Познакомились с историческим прошлым и культурным обликом родного города.
- Имеют представления об историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии родного города;
- Умеют свободно мыслить, фантазировать;
- Сформированы нравственные качества: любовь к родному городу, уважение к людям труда.
- Укрепилась устойчивость детских игровых объединений.
- Совершенствовалось речевое общение детей в игровой деятельности
- Научились справедливо, вежливо оценивать поступки свои и товарищей.
- Умеют выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.
СЛАЙД 9: Ведущий: Мастер-класс мы продолжаем,
И педагогов приглашаем
На практическую часть
Сейчас я попрошу выйти сюда несколько человек, которые представляют, что такое исследовательская деятельность. Сегодня они «доктора педагогических наук, исследователи игровых технологий».
1-я подгруппа: «Исследователи»
Ведущий озвучивает задачу:
Сегодня вы изучите несколько развивающих игр, и определите, как их можно использовать по-разному в образовательном процессе, не только по направлению, но и в других областях знаний, а также во время воспитательных мероприятий.
Вторая задача: оценить выданные развивающие игры с точки зрения «детей».
2-я подгруппа: «Творцы»
А в эту подгруппу я попрошу объединиться людей любящих творить и создавать.
Ведущий озвучивает задачу:
Вам необходимо изготовить игру по типу кубиков с картинками видов города.
Все необходимое есть у вас на подносах.
3-я подгруппа: «Практики»
Здесь у нас поработают педагоги- практики.
Ведущий озвучивает задачу:
Вам необходимо придумать правила и ход игры, которую будут изготавливать ваши коллеги педагоги-творцы.
СЛАЙД 10:
Педагоги поработали сегодня продуктивно,
На мероприятии - были все активны.
Спасибо за работу, мы Вас благодарим,
И напоследок Вам сказать хотим:
Мы долго восстанавливали древние святыни,
Приумножали национальное добро.
Давайте в детях воспитывать будем,
Патриотизм, гуманность, чутье.
Мы надеемся на то,
Что усвоили вы все.
Все, что здесь мы рассказали,
Объясняли, показали,
Надолго в памяти храните,
Эти знания детям несите.
Истоки наши изучайте,
И детишек приучайте.
Чтоб на радость людям всем
Дружный был у вас тандем.
СЛАЙД 11: Коллеги, еще раз хочется подчеркнуть, что региональный компонент в формировании нравственно-патриотической позиции очень важен.
Ведь понимание большего всегда начинается с малого. В нашем случае с любви к городу, к людям, которые в нем живут и творят.
Спасибо за внимание!
Литература
Быховский Я.С. Что такое образовательный квест? // http://schoolsector.relarn.ru
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Сокол И.М. Квест: метод или технология? // Компьютер в школе и в семье. – 2014. – № 2(114). – С. 28-32.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.: ТЦ Сфера, 1999г.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004г.
Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».
Якуева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974. – 155с.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003г., № 6.
Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране. Изд: Просвещение, 2009 .
Интернет-ресурсы:
http://old.yartsevo.ru/about_pamiatnic.htm
http://www.google.ru/search?sourceid
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%BE