МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов
Воспитание патриотических чувств
и любви к родному краю
у детей дошкольного возраста
«Родное Ярцево - ты часть России»
Автор: Иванова Наталья Валерьевна, воспитатель
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 7 г. Ярцева Смоленской области
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и сохраненное
предшествующим поколением, может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом»
С.В. Михалков.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии,
творчеству – это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит
к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».
В.А. Сухомлинский
Но нельзя любить то, чего не знаешь.
Поэтому наша задача – научить детей любить свой город, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается
ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина .
АКТУАЛЬНОСТЬ :
В современном обществе в последние годы отмечается тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является наиболее актуальной.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребёнка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. Задача педагогов – сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Содержание образования должно быть направлено на воспитание культурного человека, любящего свой город, край, свою Родину. Академик Д.С. Лихачев писал: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную осёдлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение, перекати-поле».
Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу я начала с ознакомления детей с родным городом.
Цель моей педагогической деятельности – развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольников через позитивное отношение к родному городу.
Поставленную цель реализую через игровые технологии, в частности квест-игру.
Квест в педагогике – это выполнение проблемного задания с элементами игры. Реализация программ дошкольного образования состоит в организации специфических для дошкольников форм познавательной и исследовательской деятельности, творческой активности через игру. Образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с родным городом в формате квест замечательно вписывается в концепцию, заданную ФГОС ДО.
Технологическая карта
Квест-игра «Мой город и Я »
Этапы квест-игры
Виды детской деятельности
Встреча с гостем города.
Выбор маршрута – продумывание мест
посещения
Содержание деятельности воспитанников
Остановка № 1
Коммуникативная деятельность.
Остановка № 2.
«Музыкальная школа»
Познавательно-
исследовательская
«Диалог с жителями города»:
Вы живете в городе...
Жители города называются …
Ваш город стоит на реке…
Кого считают основателем вашего города…
День рождения город отмечает…
Ваш детский сад называется…
Ваш город славится фабрикой…
В вашем городе есть завод...
Остановка № 3. Библиотека семейного чтения
Музыкальная деятельность
Моделирование маршрутного листа (элементы городского ориентирования): размещение на ней фото объектов с указанием стрелок передвижения и нумерацией
Восприятие художественной
литературы
Пение песни о городе, танцевальная композиция.
Чтение стихотворений о Ярцеве.
Мой дорогой, любимый город!
Я счастлива, что здесь живу.
Мой Ярцево, ты мне так дорог,
Мой город, я тебя люблю!
Мне говорят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота.
А я люблю мой Ярцево родимый,
Свои родные, милые места.
Остановка № 4. Стадион
Остановка № 5. «Случай
на дороге».
Двигательная деятельность
Физкультминутка
Утром рано мы встаем (руки вверх, опустить через стороны),
Город виден за окном (руками показывают окно).
Он проснулся, он живет (руки на пояс, пружинка),
Нас на улицу зовет (ходьба на месте).
Мы живем, мы растем в нашем городе родном (подняться на носки, руки вверх),
Для кого-то небольшой (руками показать маленький предмет), а для нас огромный (круговое движение руками).
Пусть растет, пусть цветет (пружинка),
городок наш скромный (руки в стороны).
Коммуникативная деятельность
Остановка № 6. «Художественная школа»
«Подскажи старенькой бабушке безопасную дорогу до поликлиники?»
Задание: объяснить дорогу до данного заведения, соблюдая правила дорожного движения
Изобразительная
деятельность
Остановка № 7
Дворец культуры
Остановка № 8
«Подарок городу»
Творческое задание – сувенир для гостя
Театрализованная
деятельность
Этюд «Изобразить деятельность людей разных профессий, работающих в данном здании»
Конструирование
из разного материала
Заключительная часть
Задание: «Украсим площадь возле ДК фонтаном будущего. Изготовление фонтана из пластиковой бутылки и трубочек.
У фонтана мы стоим и за струями следим,
Как сверкает он красиво, А расписан – просто диво.
Медаль «Знатоки родного города»
Результативность педагогической деятельности при использовании квест-игры
проявилась на детях в таких направлениях:
- Познакомились с историческим прошлым и культурным обликом родного города.
- Имеют представления об историческом, культурном, географическом, природно-экологическом своеобразии родного города;
- Умеют свободно мыслить, фантазировать;
- Сформированы нравственные качества: любовь к родному городу, уважение к людям труда.
- Укрепилась устойчивость детских игровых объединений.
- Совершенствовалось речевое общение детей в игровой деятельности
- Научились справедливо, вежливо оценивать поступки свои и товарищей.
- Умеют выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1-я подгруппа:
2-я подгруппа:
3-я подгруппа:
Мы долго восстанавливали древние святыни,
Приумножали национальное добро.
Давайте в детях воспитывать будем,
Патриотизм, гуманность, чутье.
Мы надеемся на то,
Что усвоили вы все.
Все что здесь мы рассказали,
Объясняли, показали,
Надолго в памяти храните,
Эти знания детям несите.
Истоки наши изучайте,
И детишек приучайте.
Чтоб на радость людям всем
Дружный был у вас тандем.