СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия «Новогодний каламбур: традиции русского народа»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство детей с традициями русского народа. Особенности празднования новогодних праздников. Связь времён : прошлого и настоящего.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия «Новогодний каламбур: традиции русского народа»»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «НАТУРАЛИСТ»

г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского края




Сценарий мероприятия

«Новогодний каламбур: традиции русского народа»

(для детей среднего и старшего школьного возраста)



















Разработала:

педагог дополнительного образования

ДЭБЦ «Натуралист»

Семёнкина Наталья Владимировна







г. Амурск 2018г

Пояснительная записка

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства, педагогов дополнительного образования, воспитателей. Народные танцы, песня, как и другие жары фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Разработка мероприятия будет интересна педагогам дополнительного образования, классным руководителям, воспитателям во внеурочной занятости детей.

Мероприятие сопровождается слайд-шоу и подбором соответствующей тематической музыки.

































Цель: познакомить детей с древними традициями празднования Рождества и Крещения. Установить связь времен: прошлого и настоящего.

Задачи:

· познакомить с историей возникновения праздников Рождества и Крещения;

· познакомить с понятием " Святки» и историей их возникновения;

· расширить духовный мир детей;

воспитывать нравственные ценности в духе русских православных традиций;



Оборудование:

  1. Проектор

  2. Ноутбук

  3. Экран

  4. микрофоны

  5. Папка с музыкальными треками для оформления праздника.

  6. Реквизит на сценки: сундук с вещами, бижутерия, шляпы

  7. Текст колядок

  8. Реквизит на конкурсы: шапочка собачки, косточки, «снежки», ремешки-поводки

  9. Интерактивные презентации-игры





















Ход мероприятия:

Под фоновую музыку и слайд- шоу выходит ведущий:

Добрый вечер, дорогие девочки и мальчики, а также их родители! Здравствуйте, уважаемая Татьяна Владиленовна и гости нашей встречи! Я от души поздравляю вас со всеми новогодними праздниками! Год Жёлтой Земляной Собаки скоро вступит в свои владения.

Такса, Колли, Лабрадоры,
Праздничные визитеры!
С новым годом поздравляли,
Искренне добра желали!

Пудели и Доберманы —
Удачи море, океаны!
Хаски, Сенбернар, Овчарка —
Радость в качестве подарка!

Фокстерьер, Бульдог, Шарпей —
Много интересных дней!
Долматин, Терьер, Боксер —
Дарят праздничный задор!
Мопс, Афганская борзая —
Тоже всех Вас поздравляют!

Новый год - это здорово! Новые планы, новые друзья, но о старых забывать нельзя, разные интересности…новый позитив!....Верно? Значит, не помешает привлечь удачу в свои сети прямо здесь и прямо сейчас!

Для этого проведём РИТУАЛ: у меня есть 2 косточки, которые бегут по рукам под музыку…как музыка остановится, сразу берём косточку в руки, одеваем шапочку собачки-символа года и тявкаем, виляя хвостиком…Удача обязательно будет с вами, а также море хорошего настроения и желания получать пятёрки и четвёрки!

( Интерактив «Привлекаем удачу»)

Молодцы! Уверена, всё будет отлично!

В новый год все стараются окунуться в детство, в праздник, в волшебство! Мы с вами уже окунулись во все эти замечательные новогодние праздники, но, по-моему, праздновать и получать подарки всегда приятно! Правда, друзья?

С 7 по 21 января вовсю идут святочные гадания, с19 января с Крещения начались крещенские морозы, берегите носы, одевайтесь потеплее! Чтобы правильно соблюдать все праздники и получать от них удовольствие, нужно…что знать и что изучать? Правильно, историю…традиции..культуру!

Кто уверен, что отлично ориентируется в новогоднем каламбуре? Знает праздники, названия…имена новогодних персонажей…ПОДНИМИТЕ РУКУ! Мы сейчас проверим знатоков, а кому-то из вас пополним знания!

А что такое «Святки»?

Праздник этот самый длинный.

Он веселый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели.

От Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенье,

Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили.

Праздник ждали и любили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Показ презентации «От рождества Христова до Святок»

1.На слайде «Колядки» предложить послушать фольклорное исполнение колядок русского народного ансамбля.

2.Творческое задание:

  • вызвать при помощи музыкальной игры на конкурс ребят, которым предлагается сундук с вещами, головными уборами и украшениями. Надо одеться нарядно, взять текст колядок и спеть так, чтобы зрители угостили ряженых и поверили их песенкам: задорно, весело, убедительно! А зал дружно аплодисментами поддерживает ряженых!

Текст сценки – импровизации:

1.Вот и матушка – зима пришла,

Отворяй – ка ворота!

Пришли святки!

Пришла коляда!

Коляда – моляда

Зашла в новы ворота!

А за ней мороз

Через тын перерос!

Мороз невелик,

2.Да стоять не велит!

Не велит мороз стоять,

Нам пора колядовать!

Велит скоро подавать

Или тёпленький пирог,

Или маслице, творог,

Или денежку копьём,

Или рубль серебром!

3.Коляда, коляда! А бывает коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла —

Рождество принесла!

А дай Бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густ,

Рожь ужиниста!

Дай вам, Господи,

Скота, живота,

корову с теленочком,

овцу с ягненочком,

лошадь с жеребеночком,

свинью с поросеночком!

Хором.

Открывайте сундучок,

Подавайте пятачок!

Хоть блина, хоть сала клин,

Хоть печенья, хоть варенья.

Нам на угощенье!

4.Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!

Вот вам угощенье – 
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!

5.Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.



Аплодисменты ряженым! Если заслужили, угощайте их баранками да сладостями!

3.На слайде «Гадание» - интерактивная музыкальная игра «Погадай-ка». Суть игры состоит в том, что гадающий выбирает игровое поле с цифрой, нажимает на неё и слушает музыкальный отрывок - предсказание.

Помните, Жуковского:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном слушали;

Кормили счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой;

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.



4.Для закрепления знания, внимание на экран! Поиграем в «Свою игру». Для этого правая сторона зала- 1 команда, левая, соответственно, 2 команда.

(«Своя игра)

Вы - большие молодцы! Но, меня мучает один очень важный вопрос, КОМУ всё же дети пишут письмо, чтобы получить подарочки на новый год?

Есть варианты ответов:

  1. Родителям

  2. Леониду Якубовичу на «Поле Чудес»

  3. Дедушке Морозу

  4. Президенту Российской Федерации

Правильно, Дедушке Морозу. Кто писал письмо Деду Морозу в этом году, поднимите руки? Здорово! Я прямо слышу приближение Дедушки, да не одного, а как положено, с красавицей Снегурочкой! Давайте их позовём: Дед Мороз! 3-4!

Под музыкальный фон входят Д.М и Снегурочка.

Д.М: Здравствуйте, дорогие друзья! Спешу поздравить с новым годом я! Везде побывали мы с моей внученькой, подарочками порадовали и детей, и взрослых. Вот на святочные праздники наконец-то и до вас добрались!

Снегурочка:

Д.М, посмотри вокруг, у них даже ёлочки нет, может, ну их, пойдём домой. А подарочки себе оставим!

Ведущий: Это дело поправимое, наживное! Для этого сейчас нам нужны 2 команды, которые будут наряжать ёлочку, работаем в онлайн-режиме! Все готовы?

Конкурсы:

1.Конкурс « Наряди ёлочку» (Две команды из предложенного реквизита наряжают высокого мальчика -ёлочку)

2.Хоровод вокруг новоиспечённой ёлочки

3.Путешествуем на поезде «Антошка» (Игротанец )

4. «Хлоп-топ» Подводка к танцу: Покажите ответ на мой вопрос при помощи головы: «Вы любите получать подарки?» (Все кивают головой) Киваем дальше. Ведь подарков сейчас будет много! Готовы? Поехали!

5.Джаз Дэнс «Новогодний микс»

6.Танцевальный батл: Команда Деда Мороза против Команды Снегурочки.

Конкурсы по командам:

1.Несём косточку, зажав подбородком как бантик, руки –как лапы у собаки, виляя хвостиком, огибаем препятствие и несём обратно, передаём без рук следующему.

2. Наполняем мешок Д.М снежками

3.Конкурс «Прогулка»: выгуливаем пёсиков на поводке (всех ребят и девчат в команде).

Д.м и Снегурочка прощаются:

Дед Мороз:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Снегурочка:

Говорим вам: до свиданья,

До счастливых добрых встреч! (Уходят)

Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водо- святием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного!

 Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга! А я вам от чистого сердца дарю каждому пузырёк со святой водицей! Будьте здоровы!



Общее фото



Интернет-ресурсы:

1.http://tonshschool.ru/sites/default/files/tradicii%20russkogo%20naroda%205.pdf

2.https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/02/07/vneklassnoe-meropriyatie-ot-rozhdestva-do-svyatogo