ГБОУ Уфимская коррекционная школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - Республиканский центр дистанционного образования детей-инвалидов на дому (Дуван).
Сценарий внеклассного мероприятия,
посвященный Международному дню родного языка.
подготовила Николаева С.В.,
учитель русского языка и литературы.
Разработка составлена в форме информационно-познавательной игры. Материал, подобранный для данного мероприятия, дает возможность учащимся проявить интерес и проникнуться большим уважением к родному языку, развивать память, внимание и мыслительную деятельность, работать над развитием связной речи.
Цель: познакомить обучающихся с ролью родного языка в жизни общества.
Задачи:
расширять кругозор и интеллектуальный уровень обучающихся;
развивать логическое мышление;
прививать интерес к слову и речевой культуре;
способствовать самовыражению личности;
учить ребят работать в коллективе.
Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint.
План:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
3.Информационный блок
4.Интелектуальная игра.
Ход проведения мероприятия:
Звучит стихотворение башкирского поэта Рами Гарипова
«Родной язык»:
Я, как пчела в саду цветущем, в поле,
Как жемчуга искатель в глубине,
Тружусь, веду свой поиск, и все боле
Родной язык волнует душу мне.
Сэсэна сказ и матери напевы
Для жизни он вобрал, а не для лжи.
В нем колосятся праотцов посевы,
В нем жив мой предок, правнук будет жив.
К народам-братьям с ним прийти я вправе,
Чтоб он звучал средь языков других.
Кто низким вздумал бы язык наш ставить,
Сам не высок тот в помыслах своих.
Чьим сыном без него назваться мне бы,
Чтоб общий подвиг с братьями вершить?
Есть у меня с ним и земля, и небо,
Я без него — безвестный, без души.
Слайды 1, 2.
Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год
с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Слайд 3.
Каждый народ - это своя неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык.
Сберечь его – очень важная задача.
Слайд 4.
Родной язык одновременно можно назвать и культурой и образом мыслей. Многообразие языков – это огромное достояние человеческого наследия.
Поэтому, прежде всего, Международный день родного языка введен для защиты исчезающих языков
Слайд 5.
В дореволюционной России 1917 года насчитывалось 193 языка, а на момент распада СССР к декабрю 1991 года - только 40. Таким образом, ежегодно исчезало по два языка. Специалисты определили? Что для того, чтобы язык выжил. На нем должно говорить не менее 100 000 человек.
Слайд 6.
Языки с момента возникновения человечества рождались, существовали и вымирали, часто не оставляя после себя ни следа. Однако никогда раньше процесс их исчезновения не проходил так быстро как в XX веке. Международная организация ЮНЕСКО зафиксировала около 6000 тысяч языков, используемых во всем мире. Всего 4% населения могут свободно говорить на 96% языков. А около 80% языков африканских регионов не имеют письменного отображения.
Слайд 7.
Под угрозой вымирания находятся 43% языков (2465).
Зона риска: Индия (197), США (191), Бразилия (190), Китай (144), Индонезия (143), Мексика (143).
За три последних поколения исчезли 200 языков. В Европе может исчезнуть 33 языка.
Некоторые языки, которые считаются исчезнувшими - находятся в состоянии возрождения (Корнуэльский), язык сими (Новая Каледония).
Слайд 8.
Язык является наиболее мощным инструментом сохранения и развития культурного наследия. Любая деятельность по содействию и распространению родного языка поможет пониманию языковых и культурных традиций во всем мире.
Слайд 9.
По результатам оценки ЮНЕСКО из 6 тысяч языков, существующих в мире, примерно половина может в скором будущем лишиться своих последних носителей.
Слайд 10.
А с приходом в нашу жизнь новых современных технологий национальным меньшинствам стало очень трудно завоевать признание своих языков, ведь язык, не представленный в Интернете, для современного мира «не существует».
Слайд 11.
Сегодня доминирующим языком признается английский, хотя, по мнению ученых, он может уступить свое место китайскому языку. Но в сети Интернет английский язык прочно занимает лидирующее положение, так как 81% страниц – на английском языке. Немецкий и японский языки занимают всего 2%, испанский, французский и скандинавские языки – по 1%. На все остальные языки отводится всего 8% всех веб-страниц.
Слайд 12,13.
Родной язык является неповторимым выражением всего разнообразия человеческого творчества.
Каждый язык богат своей историей, которая является отражение связи между прошлым, будущим и настоящим.
Слайд 14.
Русский язык родной для 164 миллионов человек, но 130 языков в России в серьезной опасности, 22 языка на грани исчезновения, а 15 считаются мертвыми.
Слайд 15.
Благодаря ЮНЕСКО в сети был создан портал, дающий возможность национальным меньшинствам получать доступ к знаниям и образовательным ресурсам. В первую очередь, ЮНЕСКО призывает оказывать помощь странам, желающим сохранить свое многообразие культуры, и обеспечивает качественным обучающим материалом национальные меньшинства
В форме интеллектуальной игры проводится «Конкурс знатоков русского языка».
Слайд 16.
Конкурс скороговорок (задание: произнести скороговорку чётко, быстро и выразительно):
1. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
2. Осип охрип, Архип осип.
3. По семеро в сани уселись сами.
4. Свиристель свиристит свирелью.
5. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
6. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Слайд 17.
Дополните пословицу (задание: вспомнить пословицы по началу фразы и продолжить их):
Что на уме, то и на языке.
Язык мой - враг мой.
Говори, да не заговаривайся.
Язык до Киева доведет.
Не спеши языком, а спеши делом.
Из пустого в порожнее переливает.
Слайд 18.
Назовите фамилии (задание: вспомнить и назвать фамилии выдающихся людей, внесших свой вклад в развитие языка):
Михаил Васильевич Ломоносов
Александр Сергеевич Пушкин
Лев Николаевич Толстой
Сергей Иванович Ожегов
Сергей Владимирович Михалков
Мустай Карим
Слайд 19.
Занимательные вопросы (задание: подумать и ответить на вопросы):
В каком слове сорок гласных? сорока
Какой алфавит состоит всего из шести букв? азбука
В каком числительном содержится приказ? три
В каком числительном содержится приказ? стонет
В каких словах по 100 согласных? стоЛ, стоГ, стоН
Какое слово принадлежит только каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья, родные? имя
Слайд 20.
Составьте слово (задание: переставить слоги местами, чтобы получились слова):
Ланпе - пенал
Тарпа - парта
Гакни - книга
Чкару - ручка
Традьте - тетрадь
Нецра - ранец
Слайд 21.
Конкурс шарад (задание: разгадать каждую часть шарады, сложить их вместе, узнать задуманное слово);
1.Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ
Подснежники
Корень мой из слова СКАЗКА ,суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК, приставка в слове РАСХОД, окончание в слове ДОМ.
Рассказчик
Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.
Молодцы
Слайд 22.
Любите и берегите свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.
Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа.
Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!
Список, использованной литературы
1.Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008
2.Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005
3.https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/
4.http://www.dkmg.ru/news/21-fevralya-mezhdunarodnyy-den-rodnogo-yazyka
5.http://www.inmoment.ru/holidays/language-day.html
6.http://www.ptd-omsk.ru/news/mezhdunarodnyy-den-rodnogo-yazyka
7.http://f13.ucoz.net/publ/8-1-0-27