СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "Природа не прощает ошибок"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представления обучающихся об экологических законах, побуждать детей к природоохранным мероприятиям.

Просмотр содержимого документа
«сценарий мероприятия "Природа не прощает ошибок"»

МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»











Классный час  в 8 Б классе

по экологическому воспитанию:

 

«Природа не прощает ошибок».







Провела: Горяинова Н.В.,

классный руководитель 8Б кл.







2015г.

Классный час  в 8 Б классе по экологическому воспитанию:

 «Природа не прощает ошибок».

 
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.  


                

   План классного часа:
Вступительное слово. 

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». 
Интерактивная беседа. 
Информационный блок «Законы экологии». 
Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?». 
Работа в группах «Обращение от имени природы». 
Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя». 
Подведение итогов.



  Ход классного часа.

Фильм «Планета – наш общий дом»

  1. Вступительное слово

Кл. руководитель. Мы посмотрели фильм о нашей прекрасной и беззащитной перед научным прогрессом планете. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить  и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре. Тема нашего сегодняшнего разговора «Природа не прощает ошибок» Слайд1

Эпиграфом к нашему разговору я взяла стихотворение Е. Евтушенко Слайд2

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

  2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Кл. руководитель. Слайд3 Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами. Слайд4

  3. Интерактивная беседа.

Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Примерные ответы детей:

- Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

- В природе всё находится в равновесии, всё связано.

- Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. О такой взаимосвязи расскажут наши корреспонденты

Слайд 5-7

Ара́льское море  — бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии, на границе Казахстана и Узбекистана. С 60-х годов XX века уровень моря (и объём воды в нём) стал быстро снижаться вследствие забора воды из основных питающих рек Амударья и Сырдарья с целью орошения хлопковых полей, в 1989 году море распалось на два изолированных водоёма — Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море.

До начала обмеления Аральское море было четвёртым по величине озером в мире.

До 1970-х годов в Арале обитали 34 вида рыб, из них более 20 имели промысловое значение.

Усыхание моря несколько повлияло на климат региона, непосредственно прилегающего к бывшей акватории моря (на расстоянии до 100 км от бывшей береговой черты), который стал более континентальным: лето стало более сухим и жарким, зима — более холодной и продолжительной. С осушенной части бывшего морского дна ветрами в больших количествах на близлежащие регионы выносится пыль, содержащая морские соли, пестициды и другие химикаты.

В результате обмеления резко выросла (практически в 10 раз) солёность Большого Арала, что вызвало вымирание многих видов флоры и фауны, приспособленных к меньшей солёности. Большой Арал потерял рыбохозяйственное значение, закрыты порты.

Имеется ряд негативных последствий для жителей Приаралья: высокий уровень безработицы, высокая детская и материнская смертность вследствие неблагоприятной экологической обстановки

- Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

Слайд 8-9

Истребление воробьев в Китае началось под возгласы «Да здравствует великий Мао» и с размахивания тряпками, закрепленными на длинных шестах. В парках, на улицах и крышах домов люди (горожане и крестьяне, школьники и старики, мужчины и женщины) кричали, свистели, махали тряпками, стучали по кастрюлям, в общем, делали все, чтобы воробьи как можно дольше находились в воздухе.

Расчет на то, что воробьи без отдыха не могут находиться в воздухе более пятнадцати минут, оправдался. Птицы изможденные длительным нахождением в воздухе и не возможностью куда-либо приземлиться начали буквально валиться с неба. Тех, которые не погибал от удара о землю добивали чем попало. Птиц находивших убежище на дереве и не реагировавших на вопли толпы из-за усталости доставал выстрел снайпера.

В активной фазе это безумие продолжалось с марта по ноябрь 1958 года. За это время в Китае было уничтожено примерно два миллиарда воробьев.

Радовались китайцы недолго. Если в первый год после массового убийства воробьев в Китае был зафиксирован достаточно неплохой урожай, то на следующий сезон в результате расплодившейся саранчи и гусениц, съевших подчистую все побеги в стране разразился голод. Недальновидная политика руководства Китая по уничтожению воробьев стоила жизни тридцати миллионам китайцев. В результате она была признана ошибочной. Чтобы восстановить дисбаланс и восстановить популяцию воробьев их пришлось вагонами завозить из СССР.

Самый первый памятник этой маленькой птахе был установлен в американском городе Бостоне. Так местные жители отблагодарили птицу за спасение от страшных гусениц, напавших на поля и сады. Ведь до появления европейцев на американском континенте воробьи там не водились. А когда поселенцы начали осваивать новые плодородные земли, оказалось, что многим местным жукам и гусеницам очень по вкусу культурные растения.

Чтобы справиться с нашествием гусениц, от которых буквально шевелилась земля на полях, из Европы специально завезли воробьев. Птицы очень быстро размножились (ведь они выводят птенцов до 3-х раз за лето), и урожаи оказались под надежной защитой.

- В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.







Слайд 10

В Норвегии был полностью истреблен ястреб-тетеревятник по причине того, что охотники считали его вредным хищником, который питался белыми куропатками. На следующий год добыча охотниками куропаток резко возросла. А еще через год стала падать, и вскоре в стране почти перестали добывать куропаток. Оказалось исчезли они из-за того, что истреблены ястребы.
   Выяснилось, что ястребы уничтожают в первую очередь больных, ослабленных птиц, тем самым не давали распространяться болезням. Не стало ястребов, некому было уничтожать больных птиц, и среди куропаток начались эпидемии, массовая гибель птиц.
   Дело в том, что наличие ястреба-тетеревятника в лесах является признаком здоровья популяции дичи!
   Люди еще не поняли окончательную пользу хищных птиц и продолжают их истреблять.

- В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.

 

 4. Информационный блок «Законы экологии».

Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Слайд 11 Их сформулировал американский учёный - эколог Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: : «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

«Четвёртый закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

  5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

Классный руководитель. Сейчас мы проведём виртуальный рейд по улицам нашего посёлка и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель.

Слайд 12 Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

Примерные ответы детей:

- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

- Нарушены первый и второй экологические законы.

- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

Классный руководитель. Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Слайд 13 Ага, это жители сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон они нарушают? 

Примерные ответы детей:

- Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

- Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

- Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить

Классный руководитель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». Слайд14 .На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

Примерные ответы детей.

- Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

- Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

- А ещё и третий закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Классный руководитель. Мы выехали на окраину посёлка,. Слайд 15 Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но местные власти решили расширить границы посёлка, избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? 

Примерные ответы детей: 

- Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

- Нарушается третий закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

- Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

  6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. Давайте напишем письма- обращения к тем от кого зависит экологическое равновесие в природе.

Первая группа напишет обращение к руководителям промышленных предприятий.

Вторая группа напишет рыболовам и охотникам

Третья группа подготовит обращение к ученикам нашей школы.

Клип «Просьба».

Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Классный руководитель Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

К доске выходят представители групп и читают обращения.

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

  
7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих  законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Вернёмся к эпиграфу нашего классного часа. Слайд 16.

О чём говорит здесь поэт? 

Примерные ответы детей:

- Что нужно беречь природу.

- Что нельзя убивать зверей.

- Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери? 

Примерные ответы детей:

- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

- Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

- Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе, а пока мы должны сказать «Прости, Земля!»

Клип «Земляне»

 
Подведение итогов (рефлексия). После всего сказанного давайте решим как каждый из нас должен относиться к природе. На доске вы видите голое дерево и листочки жёлтого и зелёного цвета, определитесь, какого цвета листочек вы выберите

Слайд 18 Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.

Спасибо. Надеемся, что те, кто прикрепил жёлтые листочки со временем пересмотрят своё отношение к природе.




Клип Антонова Слайд 19.