«Прощай, Азбука!»
ход праздника.
Звучит музыка. Дети входят в зал и садятся.
Учитель. Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители, гости! Мы пригласили вас на праздник «Прощание с Азбукой». У нас большая радость – изучена первая школьная книга. Начнем наш праздник с песни.
Ученик 1
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли,
Азбуки красивые на столах нашли.
Ученик 2.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик 3.
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут,
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Ученик4. Я с этой книгой первый раз Пришла в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбила,
Я в ней все буквы изучила.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
На свете много книжек есть,
Все книги я смогу прочесть!
Ученик 5.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать в полгода
Научила нас она!
У. О какой книге идет речь?
Дети. Об Азбуке.
Ученик 6. Спасибо, азбука, за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда.
Ученик7
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Ученик8
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы - до свиданья!
Здравствуй! - новой книге говорим.
Ученик9
Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем.
Ученик 10:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 11:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 12:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
У. Сегодня Азбука вручит нам ключ от города Литературии, который находится на острове Книголюбов в огромном море Знаний. Но что-то наша Азбука задерживается... Давайте дружно ее позовем! Скажем такие слова: «Азбука, мы ждем тебя!»
Появляется человек и даёт письмо.
«неприятную новость. Азбуку похитили пираты и теперь хотят высадить ее на одном из островов.»
что же нам делать без Азбуки? У нас срывается праздник! Для этого отправимся за пиратами. На чем же мы отправимся по морю?
Но разве можно с неопытной командой отправляться в море?
Я задам вам вопросы , вы Отвечайте на них: «Плавает», «Не плавает». Будьте внимательны!
(корабль,утка,катер,бинокль,бревно,лебедь,ведро,яхта,арбуз,мяч,машина,сапоги,лодка)
Молодцы! Отличная команда! Теперь вы матросы.
Дети надевают полосатые воротники.
– Итак, начинается посадка на яхту. Отправляемся на спасение Азбуки.
У. Дорогие ребята и уважаемые родители, начинаем посадку на нашу яхту. Повторяем за мной все движения!
Под музыку учитель играет со всеми.
Поднимаемся по трапу: топ-топ-топ.
топаем ногами
Идем по мокрой палубе:
шлеп-шлеп-шлеп.
скользящие движения ногами
А на море волны-волны –
вот такие.
тянемся вверх
Смотрим по сторонам
и видим красивый широкий
морской простор – ого-го-о!
машем рукой
– Молодцы!
– Перед нами карта. На ней огромное море Знаний с островами Улыбок, Сказок, Книголюбов и Необитаемый.– Слева по курсу земля! Остров Улыбок!
Здесь живут самые веселые люди. Но что-то радости на их лицах не видно.
Добрый день, уважаемый житель острова Улыбок! Куда подевались ваши улыбки?
Житель. Недавно здесь были пираты, они украли наши улыбки.
У. Как же вам помочь?
Житель. Нас просто нужно развеселить.
У. Уважаемый житель, а не развеселят ли вас наши сценки?
Дети разыгрывают сценки:
– Где же яблоко, Андрюшка?
– Яблоко давно я скушал.
– Ты не мыл его, похоже?
– Я с него очистил кожу.
– Молодец ты стал какой!
– Я давно уже такой.
– А куда очистки дел?
– Ах, очистки тоже съел!
Житель. Нет, что-то пока не очень весело...
У. Уважаемые житель, а может, вас развеселят наши частушки?
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи:
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Время быстро пролетело
С сентября до марта –
Праздник Азбуки сегодня
Празднуют ребята.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид –
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая!
Азбуку я изучила,
Хоть и маленькая.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке, –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
И любую вашу книжку
Одним махом проглочу!
Не печалься, Азбука, –
Лучше нету книжки,
Подарю тебя теперь
Младшему братишке!
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Все науки одолеем.
Всё у нас получиться.
Потому что наши мамы
Тоже с нами учатся.
Житель улыбается и хлопает в ладоши.
Житель. Спасибо! К нам вернулась улыбка! Какие в частушках хорошие слова про Азбуку! А я ее видел.
У. Как? Где?
Житель. Ее захватили пираты. Я слышал, они направлялись к острову Сказок.
У. Не будем тратить время! В путь! До свидания, житель острова Улыбок! Курс на остров Сказок!
У. (смотрит в бинокль). Справа по борту остров Сказок.
Лом (берет бинокль и смотрит). Вижу героев многих сказок. Один идет к нам.
Печкин. Узнали вы меня? Я разношу газеты, журналы и телеграммы. Меня зовут Печкин. Долго ли вы находитесь в плавании?
У. Скажите, уважаемый Печкин, а вы не видели пиратов? Они захватили нашу Азбуку. Мы ее очень хотим найти.
Печкин. А не у вас ли праздник – прощание с Азбукой?
Д. Да!
Печкин. Так я же вам телеграммы должен передать! Только я их вам не дам.
У. Это почему?
Печкин. А разве вы уже научились читать?
Д. Да!
Печкин. И сказки читаете?
Д. Да!
Печкин. Проверим, знаете ли вы сказки. И сказочных героев.Угадайте,кто это?
(Дети в костюмах рассказывают загадки)
Я на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял.
Туфельку я потеряла тогда же.
Кто я такая? Кто тут подскажет?
(Золушка.)
Человек немолодой
Я с усами и бородой.
Люблю ребят,
Люблю зверят.
Симпатичный на вид,
А зовусь я… (Айболит)
Уплетал я калачи,
Ехал с песней на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.(Емеля)
Я почти всегда грустна:
Мне не нравится весна,
Мне на солнце тяжко!
Слезы лью, бедняжка!(Снегурочка)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.(Дюймовочка)
Новый сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у меня перо,
Сам весь полосатый,
Я хожу на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.(Кот в сапогах)
В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.(Красная шапочка)
В колпаке и бородой
С киркой ищет клады
Человечек небольшой
Сказочного града.(Гном.)
У кого ты не спроси -
Всем известно на Руси:
То он царь, то из крестьян,
То дурак, а звать - ...(Иван.)
Подскажите-ка мне, дети,
В гости кто пришёл к медведям?
Кто, наевшись, отдыхать
Лёг в Мишуткину кровать?
(Машенька)
Незнайка.Здравствуйте, ребята! Я незнайка! Подождите! Я тоже хочу играть. Вместе с вами я выучил все буквы и даже выучил стихи
Учитель:
- Ну как, послушаем стихи?
Н.Тает снег, бежит ручей
На ветвях полно грачей (врачей)
Незнайка:
Подумаешь, разочек ошибся. Слушайте дальше
Синеет море над волнами
Летают майки над волнами (чайки)
Незнайка:
Опять ошибся. Тогда другое прочитаю. Вчера выучил.
Говорят один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
Печкин:
Я скажу вам, где Азбука, если вы угадаете авторов телеграмм. Ну-ка кто прочитает?
1) Я в гостях у Кролика . Застрял . Ребята , не задерживайтесь долго в гостях .(Винни-Пух.)
2) Я от бабушки ушел . Я от дедушки ушел . Скоро буду на празднике . (Колобок.)
3) Снесла деду и бабе простое яичко . Они не плачут . Ждите на праздник .(Курочка Ряба.)
4). Спасите! Нас хочет съесть серый волк.Он поёт песенку маминым голосом.(7 козлят)
5). Я очень расстроена, нечаянно разбила золотое яичко.(мышка)
6). Пришлите, пожалуйста, капли,
Мы лягушками нынче объелись
И у нас животы разболелись.
Печкин. Молодцы! А теперь – телеграммы родителям. Узнают ли они авторов?
1) Скажите деткам , пусть не открывают дверь незнакомым . Семь моих деток тоже заканчивают первый класс. (Коза.)
2) Научите деток мыть посуду . Моя посуда больше не убегает . (Федора.)
3) Не разрешайте детям есть много сладкого . На праздник не прилечу , барахлит мотор
(Карлсон.)
Печкин. Молодцы! Корабль пиратов направился к Необитаемому острову.
У. Не будем тратить время! В путь! До свидания, Печкин! Курс на остров!
Врунгель (смотрит в бинокль). Справа по борту Необитаемый остров. Вижу пиратов!
У. А Азбуку?
Врунгель. Азбуки не вижу.
Пират 1. Наконец мы разбогатели!
Пират 2. У нас в руках такое сокровище!
Пират 1. Сама Азбука!
Пират 2 (оглядывается). А это еще кто такие?
У. Во-первых, здравствуйте, а во-вторых, отдавайте нашу Азбуку!
Пират 1. Для чего вам она?
Ученик 5.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря, –
Нельзя без Азбуки, друзья!
У. Она научила наших ребят читать, и мы хотим ее поблагодарить.
А самое главное – если Азбука не будет учить детей читать, она перестанет быть сокровищем.
Пират 1. И нас она может научить читать? И простит?
Д. Да!
Пират 2. А чему она вас научила? Покажите! А то что-то не верится!
У. Да мы знаем все буквы алфавита!
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется все – алфавит!
Ученики читают стихи из азбуки
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинут рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки -
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё: Ель на ежика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
З: Звезды видели мы днем
За рекою, за Кремлем.
И: Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
К: Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди веслами гребут.
М: Мед в лесу медведь нашел-
Мало меду, много пчел.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осел.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот,
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон –
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живет за печкой –
То-то теплое местечко.
У: Ученик учил уроки –
У него в чернилах щеки.
Ф: Флот плывет к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорек –
Хищный маленький зверек.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты – силач:
Шар земной несешь, как мяч.
Щ: Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок –
Электрический звонок.
Ю: Юнга - будущий матрос-
Южных рыбок нам принес.
Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Ъ: Знак я очень твердый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Ь: Я – мягкий знак. Меня найдешь
И в слове “льёшь” и в слове “дождь”!
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны!
-У. А теперь загадки про буквы. Вы любите загадки?
Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
В этой букве нет угла - до того она кругла.
До того она кругла - укатиться бы могла. (О)
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
На эту букву посмотри -
Она совсем как цифра 3. (З)
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква ... (М)
Пират 1. А можно нам поиграть в звуки?
У. Конечно!
Пират 2. Внимание! Встаньте, пожалуйста. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх. Если услышите в начале слова согласный, то приседаете.
Пираты называют разные слова, например: утюг, стол, книга, апельсин, окно, школа, лошадь, карандаш, мост, урок, ириски, жук, доска, эхо, ослик.
Игра
«Ну-ка, буквы, стройтесь в ряд!»
У. Выйдите ко мне те, у кого в руках карточки с буквами, из которых можно составить слово пираты.
– Первый слог, шаг вперед!
Второй слог, шаг вперед!
Дети выполняют задание.
– Строим слово ЯХТА.
Гласные, шаг вперед!
Ударный гласный звук, шаг вперед!
Дети выходят.
– Строим слово КАПИТАН.
Согласные, шаг вперед!
Мягкий согласный, шаг вперед!
Молодцы! А еще наши дети научились быть воспитанными!
Пират 2. А знают ли ребята вежливые слова? Я прочту стихи, а вы их закончите.
Ася славная девчонка,
Ася ходит в первый класс!
Но давно уже от Аси
Я не слышу слово... (здравствуйте).
А слово-то какое –
Очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа, –
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова ... (извините).
– А слово-то какое –
Очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
«Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба, –
Ну, сказала бы ...» (спасибо).
Все слова какие –
Очень дорогие!
ИГРА «Собери пословицу про грамоту»
У. Молодцы, ребята!
Пираты (хором). Нам очень стыдно! Мы ее возвращаем.
У. Вот и наша Азбука! Появляется Азбука.
Азбука. Как же вам не стыдно! Ведь меня ждут первоклассники!
Пират 1. Простите нас, Азбука!
Пират 2. Мы тоже хотим научиться читать!
Азбука. Так и быть, прощаю! Первого сентября жду вас в школе. Будем учиться читать.
Пираты уходят. Азбука обращается ко всем:
– Здравствуйте, мои читатели,
И маленькие, и большие!
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про все:
Про реки и моря,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет тепло и газ.
Раз смогли сюда приплыть,
Значит, вы достойны
Ключ от знаний получить.
Вручаю вам ключ от города Литературии.
Азбука вручает ключ.
– А теперь я представлю вам еще одного друга. Вперед на остров Книголюбов!
Держим курс на остров Книголюбов.
Азбука. Разрешите представить теперь вашего лучшего друга – библиотекаря школы. Слово ей.
Библиотекарь (говорит слова поздравления).
Азбуку прочли до корки,
У вас по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд
Медленного чтения –
Вам сегодня гости шлют
Только поздравления!
Ученик 9.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора!
Ученик 10.
Мы хотим сказать тебе спасибо
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы до свидания,
Здравствуй новой книге говорим!
1 Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг.
С тобою дорога моя далека –
В любую страну и в любые века.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны земли и движенье планет…
С тобой ничего непонятного нет.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книжки хорошей я жить не могу!
2 Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
3 Теперь я сам могу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
4 Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.
А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книжку с полки.