СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий музыкальной гостиной, посвященной В.В.Андрееву

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий раскрывает творческий путь основателя оркестра руссских народных инструментов В.В.Андрееву

Просмотр содержимого документа
«Сценарий музыкальной гостиной, посвященной В.В.Андрееву»

Худякова Светлана Юрьевна

Преподаватель по классу домра

КГКП Школа искусств Акимата Шемонаихинского района

г. Шемонаиха. Восточно – Казахстанская Область. Республика Казахстан.



Музыкальная гостиная, посвященная 150-летию со дня рождения В.В.Андреева.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с творчеством В.В.Андреева.

2. Познакомить учащихся с инструментами русского народного оркестра.

3. Развить интерес учащихся к народной музыке.


Подготовительная работа:

1. Разучить музыкальные номера.

2. Подготовить стенд с фотографиями В.В.Андреева, оркестра.

3. Подготовить стенд с выдержками из газет, высказываниями о Великорусском оркестре, В.В.Андрееве.


1-й ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня музыкальная гостиная посвящена 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева. Начать мы бы хотели с популярного произведения В.В.Андреева «Вальс – бабочка» в исполнении школьного оркестра народных инструментов.

2-й ведущий. В середине 80-х годов 19 столетия в художественной жизни Петербурга произошла очередная сенсация. Молодой человек аристократического происхождения показывал чудеса исполнительского искусства на балалайке – инструменте, считавшемся доселе «низменным», недостойным внимания истинных ценителей высокого искусства. Этим молодым человеком был В.В.Андреев – талантливый музыкант, создатель первого «великорусского» оркестра русских народных инструментов. На следующий день одна из петербургских газет писала об этом концерте:

1-й ученик. «…Под конец вечера был настоящий сюрприз: это наслаждение, воспринятое от игры – на чем бы вы думали? – на балалайке г-на Андреева. Под пальцами этого артиста, смело даем ему это имя, простой инструмент совершенно заставляет забывать свое низкое происхождение…»

2-й ведущий. Сегодня мы поговорим о В.В.Андрееве – пропагандисте русского народного музыкального искусства. Что же заставило его отдать этому делу все свои силы и саму жизнь? Понять мы это сможем только тогда, когда познакомимся с биографией и творческой деятельностью Андреева.

2-й ученик. В.В.Андреев родился в 1861 году в городе Бежецке Тверской губернии. Отцом его был богатый купец, мать – из дворянского рода – культурная, высокообразованная по тем временам женщина, в совершенстве владевшая несколькими иностранными языками, обладавшая музыкальными способностями. Детские годы мальчик провел в Бежецке, в тесном общении с простым народом. Впоследствии о своем детстве Андреев писал:

1-й ученик. «…Я вспоминаю себя в возрасте 5-7 лет. Мы жили в Бежецке в собственном доме – особняке. У нас была большая дворня: кучера, повара, лакеи. Я часто исчезал из комнат, чем приводил в страшное смущение своего гувернера или гувернантку. После поисков меня находили в людской, около моего любимого кучера Петра, или сидящим за столом вместе с обедающей прислугой, с деревянной ложкой в руках, около общей миски со щами. Конечно, не еда манила меня в людскую, а народ, к которому я с самого детства чувствовал непреодолимое влечение и которого я полюбил еще мальчиком, - и любовь эта выросла вместе со мной».

2-й ученик. Иногда в людской звучала гармошка, и тогда начинались веселье, пляски. Этого было достаточно, чтобы у мальчика возник интерес к этому инструменту. Современники и друзья Андреева утверждают, что уже в 5-летнем возрасте мальчик научился самоучкой недурно играть на гармошке.

1-й ведущий. Гармоника пришла к нам с Запада. Немецкая гармоника была крайне примитивна по своей конструкции, имела 5 клавиш на правой клавиатуре и 2 на левой. При сжиме и разжиме одна и та же кнопка соответствовала двум по высоте звукам. Со временем она совершенствовалась и сейчас выглядит вот так. Послушайте русскую народную песню «Калинка» на баяне.

1-й ученик. Чтобы дать сыну законченное образование, Софья Михайловна переезжает в Петербург. Учась в гимназии, юноша одновременно занимается у известного петербургского скрипача Галкина, который с похвалой отзывался о своем ученике: прекрасный музыкальный слух, цепкая память, отличные технические данные, глубоко эмоциональное восприятие музыки, огромное упорство и настойчивое стремление к достижению цели – все это предвещало юному скрипачу блестящую артистическую карьеру.

В 1882г, после окончания гимназии, Андреев совершает путешествие по Европе. В Италии он слушает игру неаполитанского оркестра (состоящего из мандолин и гитар), замечает, с какой любовью относятся итальянцы к своим народным инструментам, и все настойчивее возникает у него мысли о горькой судьбине русской народной инструментальной музыки.

2-й ведущий. Его судьбу решил случай. Летом 1883г, Андреев услышал игру крестьянина Антипа на старинной балалайке. Инструмент у Антипа был крайне примитивный, но звучал он удивительно колоритно, четко, бойко, вызывая желание пуститься в пляс. (Звучит музыкальный отрывок из сказки с записью балалайки).

В 18 и 19 веках балалайка была самым распространенным народным инструментом. Под нее плясали во время праздников, пели песни. Звучит пьеса «Как у наших у ворот» на балалайке.

Увлеченный балалайкой Антипа, Андреев перенимает приемы игры, но скоро убеждается, что примитивная конструкция далеко не исчерпывает возможности, заложенные в природе этого инструмента. В.В.Андреев углубляется в изучение акустических законов, на основе которых конструируются музыкальные инструменты, и по чертежу Андреева известный петербургский скрипичный мастер В.В.Иванов изготавливает для него 5-ладовую балалайку. Вначале этот мастер категорически отказывался выполнить заказ, боясь компрометации своего «доброго имени», но когда Андреев сыграл ему на принесенной балалайке трепака, Иванов сдался, но взял с него слово, что это останется в глубокой тайне.

Первое публичное выступление В.В.Андреева как солиста - балалаечника состоялось в конце этого же года. Его появление на эстраде с балалайкой было встречено ироническими репликами. Но постепенно, после каждой исполненной пьесы симпатии публики к Андрееву и его балалайке возрастали, дойдя к концу до степени восторга.

1-й ученик. «Состоявшийся вчера концерт сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов. После каждого номера подымался невероятный рев, который был выражением восторга».

1-й ведущий. Балалайкой Андреева заинтересовались любители русской народной музыки. Но все, кто пришел к Андрееву, не имели никакой музыкальной подготовки, не знали нотной грамоты, играли по слуху, перенимая у Андреева «с рук», по зрительной памяти. Так возник «Кружок любителей игры на балалайке».

В.В.Андреев решил создать ансамбль балалаечников. Он аранжировал, как умел, для ансамбля несколько народных песен, и 20 марта 1888г. состоялось первое выступление этого ансамбля.

Выступает детский оркестр. «На зеленом лугу», «Частушка».

2-й ведущий. Осенью 1889г. в Париже открылась Всемирная выставка. Андреев сумел добиться разрешения на поездку ансамбля в Париж. Выступлениям ансамбля в Париже сопутствовал огромный успех, ансамбль приобретает европейскую известность. А через некоторое время приходит известие об избрании Андреева Членом Французской академии изящных искусств. В.В.Андреев был награжден орденом Почетного Легиона.

1-й ученик. Новизна и мягкость музыки, замечательная сыгранность оркестра, то лихие, то протяжные мотивы чисто русских песен доставляют высокохудожественное наслаждение и будят в душе что-то необычное, но глубоко родное. Играет ансамбль преподавателей «Выхожу один я на дорогу».

2-й ведущий. Андреев решил, что настала пора, когда он сможет осуществить свою заветную мечту – создать русский народный оркестр. Он проводит огромную работу по формированию оркестра и называет его «Великорусским».

Сегодня вы уже слышали наш оркестр. Какие инструменты в него входят? Вы уже слышали балалайку, баян. А теперь послушайте домру. Она появилась 500 лет назад. Звучит русская народная песня «Как по морю, морю синему».

А сейчас я приглашаю на сцену ансамбль ложкарей. В их исполнении прозвучит русская народная песня «Улица широкая».

1-й ведущий. Л.Н.Толстой любил слушать оркестр Андреева. А это произведение он просил исполнить несколько раз подряд. Но прозвучит оно в неожиданном варианте – исполняют русская домра и казахская домбра. «Светит месяц». Зрители могут поучаствовать в исполнении этого произведения. (зрителям раздаются ударные инструменты).

Рождение первого русского народного оркестра горячо приветствовали все прогрессивные круги России. Расширяется круг почитателей оркестра. Ими становятся крупнейшие музыкальные деятели, писатели, артисты, художники. Композитор Глазунов сделал ценнейший вклад в репертуар оркестра Андреева: он посвятил оркестру, написал специально для него «Русскую фантазию».

После Октябрьской революции 1917г. Великорусский оркестр выступает в рабочих клубах, на торжественных собраниях, разъезжает по фронтам гражданской войны. В одном из фронтовых концертов Андреев встречается с В.И.Чапаевым. «Такая музыка перед боем – как добрая шашка в бою».

2-й ведущий. Оркестр гастролировал в Германии, Франции, США и всюду имел колоссальный успех. И в тех странах, в которых побывал тогда оркестр Андреева, создавались Общества любителей игры на русской балалайке, оркестры по образу и подобию Андреевского. Оркестр безукоризненно исполнял не только обработки русских народных песен, но и иностранные классические произведения.

1-й ученик. «Оркестр балалаек, домр и гуслей наиболее интересен и типичен для передачи русских народных песен» (В.В.Андреев). В исполнении оркестра преподавателей школы прозвучит русская народная песня «Субботея».

В 1918г. Андреев ушел из жизни на 57-м году. Петроград с почестями провожал в последний путь своего музыканта-патриота.

2-й ученик. Заслуги Андреева огромны. Он возродил несправедливо забытые древние русские народные музыкальные инструменты, усовершенствовал их,

1-й ученик. Разработал методику звукоизвлечения.

2-й ученик. Создал русский народный оркестр, сочинил более 30 произведений для оркестра.

2-й ведущий. Закончить сегодняшнюю нашу встречу я бы хотела выдержкой из газеты «Нью – Йорк Таймс»: «Русский оркестр – выдающееся явление нашей эпохи. Создать такой совершенный музыкальный ансамбль из очень простых инструментов мог только гений». Мы должны гордиться тем, что являемся непосредственными продолжателями дела В.В.Андреева.



Использованная литература:

1. А.П.Коннов, Г.Н.Преображенский «Оркестр имени В.В.Андреева»

2. В.Б.Попонов «Русская народная инструментальная музыка»

3. Интернет – энциклопедия «Википедия»

2011г

Материал для стенда.