Сценарий литературного новогоднего праздника.
Автор-составитель Болдырева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «МПЛ №8» г. Пскова
Одну простую сказку, а может, и не сказку,
А может, не простую, хотим вам рассказать.
Ее мы помним с детства, а может, и не с детства,
А может, и не помним, но будем вспоминать...
В одной российской школе, а может, и не в школе,
А может быть, в лицее жил-был один народ,
И были у них праздники, а может, и не праздники,
А может быть, уроки под самый Новый год.
О них мы вам расскажем, а может, не расскажем,
Чего-нибудь покажем, а может быть, споем.
Нам хочется,ч тобы мальчишке, а, может быть, девчонке,
А может быть, обоим,
Сегодня повезло.
Прислал им кто-то что-то,
А может бать, заданий,
Заданий полкило.
Послушайте, девчонки,
А может быть, мальчишки,
А может быть, все вместе,
Волшебный наш урок.
А если вы споете, а может быть, сыграете,
А может быть, станцуете иль просто поиграете,
То все призы большие, а может, небольшие,
В подарок сразу вручат, а может быть, вручат.
Б. Я. Еге- гей !
Я сегодня нарядилась
К вам на ёлку заявилась
Я пляшу и хохочу
Быть Снегурочкой хочу!
Я - Снегурка просто класс,
Полный кайф и всем атас!
Я реветь и выть могу.
На метле иль на бегу,
На эстраде выступаю,
Пугачеву обгоняю!
Если конкурс вдруг объявят,
Место первое — мое!
Все подарки мне предъявят,
Я уж выберу свое!
Вед.: Баба-Яга – Снегурочка, у нас не просто праздник, у нас литературный новогодний урок. Согласна ли ты поучиться вместе с нами?
Б. Я.: Я же Снегурка, лучшая в мире ученица. На все вопросы ответы знаю.
В Новый год особенно хотят все чуда
Я сегодня чудеса творить вам буду
Приложу свое умение и старание
Чтоб заветные исполнились желания
Магию я изучала, магию я изучала
Колдовство, колдовство
Покажу я в этом зале, покажу я в этом зале
Волшебство, волшебство!
Вед.: Нет, дорогая Ягушечка. Давай сначала с ребятами познакомишься. У нас действительно сегодня не просто новогодний праздник, а литературный новогодний конкурс. Команды представятся и назовут свой девиз.
1-й конкурс «Представление команд»
2-й конкурс.
А теперь мы хотим угостить тебя «Винегретом» из пословиц, а ты
( вместе с ребятами) продолжи:
1.В тихом омуте …( черти водятся)
2.После драки …( кулаками не машут)
3.За двумя зайцами погонишься …(ни одного не поймаешь)
4.Слово не воробей … (вылетит – не поймаешь).
5.Соловья баснями…(не кормят.)
6.Не говори гоп, пока …( не перепрыгнешь)
7.Чем бы дитя ни тешилось …( лишь бы не плакало)
8. Близко локоть … (да не укусишь).
9. Чем богаты …( тем и рады)
10.Щи да каша …( пища наша) _
11.Что с возу упало …( то пропало)
12.Кто старое помянет … (тому глаз вон).
13. Как аукнется …(так и откликнется)
14.На ловца …( И зверь бежит)
15.Чем дальше в лес …( тем больше дров)
16.Не зная броду … не суйся в воду.
17. Любишь кататься …( люби и саночки возить)
18. Не рой другому яму …( Сам в нее попадешь)
Б.Я. Да что это за задание. Посложнее надо, посложнее.
Вед. Пожалуйста, дорогая наша Снегурочка, бабулечка.
3-й конкурс «Умники и умницы»
1. Мифологический герой древней Греции? (Геракл)
2. Библия-греческое слово. Что оно означает (Книга)
3. Самая первая древняя русская книга (Повесть временных лет)
4. Где учился А.С. Пушкин? (В лицее)
5.Стихотворение А.С. Пушкина о свободе, которое мы изучали?(« Узник»)
6. Где прошло детство М.Ю. Лермонтова? (с. Тарханы)
7. Где был убит М.Ю. Лермонтов? (В Пятигорске, у подножия горы Машук)
8. Где произошла последняя встреча Пушкина с Пущиным? ( В Михайловском)
9. Назовите двусложные размеры стиха? (Ямб, хорей)
10. Верховный бог древней славян? (Сварог)
11. Из каких частей состоит Библия? (Ветхий и Новый Заветы)
12. Кто сотворил первую книгу Древней Руси? (Нестор)
13. Кто был первым другом Пушкина? (Пущин)
14. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна)
15. Главная героиня в «Станционном смотрителе» (Дуня)
16. Кто воспитывал М.Ю. Лермонтова (Бабушка)
17. В каком году погиб М.Ю. Лермонтов (В 1841)
18. С кем стрелялся А.С. Пушкин? (С Дантесом)
Б.Я.: Да что это: вопросы, вопросы, а конкурсы- то где?
Вед.: Вот тебе и 4-й конкурс «Кресло космонавта».
От каждой команды приглашается по одному участнику. Не вставая со стула ( в космическом корабле в состоянии невесомости), участники должны дотянуться до призов и забрать их себе.
Б.Я.: Да тяжелая была задача, спроси что-нибудь полегче. Например, домашнее задание.
Вед.: Хорошо. 5-й конкурс «Домашнее задание».
Вед.: А теперь 6-й конкурс «Темная лошадка». О ком так говорят?
(В зале темно, несколько свечей, тихая музыка. Издалека доносится тихий, спокойный, приглушенный голос)
- Я родился в Москве. У меня была старшая сестра Ольга и младший брат Левушка. Маму мою звали Надежда Осиповна Ганнибал, она приходилась внучкой арапу Петра1 – Абраму Петровичу Ганнибал. Отец мой, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Но больше всего я любил свою няню – Арину Родионовну. Жизнь моя была короткой, но полной событий. Мою жизнь можно разделить на несколько периодов. Вам хорошо известны два периода моей жизни: Михайловское – ссылка; Болдинская осень. Всю свою жизнь я писал, писал не только стихи, но и повести, пьесы.
- Угадайте, кто же я? (А. С. Пушкин)
Вед.: Следующий 7-й конкурс - этюд с воздушным шариком. Приглашаются по 1 участнику от команды.
Для игры необходимы несколько воздушных шариков, которые раздаются участникам.
Участники вытягивают себе задание – создать этюд с шариком на конкретную тему:
Человек, смотрящийся в зеркало;
Ребёнок в зоопарке перед клеткой обезьяны;
Родитель, отчитывающий сына-двоечника.
Вед.: Следующий конкурс 8-й - «Конкурс капитанов»
Капитаны должны ответить на вопросы:
-Чем заканчивается день и ночь? (ь)
- Что надо делать, чтобы пять парней остались в одном сапоге? (снять каждому сапог)
- Как найти прошлогодний снег?
(Выйти на улицу сразу после начала Нового года)
- У человека – одно, у коровы – два, у ястреба – ни одного Что это? (о)
- Сидит человек, но вы не сможете сесть на его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит? (на ваших коленях)
- Каких камней в море нет? (сухих)
- Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
- Что можно приготовить, но съесть нельзя? ( уроки)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь у него углов? (5)
- Какая река самая страшная ? (Тигр)
- Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
- Вы сидите в самолете, впереди вас лошадь, сзади – автомобиль. Где вы находитесь? ( в карусели)
- Что не войдет в самую большую кастрюлю? (Ее крышка).
Вед.: А теперь реклама.
. Арту́р Алекса́ндрович Гиварги́зов — российский детский писатель и поэт, член Союза писателей России.
Живёт в Москве, закончил Музыкальное училище при Московской консерватории, преподаватель в музыкальной школе. Первая публикация в 1998 году в журнале Сатирикон. Первая книга — «Со шкафом на велосипеде» — вышла в свет в 2003 году. А сейчас у Гиваргизова много интересных книг: «В честь короля», «Морж, учитель и поэт», «Такие разные Оли», «Генералы», «Когда некогда».
Автор пишет прозу, стихи, пьесы и сказки для детей, публиковался в журналах: «Сатирикон», «Куча-мала», «Магазин», «Миша», «Ералаш», «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и Два жирафа», «Вовочка», «Тошка», «Простоквашино», «Костер», «Фонтан» и в газетах: «Семья», «Жили-были», «Независимой газете» .
А команды познакомят нас с его рассказами из книги «Записки замечательного двоечника».
Конкурс 9-й «Лучший пересказ юмористического произведения»
1. Какие люди!
Стоило Коле сказать или подумать: «Хоть бы мне позвонил директор булочной», как тут же раздавался звонок и директор ласковым голосом приглашал Колю в гости.
Булочная находилась в соседнем доме.
– О-о-о-о-о, ка-ки-е лю-у-у-ди! – радостно восклицал директор. – Неужели Коля?! У нас для вас три сюрприза: во-первых, слоёные булочки с маком, во-вторых, шоколадный вафельный торт «Вдохновение» и, в-третьих, свежайший малиновый мармелад.
Когда Коля всё это ел, директор спрашивал:
– Ну как? Ну как? Ну как?
– Нравится, – отвечал Коля, – только вот пастилы не хватает.
– Будет, – обещал директор, – завтра обязательно будет. – Я могу надеяться, что вы сделаете уроки по математике и геометрии? А то ведь у вас там…
– Ладно, сделаю. Можешь надеяться, – обещал Коля.
И, придерживая двумя руками живот, отправлялся домой – спать.
А успокоенный директор ходил потом по булочной и напевал: «Ах, я могу наде-е-еяться, я могу-у-у-у-у наде-е-еяться!»
Директор был Колин дедушка.
2. 2 сентября, урок физики
– Ну что, Гаврилов, сразу двойку ставить, или прогуляешься к доске и обратно? – спросила Вера Петровна, и Серёже стало обидно.
«Откуда она знает, – думал он, – что я не выучил урок? Зачем она так говорит?!»
– Откуда вы знаете, Вера Петровна, что я не выучил? – спросил Серёжа.
– Так ты же никогда не учишь! – удивилась Вера Петровна.
Серёжа встал, поднял вверх указательный палец и простоял так одну минуту, как бы к чему-то прислушиваясь.
– Это да, – согласился он, – но вдруг сегодня выучил?
– А ты выучил? – спросила Вера Петровна.
Серёжа задумался. Он рассеянно посмотрел на Коперника, потом на Ньютона и наконец ответил:
– Нет.
– Можно теперь двойку ставить? – спросила Вера Петровна.
Серёжа посмотрел на часы.
– Теперь можно, – согласился он, – теперь мы выяснили.
– А в чём разница? – спросила Вера Петровна.
– В том, что я получил двойку на семь минут позже, – ответил Серёжа.
– Не понимаю, – сказала Вера Петровна, – неужели тебе от этого легче?
– Просто папа сказал: «Продержишься на физике хотя бы пять минут – куплю тебе футбольный мяч». А я продержался семь, – объяснил Серёжа.
– Мы свидетели, – сказали Кулаков, Зубов и Сереберцева.
– Понятно, – сказала Вера Петровна.
3.
Как учительница по физике хотела поставить пятёрку
15 сентября, на уроке физики
– Слушай, Серёжа, – сказала как-то учительница по физике, – я же не зверь. Если ты что-нибудь знаешь по физике – скажи, я тебе пятёрку поставлю.
– Что сказать-то? – спросил Серёжа.
– Ну например, что на все тела действует сила тяжести. Скажи. Ну давай… повтори. На все тела-а-а-а…
– Не могу, – пробормотал Серёжа. – Не могу я повторить то, во что не верю.
– Как не веришь! – удивилась учительница по физике. – Ну хорошо, не веришь – не надо, – улыбнулась она. – Ты только повтори, и я тебе сразу пятёрку в журнал, а? И отпущу домой, а? Дам сто рублей, а?
– Не могу, – твёрдо сказал Серёжа, – не верю.
– А во что же ты веришь?! – закричала учительница.
– В леших верю, в Бабу-ягу, в Кощея Бессмертного, в Эрэкэ-Дьэрэкэ, в летающие парты, – спокойно сказал Серёжа.
После чего его парта приподнялась над полом и полетела к выходу.
– Садись, Гаврилов, – сказала учительница по физике, – два!
Серёжа поймал парту и сел.
10-й конкурс «ТЕАТРАЛЬНЫЙ»
Желающим конкурсантам выдаются карточки с заданием, которое они выполняют без подготовки. Надо пройтись как:
Воробей по крыше.
Аист по болту.
Курица по двор.у
Вед.: А мы забыли сделать самое главное – написать письмо Деду Морозу.
Б.Я.: Можно и я напишу, чтобы Дед Мороз меня Снегурочкой сделал?
Вед.: Конечно, можно.
11-й конкурс «Письмо Деду Морозу».
Вед.:А вы знаете, где находят подарки дети в других странах?
(ответы детей).
В России под ёлкой
В Англии в носке
В Мексике в ботинке
Во Франции падают подарки из трубы
В Испании находят подарки на балконе
А в Швеции кладут подарки в печке.
Игра со зрителями.
1 Кому отдал Парис золотое яблоко, которое стало источником раздора и битв? (Елене)
2. Когда началось летописание на Руси? (В 11 веке)
3. Что означает выражение «Авгиевы конюшни»? (Грязное помещение, беспорядок)
4. По индийской мифологии из чего была создана Вселенная? (Из золотого яйца)
5. Где и когда происходят события, описанные в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»? (На Украине, в селе Диканька, ночью, перед Рождеством, зимой)
7. «…У одного человека было два сына. Однажды младший сын сказал отцу: «Отец, дай мне часть моего наследства.» Отец разделил имение…» («Притча о блудном сыне»)
8. «…Село, зима, мороз, ветер, Рождество, гуляют порубки и девчата. Одна из них сама красивая..» («Ночь перед Рождеством»)
9. «…Лежала Мать Сыра – земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр…» (Народный миф о Солнце»)
10. «…Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик…» («Станционный смотритель»)
1. Что можно встретить один раз в минуте, два раза в моменте и ни разу в тысяче лет?
2. Мы раним, не двигаясь, мы отравляем, не прикасаясь. Мы можем принести и ложь, и правду, нас никогда не судят по размеру. Кто мы?
3. Накорми меня, и я буду жить, но напои меня – я умру. Кто я?
4. Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают.
5. Что намокает, пока сушит?
6. Чем больше из нее берешь, тем больше становится… Что это?
7. Я живу только там, где есть свет, но как только он светит прямо на меня – я умираю.
8. Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?
9. У какого слона нет хобота?
10. Вечером мне дают задание наутро. Я всегда его выполняю, но меня все равно ругают. Кто я?
Ответы: 1.Букву «М», 2.Слова, 3.Огонь, 4.Снежинки, 5.Полотенце, 6.Яма, 7.Тень. 8.Марка. 9.У шахматного, 10.Будильник
Кто развлекал Елку в лесу и пел ей песни (метель)
Скульптура из замерзшей воды (снеговик)
Явление, которое вызывает тремор в ногах и «падучесть» (гололед)
12-й конкурс «Живая картина «Опять двойка»

Вед.: Наш литературный новогодний праздник подошел к концу.Самое главное желание Бабки-Ёжки сбылось. Она стала Снегурочкой и хочет поздравить вас с наступающим Новым годом, пока жюри подводит итоги.
Б.Я.: Новый год к нам идет
Мы его так ждали.
Нас с тобой он позовет
В сказочные дали.
Пусть уносит прошлый год
Старые ошибки.
Новый год всем раздает
Светлые улыбки.
***
Пусть грядущий Новый год
Всем здоровья принесет,
Вьюга выдует ненастья,
Принесет всем людям счастья.
Волшебство, удача, смех
Пусть сопутствуют у всех!