Прощание с Азбукой. Игра – соревнование.
Тема: Путешествие в страну грамматику.
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуку - для всех подарок
На столах своих нашли.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она.
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета.
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну со строгим названием – Грамматика. Но не волнуйтесь! Путешествие будет весёлым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. Ну, а сначала вы должны угадать, о каких буквах русского алфавита идёт речь:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок. (А)
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком
А между ними – поясок
Натянутый наискосок. (И)
Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни. (ы)
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра 3. (З)
Молодцы! Вы прекрасно выдержали первое испытание. Теперь можно отправляться в путь.
Остановка 1-я. «Угадай-ка!»
Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать. И действительно – начинаем отгадывать загадки.
Тридцать три подружки
Школьницы-девчушки.
Друг за другом встанут,
Все слова составят. (Буквы)
Если слог мы выделяем
При его прочтении,
Палочкой обозначаем
Сверху... (ударение)
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто...
После слов тех — ... (знак вопроса)
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой —... (восклицательный)
По соседству два брата живут,
В слова то и дело встают.
Один брат звуки смягчает,
Другой брат их разделяет. (Твердый и мягкий знаки)
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки... (гласные)
Такие буквы нелегко произнести,
Преграда — зубы и язык на их пути.
Их в алфавите 20 штук.
Они все разные,
А называются они... (согласные)
«ОблакО», «Очки», «Оса»,
«НОж», «кулОн» и «кОлбаса»...
Знают дети все давно,
с баранкой схожа буква... («о»)
Яблоко Янтарное Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
Остановка 2-я. «Учебная».
Теперь мы узнаем, насколько хорошо вы умеете читать и писать. Попробуйте исправить ошибки, которые допущены в словах, подписанных под картинками.
А теперь попробуйте в стихотворении, которое я прочту, отыскать буквы, которые стоят не на своём месте.
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
И едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
Закричал охотник: «Ой,
Двери гонятся за мной!» (Звери)
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу)
Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке. (Маки)
У печки с удочкой сижу,
От рыбы глаз не отвожу. (У речки)
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом. (На коне)
Загремел весенний гном,
Тучи на небе кругом. (Гром)
С утра у речки дед Сысой
Траву косил стальной козой (Косой)
Чёлочка в лесу растёт,
Зеленеет круглый год. (Ёлочка)
Липы не найдут зайчат –
Спрятались они, молчат. (Лисы)
Нарушая тишину,
Воют вилки на Луну. (Волки)
Пышка любит грызть зерно –
Очень вкусное оно! (Мышки)
Остановка 3-я. «Сказочная».
А теперь наш путь – в сказку. На этой остановке нас ждёт Василиса Премудрая. Она просит назвать сказки, отрывки из которых вы услышите.
Выходит девочка в костюме Василисы и читает отрывки из сказок (или Азбука).
1. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. («Лиса и журавль».)
2. Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)
3. – Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
– Я, мышка-норушка.
– Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)
4. – Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)
5. А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)
6. Зашёл Иван-Царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. («Царевна-лягушка».)
7. Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)
Остановка 4-я. «Лесная».
Вот мы добрались до следующей станции. Здесь нас ожидает ёжик. Ему нужна наша помощь.
Под ольхой в тени ветвей
Серый ёж созвал гостей.
Усадил их всех на кочку,
Дал росы им по глоточку.
Но внезапно за бугром
Громкий-громкий грянул гром.
Гости все свалились с кочки,
Разлетелись на кусочки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помогите их собрать!
Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
(Медведь, барсук, дятел, белка, лиса, заяц.)
Остановка 5-я. «Скороговорка».
Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
1. Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
2.Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
3.Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай
Следующая остановка – словарная. Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово “первоклассник”. Какие другие слова можно составить из букв этого слова? (Киви, класс, кассир, окна, перо, кино, пикник, воск, квас, пони)
Последняя остановка – Представлялкино.
На этой остановке вы будете представлять свои работы, которые выполнили дома. Начинаем по алфавиту с буквы А.
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Все мы сегодня говорим
“Спасибо” доброй Азбуке.
От Азбуки на память вам
Подарю подарки я.