Сценарий праздника «Праздник Букваря в начальной школе»
Познавательное мероприятия, посвящённое прощанию с первым учебником Букварь.
Цели мероприятия:
- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;
- совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
- формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;
- пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.
Оборудование: домик «Лесная школа»; ваза для цветов; костюмы Мальвины, Незнайки, Буратино, Бабы Яги, Букваря, Мышки, Лягушки, Белки, Лисы, Волка, Медведя, Зайца, Ежа; игрушки для танца; шапочки-буквы;
Ход мероприятия
Учитель.Внимание! Внимание!
Здравствуйте, уважаемые зрители,
Детишки, педагоги и родители!
Праздник начинается,
Сюда все приглашаются.
Сегодня день торжественный у нас,
Он, знаю, никогда не повторится.
Хоть много предстоит еще учиться,
Но самый главный - первый класс!
Ученик.
Хороша сегодня школа,
С радостью туда идем.
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!
Учитель: А что у вас за праздник?
Дети (хором). Праздник букваря!
2-й ученик:
Заходите, проходите,
Путь свободен, освещён!
Приглашаем всех сегодня
Попрощаться с букварём!
3-й ученик:
Беру букварь в последний раз,
Несу букварь в просторный класс.
И дорогому букварю
Я говорю: “Благодарю!
Ты книга первая моя,
Теперь читать умею я,
На свете много книжек есть,
Все книжки я могу прочесть!”
4-й ученик:
Буквы я совсем не знала,
Книжек раньше не читала.
А теперь могу сказать,
Научилась я читать!
5 -й ученик:
Звуки, слоги и слова…
Трудно было очень!
Я теперь могу читать –
Разбуди хоть ночью!
6-й ученик:
Мы теперь любые книжки
Сами можем прочитать.
Этому мы очень рады –
Можем честно вам сказать!
Учитель: Войско букв, в составе 10 гласных и 23 согласных к Параду букв от А до Я готово! (готовы!)
Уважаемые гости! Разрешите начать Парад?
Гласные? (Здесь!)
7-й ученик:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке Аленку качать,
Но не желают свистеть и ворчать.
8-й ученик:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
9-й ученик:
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком равненье построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он (хором) алфавит!
Ведущий: Буквы, по порядку рассчитайтесь!
А. Буква А, буква А -Алфавита голова.
Знает Вова, знает Света: А похожа на ракету.
Б. Буква Б проснулась рано.
Буква Б - бочонок с краном,
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
В. Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
Г. Г - крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д. Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д - труба печная.
Е. На дворе - какая жалость!
Наша лесенка сломалась,
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Ё. Ё и Ё - родные сестры.
Различить сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ж. «Ж» имеет столько ножек,
Будто буква ползать может.
Буква «Ж» наверняка
На бумаге тень жука.
З. На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра три.
«З» - не просто завитушка,
«З» - пружинка, крендель, стружка.
.
И На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Й Букву Й зовут И кратким.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не спутать с И
Сверху палочку пиши.
К. Сигнальщик держит два флажка
С флажками он, как буква К.
Л. Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш.
М. Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Н У меня про букву «Н»
Вдруг сложилась песенка:
Эн-эн-эн-эн-эн-эн
Получилась лесенка.
О. В старом дереве дупло
Ну совсем, как буква О.
П. На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле.
Р Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу «Р» представить.
С: Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т: Молоток стучит: «Тук-тук,
Букве Т я старый друг».
У Буква «У» напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву «У» похожи.
Ф «Ф» надула свои щеки
Или встала руки в боки.
Х Буква «Х» ,ты хохотушка
И хорошая хвастушка!
Хоровод мы заведем,
Дружно, весело споем.
Ц Буква «Ц» стоит бочком
И цепляет всех крючком.
Ч. Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Ш Буква «Ш» в таких словах:
« Школа, шест, шарада, шах».
Букву «Ш» я написала:
Три шеста и снизу шпала.
Щ. Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Ъ. Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик - твердый знак,
Чтобы, не облиться.
Ы. Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы,
Вес мы знать ее должны.
Ь. Буква Р перевернулась -
Мягким знаком обернулась.
Э. Над полями в синеве
Пролетела буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Ю. Вся согнулась буква «Ю»,
Держит палочку свою.
Вот и выглядит такою -
Старой бабкою с клюкою.
Я. И сказала буква Я:
«Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит -
Гол! Закончен алфавит».
Ведущий. Вот такие наши буквы -
Славный русский алфавит.
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
Песня «Праздник» (на мотив бабушка рядышком с дедушкой)
Появляются Мальвина и Буратино.
М. –Это здесь сейчас про азбуку рассказывали? Я привела к вам этого несносного мальчишку Буратино! Он не хочет учить буквы, не хочет ходить в школу, читать книжки! Ужас!!!
Б.- Не хочу! Не буду! (показывает нос, язык.) У меня голова треснет от ваших гласных, согласных. У вас разве не треснула? (трогает головы у ребят)
М.- Один раз он уже продал свою азбуку и пошёл в театр!
Б.- И вместо Страны Знаний попал в Страну дураков…(чешет затылок)
М. – Вот-вот, в страну дураков!
Б.- Зато какие истории там со мной приключились! Читали, ребята?
М.- Истории… Только друзья и выручали! А всё потому, что ты даже букв не
знаешь.
Б.- Это я не знаю? Пожалуйста: кэ, лэ, мэ, нэ, пэ, рэ, сэ, тэ!
М. – Ну ты нас с ребятами насмешил! А где же твой друг?
Вбегает Незнайка: Вы обо мне? А вот и я!
Привет, друзья!
А, Мальвина, и ты здесь.
А что здесь происходит?
Что за праздник такой, а я не знаю?
Мальвина: А ты и не можешь знать! Ты же в школе не учился!
Незнайка: А зачем мне школа? Я и без неё могу прожить. Кушать умею, на улице играть умею. А что ещё надо? Правда, ребята?
Дети: Нет! В школу нужно ходить.
Незнайка: Я видел, как дети в школу идут. У них вон какие портфели тяжёлые. Не хочу!
Мальвина: Да, портфели у них тяжёлые, но сколько в них интересного!
Незнайка: Да, я понимаю, ручкой можно каляки – маляки писать,
Бур. Резинкой каляки вытирать,
Бур и Нез.(вместе) А букварь зачем? Не понимаем! Зачем в школу ходить?
Мальвина: Вот ребята 1 класса тебе сейчас и расскажут, зачем надо в школу ходить и буквы знать.
Песня «Чему учат в школе».
Незн. Мы тоже и песни и стихи запоминать научились, хотите послушать?
Вед. Ну как, ребята, послушаем? Слушайте внимательно и, если Незнайка и Буратино ошибутся, поправляйте их.
Незн: Слушайте! Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
Вед. Кого – кого? Какое здесь слово должно быть, ребята? (грачей)
Незн: Ну, подумаешь, разочек ошибся.
Бур. А я другое прочитаю, вчера выучил.
Говорят, один рыбак в печке
Выловил башмак. (речке)
Но зато ему потом
На крючок попался дом! (сом)
Почему вы смеётесь и не хлопаете? Поэты любят аплодисменты. Неужели не так сказал?
(Не дом, а сом.)
Нез. Закричал охотник:
«Ой, двери гонятся за мной!» (звери)
Ведущий: Эх, вы, стихи заучивать не так – то просто.
А может вы составите слово из букв. На головах у детей буквы «Д, р, у, ж, б, а, ш, к, о, л»
Незн. и Бур. пытаются составить, но не могут.
Незнайка и Буратино ходят вокруг слов, трогают руками, хнычут: «Не умею. Не могу!»
Учитель: Эх, вы. Смотрите, как ребята умеют составлять слова
Игра «живые слова»: составить слова: дружба, школа.
Мальвина: Теперь вы поняли, что такое азбука и буквы в жизни человека?
Незн и Бур.: Поняли, поняли. Подарите нам букварь, пожалуйста. Мы пойдём к Мальвине, и она научит нас читать.
(Дети дарят Незн. и Бур. Букварь).
Мальвина: Спасибо вам ребята, что помогли убедить Незнайку и Буратино учить буквы. Теперь они выучат все буквы и на следующий праздник придут к вам уже умными.
А на прощание я приглашаю вас спеть песню «День букваря»
Песня «День букваря»
2 часть.
Вед: Где же это Букварь задерживается? Слышите музыку, это наверное Букварь к нам спешит.
Баба-Яга: Тихо! Что за шум здесь. Отчего? Не пойму я ничего!
Дети (хором). Здравствуйте, бабушка!
Баба-Яга: Здравствуйте, касатики! И зачем вы здесь собрались? Вам не лень? Лучше б дома на диванчике лежали, телевизор посмотрели. Это что? Буковки? Да что в них толку? А то еще придумали: гласные – согласные.
Ведущий: Ты ошибаешься, Баба-Яга. Все буквы важны. Правда, ребята?
Дети: Да!
Баба-Яга: – Ишь, выстроились, расселись тут. Ну и чего вы ждёте?
Дети - Ждём Букварь, у нас сегодня праздник.
Б.я.- Букварь к вам не придёт. Я его похитила и посадила под замок. Пусть посидит там со своими буквами. А если вы всему научились, то, попробуйте, освободите его. Вот вам!
Вед. – Хорошо, Б.я., проси что хочешь.
Б.Я. – Я бабушка весёлая, задорная. Уж очень я люблю веселиться, вот и хочу, чтобы ваши 1-ки мне танец показали.
Танец с игрушками.
Вед.- Знаешь Б.я. наши ребята все могут, ведь они учатся в школе. Так что отправляйся в свой лес, нам здесь не мешай.
Б.я – Танцевать любой дурак может. Вы вот отгадайте мои загадки о буквах. Где мои помощники.( свистит, зовёт)
1.Вот два столба наискосок,
а между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …
2. Эта буква так кругла,
укатиться бы могла.
3. На эту букву посмотри,
она совсем как цифра 3.
4. Ты с этой буквою знаком:
Стоят 2 колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.
5. С этой буквой на носу,
Филин прячется в лесу.
Б.я. – Какие умненькие! Какие разумненькие!
Б.я.- Загадки разгадывать вы мастера, а сказки про школу знаете?
Ведущий: Конечно знаем. Ребята покажут инсценировку сказки « Лесная школа» .
Лесная школа
Действующие лица:
Сказочники
Мышка
Лягушка
Белка
Лиса
Волк
Медведь
Заяц
Еж
Сказочники:
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.
Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
Наша сказка приглашает
На поляну в лес густой.
Там среди высоких сосен
Стоит домик небольшой.
Жили в нем старик с старухой,
А теперь тот дом пустой.
И давно уж над избушкой
Не струится дым густой.
Мышка. Хорошо в лесу всем летом:
Много ягод и грибов.
Можно бегать до рассвета
Среди сосен и дубов.
Но вот вьюги налетели,
Все дорожки замели,
В норки под густые ели
Мышки все давно ушли.
Я недавно поселилась
В этом домике лесном
Чистом, светлом и уютном,
Только вот совсем пустом.
Из домика показывается Лягушка)
Лягушка. А вот и не пустом совсем,
Я в нем живу давно.
За печкой сплю или скачу,
Или смотрю в окно.
Теперь вдвоем нам веселей
Хозяйством управлять.
Как хорошо иметь друзей,
Друг другу помогать.
Мышка и Лягушка убегают в домик.
Выходит Белка.
Белка. А мое жилье на дубе,
В нем и сухо, и тепло.
Запасла себе орехов
Много – целое дупло.
Мне не страшен холод зимний,
Прыгаю по веткам,
А сейчас вот загляну
На чаек к соседкам.
Заходит в домик.
Появляется Лиса.
Лиса. Хороша кума-лиса,
Мех как снег пушистый,
Ярким огоньком мелькнет
Он во поле чистом.
Да к тому же я хитра –
Обманула волка,
И теперь он на реке
Сидеть будет долго.
Ну, а я пока пойду
В этот вот домишко.
Может, встречу там сейчас
Глупого зайчишку.
Заходит в домик.
Появляется чем-то расстроенный Волк.
Волк (стонет).
Ай-да кумушка – лиса,
Рыжая плутовка.
Ведь умеет же она
Обманывать так ловко.
Это что тут за избушка?
Теремок не теремок,
Дверь как будто не закрыта,
Не висит на ней замок.
Заглядывает в домик и осторожно в него заходит.
Неуклюже идет Медведь.
Медведь. Хорошо зимой в берлоге
Спать до самых теплых дней.
Только скучно, если рядом
Долго нет со мной друзей.
Слышал я лису и волка,
Раскричались тут с утра.
Только что-то их не видно,
Может, забрели сюда?
Входит в домик.
Еж. Зайка, ты куда спешишь?
Да ты, бедный, весь дрожишь!
Заяц. Волк тут рыщет по кустам,
Не дает покоя нам.
И лисица ходит с ним,
Вот мы, зайцы, и дрожим.
Еж. Не пугайся, я с тобой!
Есть тут домик небольшой,
Там поселимся вдвоем
И чудесно заживем.
Уходят в домик.
Сказочники: 1. Вот беда-то, так беда:
Все сбежались сюда!
Что же будет – ой-ой-ой!
Поспешим туда с тобой!
2. Подожди, не торопись,
Никогда не суетись.
Если мудрый Еж придет,
Выход он всегда найдет!
Еж. Здравствуйте, народ лесной!
Рад вас видеть вместе.
Я газету вам принес –
«Дремучие вести».
Звери. Стыдно нам тебе сказать – Не умеем мы читать.
Ёж. Это дело поправимо,
Время нечего терять.
Мы откроем в лесу школу,
Всех научим мы читать.
Заяц. Станем все мы здесь друзьями,
Книга учит нас дружить.
Много сказок прочитаем,
Интересно будет жить.
Белка. И пускай зима бушует,
И метель стучит в окно.
Приглашаем в нашу школу –
Здесь уютно и тепло!
Звери (хором). Заходите, заходите,
Заходите все подряд!
Эта школа, эта школа,
Эта школа – для зверят.
Сказочники: Вот как появилась
Школа в том лесу,
Где читать научат
Волка и лису.
На лесной полянке
В домике с утра
Идут уроки мира,
Дружбы и добра.
И мы там побывали,
Зверюшек повидали.
Нашей сказочке конец,
А кто слушал…
Все. Молодец!
Ведущий: Вот, оказывается, какой секрет есть у лесных зрителей – «Лесная школа»!
Вед.- Б. я, все это ребята прочитали благодаря Букварю, и они хотели поблагодарить его. Все задания твои выполнили, отпускай же Букварь.
Б. я.- Эх вы! Забыли, что во всех сказках по три задания. А у меня всего два было!
Вед. – Ну, загадывай тогда третье.
Б. я.- Ну что ж, отпущу я Букварь, если споете мне.
Дети исполняют частушки.
1.Мы ребята- 7-летки,
Вам частушки пропоём.
Мы в своей любимой школе
Замечательно живём.
2. Эх, топни нога,
Топни правенькая.
В школу я пришла учиться,
Хоть и маленькая .
3. Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису,
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
4. Каждый день у нас уроки-
Лепим, красим, мастерим,
Изучаем цифры, буквы,
О природе говорим.
5. Любим мы решать задачи,
Кто быстрей и кто вперед,
А задачи –то какие –
Сам профессор не поймёт.
6. Я танцую и пою
И учусь отлично,
Да к тому же посмотрите,
Очень симпатичный.
7.Мы, ребята-семилетки
Любим бегать и играть.
А учиться обещаем на «4» и на «5».
8.Все науки одолеем,
Все у нас получится,
Потому что наши мамы
С нами тоже учатся.
9. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Б. я. идёт к двери
Ну, хорошо, уговорили. Забирайте свой Букварь.
Букварь: Здравствуйте, дети! Я очень рад вас видеть. Спасибо, что вы меня освободили, ведь мне предстоит ещё учить грамоте других ребят. А вас проводить из страны Букваря в страну Литературы.
Ведущ. Букварь, ребята очень благодарны тебе и посвящают тебе свои стихи.
Мы дружно жили с «Букварём»
И все заданья одолели.
Пришла прощания пора
И мы об этом сожалеем!
Открытий много впереди
Мы десять лет учиться будем,
Но книгу первую «Букварь»
Мы никогда не позабудем!
Скажем «Букварю» - Спасибо!
Научил он нас читать.
И теперь легко мы можем
Все науки изучать!
4Будем дальше мы учиться
И науки постигать
Обещаем не лениться,
Чтобы много-много знать!
Песня «Расстаёмся с букварём»
«Букварь»: Надеюсь, вы сдержите своё слово и будете прилежно учиться, лениться не станете и, может быть, кто-нибудь из вас даже получит Золотую медаль за полученные знания!!! И я приготовил для вас подарки. Это хрестоматия по литературе. Ведь дальше вы будете изучать литературное чтение.
Вручение подарков
Ученик:
Ребята! Забыть вам нельзя
Наш праздник – День Букваря!
Всем желаю хорошо учиться,
Это вам в жизни ещё пригодится.
Ведущий: Любите, ребята, книгу! Она вам поможет вырасти культурными людьми, какими хочет вас видеть Родина, родители, учителя. А помогают вам осваивать все науки ваши бабушки, мамы. Так давайте для них споём песню.
Песня «Мамочка милая»???????
До свидания! До новых встреч!
Звучит музыка
Вручение удостоверений.