"Сценарий профориентационного мероприятия для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций "А кем будешь ты?"
Краткая аннотация
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий друг мой много
Выбирай свою дорогу
Всегда к знаниям стремись
Хорошенько ты учись.
Светлана Боголюбова
Выбор профессии является одним из важнейших моментов, определяющих жизненный путь любого человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.
Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданное внеклассное мероприятие «А кем будешь ты?» позволит познакомить учеников 1-4 класса в игровой форме с разными профессиями, а также осуществить первичный профессиональный выбор. Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.
Начальная школа, где обучаются дети 7–10 лет представляет собой пропедевтический этап, на котором решаются ряд важных возрастных задач: воспитание положительного отношения к труду, ответственности, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях.
Особенность данного мероприятия состоит в том, что занятие проходит в форме игры, непринужденной для детей атмосфере. Игра есть и остается ведущей деятельностью для ребенка и правильно выстроенное мероприятие, имеющее четкие правила и происходящей под контролем наставника, создает среду для раскрытия творческих, лидерских и коммуникативных качеств ученика. Получив первичные представления о особенностях той или иной профессии, ученик уже на первом этапе выявляет симпатию относительно понравившегося вида деятельности.
Данное мероприятие может проводиться на базе любого общеобразовательного учреждения как учителями, так и вовлечением учеников среднего и старшего звена. Мероприятие было проведено на базе МКОУ Панской школы-интерната с учениками 1-4 класса.
Содержательная часть
Внеклассное мероприятие на тему: «А кем будешь ты?»
Разработала: Никанорова Виктория Витальевна
Цель занятия: познакомить учащихся с миром профессий.
Задачи занятия:
пробудить у учащихся интерес к конкретной профессии либо области деятельности;
развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде;
воспитание культуры общения.
Оборудование: музыкальное сопровождение, краски, кисти, палитра, настольная игра -башня, бумага, беговая карта, шарики.
Использованные технологии:
групповые технологии (каждый участник группы активно работает в течении всего занятия);
коммуникационные технологии (развитие коммуникативных навыков).
игровые технологии (процесс познания через игру).
Возрастная группа: 1-4 класс
Ход мероприятия
Наименования этапов занятия
I. Организационный этап (общий сбор, приветствие учеников).
II. Вводный этап (сообщается тема, цели и задачи мероприятия, происходит деление на команды).
III. Основной этап (путешествие по станциям)
IV. Заключительный этап (подведение итогов, обмен впечатлениями о занятии).
I. Организационный этап.
Проводится общий сбор, на котором собираются все классы начальной школы, а также ученики старшей школы, принимающие участие в мероприятии (если они задействованы).
Примечание: количество команд и станций зависит от количества учеников, обучающихся в начальной школе. Мероприятие было проведено в малокомплектной школе, поэтому представлено всего 6 команд и 9 станций, однако, количество игроков, команд и станций легко варьируется.
II. Вводный этап.
Объявляется тематика мероприятия, раскрываются цели, задачи, а также объясняются правила игры.
Сначала происходит деление на команды. К каждой команде будет прикреплен свой учитель-наставник, который вместе с детьми проходит станции (учителя выбраны заранее). У классных руководителей начальной школы находятся мешочки с лентами разного цвета. Каждый класс вытаскивает из мешочка своего классного руководителя ленту с определенным цветом, что говорит о принадлежности игрока к той или иной команде. Таким образом, ученики 1-4 класса смешиваются, что позволяет создать равные команды по уровню развития и подготовки. Это делается так же с целью научить ребят командной работе, развить чувство поддержки и ответственности друг за друга.
По разделению образовалось 6 команд (т.е. всего 6 цветов лент разного цвета) под руководством 6 учителей-наставников, которые будут передвигаться вместе с детьми по этапам. Каждая из команд встает вместе, привязывают себе цвет своей ленты. Это делается для выделения каждой участвующей команды.
После этого капитаны (ими могут быть как учителя, так и ученики) получают карту с определенной последовательностью станций. (Пример карты в приложении 3). У каждой группы своя заранее продуманная карта, станции выстроены таким образом, что между командами не пересекаются. По правилам игры на каждую станцию отводится по 8 минут времени. Игроки находятся на станции до того, как заиграет музыка. Переход от одного этапа к другому происходит в течении 2 минут. Начало каждой станции происходит только после того, как музыка перестает играть.
Объяснив правила игры, включается музыка и все участники разбегаются по станциям, указанным в индивидуальном беговом листе (карте).
III. Основной этап.
В основном этапе представлены все станции карты (каждая команда проходит одни и те же станции в определенной последовательности).
1. Строитель.
Команда прибегает на станцию "Строитель", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой строитель?
-Чем он занимается?
-Важна ли его работа?
-Хотели бы сами дети стать строителями?
Далее команде предлагается сыграть в игру "Башня" (настольная игра, заранее подготовленная для станции), где ученики, по очереди вытаскивают один из кирпичиков, и устанавливают их наверх, пока башня не рухнет. Играют до 3 раз.
Цель станции: показать важность и ответственность профессии строителя.
2.Повар.
Команда прибегает на станцию "Повар", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой повар?
-Чем он занимается?
-Что он и где готовит?
-Хотели бы сами дети стать поварами?
Далее команде предлагается разгадать вкусные загадки, чтобы проверить так ли хорошо они знают эту профессию. (Вкусные загадки представлены в приложении 1).
Цель станции: развить логическое мышление детей.
3.Хореограф.
Команда прибегает на станцию "Хореограф", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой хореограф?
-Чем он занимается?
-Хотели бы сами дети стать строителями?
Далее команде предлагается устроить танцевальный батл. Представитель станции показывает движение, а дети стараются повторить за ним его. После небольшого батла, команда размялась и ей предлагается поставить совместный танец "Маленьких утят".
Цель станции: выявление и развитие пластики, музыкальных и творческих способностей ребенка, укрепление физического здоровья.
4. Всезнайка.
Команда прибегает на станцию "Всезнайка", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой всезнайка?
-Чем он занимается?
-Чем вы будете заниматься?
Далее команде предлагается назвать профессии, подходящие под описание:
Самая зеленая профессия (ПРИМЕРЫ: садовод, лесник...)
Самая сладкая профессия (ПРИМЕРЫ: кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная профессия (ПРИМЕРЫ: банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая волосатая профессия (ПРИМЕРЫ: парикмахер...)
Самая детская профессия (ПРИМЕРЫ: воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая смешная профессия (ПРИМЕРЫ: клоун, пародист...)
Самая общительная профессия (ПРИМЕРЫ: журналист, экскурсовод, тренер, учитель...)
Самая серьезная профессия (ПРИМЕРЫ: хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог...)
Цель станции: развить у учеников умение выстаивать причинно- следственные связи.
5. Художник.
Команда прибегает на станцию "Художник", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой художник?
-Чем он занимается?
-Что он рисует?
-Хотели бы сами дети стать художниками?
Далее команде предлагается смешать цвета. Художник так торопился, что по дороге растерял все краски и теперь ему не хватает цветов. Ученики должны смешать цвета, чтобы получились:
-фиолетовый;
-оранжевый;
-зеленый;
-коричневый;
-голубой.
(таблицы цвета в приложении)
Используя полученными цветами, дети должны нарисовать рисунок.
Цель станции: развитие художественного восприятия, знание цветовой гаммы.
6. Тренер.
Команда прибегает на станцию "Тренер", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой тренер?
-Чем он занимается?
-Кого он тренирует и зачем?
-Хотели бы сами дети стать тренером?
Далее команде предлагается разделится на 2 мини команды. Участники, соревнуюсь должны пройти испытания.
1. Льдины. Команды стоят рядом, по свистку тренера по одному представителю начинают перешагивать по льдинам (листы бумаги) до корзины с шариками. Берут один и также идут к своей команде, после чего наступает очередь следующего игрока.
2. Бадминтон. Мини команды встают друг напротив друга, между проводится линия. По свистку команды начинают перебрасывать друг другу шарики. Задача состоит в том, чтобы на поле игроков было как можно меньше шаров.
Цель станции: развивать двигательную активность и быстроту реакции.
7. Доктор.
Команда прибегает на станцию "Доктор", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой доктор?
-Чем он занимается?
-Кого он лечит и зачем?
-Хотели бы сами дети стать доктором?
Далее команде предлагается исполнить роль докторов. Учитель-наставник, который активно принимает участие в прохождении станций, выполняет роль больного. Детям должны лечить своего учителя. Ведущий станции предлагает варианты того, что заболело, а ребята должны сообразить и начать бинтовать больное место с помощью бумаги. Болит: мизинец на левой руке, кленка на правой ноге, левое ухо, правое плечо, правая пятка, левая нога, голова.
Цель станции: показать детям, что оказание первой помощи - дело не трудное и под силу всем.
8. Актер.
Команда прибегает на станцию "Актер", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Кто такой актер?
-Чем он занимается?
-Где снимается и зачем?
-Хотели бы сами дети стать актерами?
Далее команде предлагается побыть актерами. Ведущий станции берет на себе роль режиссера и предлагает разыграть сказку "Репка". Определяются действующие лица (в зависимости от количества игроков добавляются персонажи), ведущий читает сказку и игроки должны повторять действия в заданной тематике. Например: Грустная "Репка" (все персонажи выполняя действия плачут), Веселая "Репка" - смеются, Активная "Репка" - прыгают, Медленная "Репка" - замедленные движения, Быстрая "Репка" - ускоренный темп движений. (Текст сказки в приложении 2)
Цель станции: раскрепостить и развить творческий потенциал ребенка.
9. Учись говорить.
Команда прибегает на станцию "Учись говорить", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:
-Что значит правильно?
-Кто умеет правильно говорить?
-Зачем нужно правильно?
-Должны ли вы говорить правильно?
Далее команде предлагается выполнить упражнения для развития дикции и правильного произношения. Для начала разминка.
«Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот. «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).
«Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).
«Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).
Приступаем к разучиванию скороговорки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки». Во время произношения скороговорки команда должна, например: стоять на левой ноге, прыгать, приседать.
Цель станции: развитие речевого аппарата ребенка, совершенствование произношения.
IV. Заключительный этап
На заключительном этапе проводится беседа с учениками. Выясняется, что они запомнили, понравилась ли им игра, кем бы они хотели стать, какие профессии важны.
Перечень использованной и рекомендуемой литературы.
Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011 г.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: ВАКО, 2005.
Интернет источники:
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-edu-s-otvetami.html
http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/osnovnyie-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-diktsii-u-doshkolnikov.html
https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-edu/
Приложения.
Приложение 1
Станция "Повар".
Вкусные загадки.
Хлеба мягкого кусок,
Сверху колбаса, чеснок.
Сам он просится к нам в рот,
Аппетитный... (бутерброд)
Теплый, мягкий и блестящий,
С корочкой такой хрустящей!
Спросим мы у детушек:
«Что же это?» (Хлебушек)
Пчелки летом потрудились,
Чтоб зимой мы угостились.
Открывай пошире рот,
Ешь душистый, сладкий... (мед)
Белый снег
В чести у всех.
В рот попадает –
В миг пропадает...(сахар)
Лук, капуста и картошка,
Разных овощей немножко.
Ты в кастрюле их ищи.
Это суп с названьем... (щи)
Сахаристая рубашка,
Сверху — яркая бумажка.
Сладкоежки любят это.
Что за лакомство? (Конфета)
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это... (сыр)
Не окрошка и не супчик.
Свекла в нем, морковь, огурчик.
Подают нам на обед
С постным маслом... (винегрет)
Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю...(мороженое)
Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас... (сметана)
Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье —
Ароматное... (варенье)
Что за белая водица
С фермы к нам в бидонах мчится?
Мы ответ нашли легко —
Это просто... (молоко)
Завернули эту плитку
В серебристую простынку.
Скушать плитку каждый рад.
Что же это? (шоколад)
Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на К
Наш продукт из молока...(кефир)
Спрыгнул он со сковородки,
Подрумяненный в середке.
Знать, готов еще один
С пылу с жару тонкий... (блин)
Сладок, нежен и воздушен.
Иногда он всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него...(торт)
Приложение 2
Станция "Актер".
Сказка "Репка".
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!
Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.
Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — и вытянули репку.
Фотоотчет с мероприятия.






Приложение 3
Пример беговой карты команды










13