СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий районного фестиваля "Пой, моя гитара"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка сценария первого районного фестиваля гитарной музыки. Содержит историю создания инструмента.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий районного фестиваля "Пой, моя гитара"»

Районный фестиваль «Пой, моя гитара»

Цель: Познакомить с историей возникновения и развития гитары. Способствовать расширению кругозора учащихся. Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Оборудование: видеопроектор, презентация.

(Слайд) Ведущий: К долгожданной гитаре  я тихо прильну,
Осторожно и бережно трону струну,
И она отзовётся, зазывно звеня,
Добротою  наполнив  тебя и меня.
1-й районный фестиваль «Пой, моя гитара» прошу считать открытым.

(Слайд) Хачатурян. «Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». Исполняют Валов П.А, Русаков А.А, Пустовалов Ю.В.


Фестиваль проводится по номинациям:

Сольное исполнение;

Ансамбль гитаристов;

Смешанные ансамбли;

Исполнение романса под гитару.

Все участники награждаются дипломами.

(Слайд) Гитара – пожалуй, самый популярный инструмент. Его любят и виртуозы, и те, кто способен сыграть три аккорда. У гитары большой диапазон. Это мобильный инструмент – его можно брать с собой, он легкий. А за что еще любят гитару? Как вы думаете? (Зрители отвечают на вопрос)

Гитара!

За что же издавна тебя так полюбил народ?

Ведь фортепьяно иль труба и громче и звучней.

Ответить не смогу, но знаю - счастлив тот

Кто смог тебя понять, а приручить - вдвойне!

Ты можешь передать души порыв любой:

Восторг, смятение и гнев, страданье и покой.

(Слайд) Номинацию «Сольное исполнение» открывает Борисов Павел Эрнесакс «Паровоз»

История гитары восходит к глубокой древности. Ее колыбелью были страны Ближнего Востока, где она появилась около 4000 лет назад.

(Слайд) Крапивина Олеся. Казахский кюй «Кенес»

Для гитары писали многие композиторы – Каркасси, Джулиани, Паганини, Шуберт, Вебер, Берлиоз. Конечно, и сейчас много композиторов, пишущих для гитары. Например. Козлов Виктор Викторович – родился 10.01.1958г в Челябинске. Российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Работает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.А.Чайковского. Сегодня мы услышим его произведения. Я приглашаю на сцену…

(Слайд) Колтунова Маша. Козлов «Веселые ступеньки»

(Слайд) Подкорытова Катя. Козлов. «Танец сеньориты гитары»

(Слайд) Русаков А.А. Козлов «Баллада о Елене Прекрасной».

(Слайд) Я приглашаю на сцену всех выступивших в номинации «Сольное исполнение» для вручения дипломов.

В начале XX в. в России гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г., после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Следующая номинация – «Ансамбль гитаристов»

(Слайд) Все гитаристы знают имя А.М.Крамского – автора школы игры на гитаре.

Алекса́ндр Миха́йлович Ивано́в-Крамско́й родился 26 августа (8 сентября) 1912, в  Москве — русский советский классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог, заслуженный артист РСФСР. Иванов-Крамской - автор более пятисот сочинений для гитары. В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Музыкальное училище при Московской консерватории – это единственное учебное заведение, где гитара преподается на отделении струнных инструментов.

(Слайд) на сцене трио в составе: Блялев Диас, Ефанов Андрей, Валов П.А. Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»

(Слайд) Дуэт: Подкорытова Катя, Рыбакова Анна. В.Козлов. «Танец маленьких марионеток».

(Слайд) Акимжанов Тайхан, Пустовалов Ю.В. «Испанский танец «Сальвадор»

(Видео) Я предлагаю посмотреть видео – выступление ансамбля маленьких гитаристов.

(Слайд) С появлением электрогитары начался новый пик популярности гитары.

Первые электрогитары для массового рынка выпустили в 1931 году. О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от легкого популярного до тяжёлых форм метала и нойз-рока.

(Слайд) В 60-е годы 20 века была очень популярна группа «The Beatles». В группе было 3 гитары и ударник.

(Слайд) Послушайте мелодию из репертуара группы «The Beatles» «No reply» в исполнении Блялева Диаса, Кожехова Артема и Ефанова Андрея.

(Видео) Еще один пример виртуозного исполнения на электрогитаре – Паганини «Каприс №24». В исполнении Виктора Зинчука.

(Слайд) Вручение дипломов.

(Слайд) Следующая номинация – «Смешанные ансамбли»

(Слайд) Bésame mucho» — песня на испанском языке в жанре болеро, написанная в 1940 году мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес. Это произведение стало одной из наиболее известных песен XX века; В 1944 году «Бесаме мучо» стала первой мексиканской песней, победившей в хит-параде в Нью Йорке. Существуют сотни её исполнений (в том числе в переводе на разные языки), а также инструментальных версий. Вот одна из них. На сцене – Росина Е.А, Худякова С.Ю. и Русаков А.А.

Вручение дипломов.

(Слайд) Романсы с полным правом называют песнями любви, т.к. именно любовь является причиной для создания многих из них. Музыка и тексты остаются, а вот имена создателей часто забываются, и романс становится "народным".  У знаменитого и очень мелодичного романса "Я помню вальса звук прелестный" именно такая судьба, долгое время имя его автора было неизвестно широкому кругу слушателей и исполнителей. Но все же он есть, и этот романс - единственное музыкально-поэтическое сочинение Николая Афанасьевича Листова. А причиной написания романса стала счастливая любовная история. Николай Листов был родом из Пскова из  богатой дворянской семьи, получил хорошее образование. Но неожиданная встреча на одном из светских балов все перечеркнула: в 1904 году на сцене Народного театра появилась молодая актриса Александра Медведева, она-то и привлекает внимание Николая Листова. Он знакомится с ней, страстно влюбляется. Актриса отвечает ему взаимностью, влюбленные решают пожениться. Но, против выступили родители Листова:  их сын, дворянин, красавец и провинциальная актриса - страшный позор для их рода! Надо было сделать выбор между любовью и деньгами. Николай Листов выбирает любовь. Встреча с Александрой Медведевой вдохновила Листова на создание замечательного романса – «Я помню вальса звук прелестный» в память о встрече на балу. Николай Листов написал всего один романс, но этого хватило, чтобы его имя навсегда было увековечено в памяти любителей русского романса. Я приглашаю на сцену Росину Е.А. и Русакова А.А. (Слайд)

Настоящую мировую славу принес Борису Фомину романс на стихи П. Германа «Только раз», впервые прозвучавший в исполнении Изабеллы Юрьевой. В 1924 году романс вышел в печати. Но тысячные тиражи, которые пришлось повторять, не могли удовлетворить спрос, настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, а вся Россия. И, тем не менее, судьба романса сложилась крайне драматично. Блюстители советской нравственности нашли черты идеологической невыдержанности. Уж очень несвоевременны были горячие строки о любви. И разве совместима с революцией тема грусти? Да и почему только раз бывает в жизни встреча? В результате романс 30 лет был запрещен на российской эстраде. Но над ним оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы. И сегодня романс «Только раз бывает в жизни встреча» входит в репертуар многих исполнителей и по-прежнему задевает самые тонкие струны человеческой души. Какое-то волшебство исходит и от слов, и от музыки этого романса.

(Слайд) Давайте же послушаем его в исполнении Пустовалова Ю.В.

Яков Андреевич Фельдман вместе с поэтом Николаем фон Риттером написал романс «Ямщик не гони лошадей», который принес ему всенародную славу. И хотя было время, когда его исполнение запретили, в связи с несовместимыми идеалами коммунизма, он, все-таки выжил. И продолжает звучать и радовать наши сердца.

(Слайд) На сцене – Исагалиева Т.С., концертмейстер – Пустовалов Ю.В.

(Слайд) Вручение дипломов.

(Слайд) Задумался о чем-то музыкант,
Перебирая струны не спеша.
Наверно, правду люди говорят,
Что у гитары тоже есть душа.

Надеюсь, вы хорошо провели время, получили удовольствие от общения с таким замечательным музыкальным инструментом, как гитара. Я хочу пожелать всем творческих свершений, удачи и любите музыку.

До новых встреч!