Районный фестиваль «Пой, моя гитара»
Цель: Познакомить с историей возникновения и развития гитары. Способствовать расширению кругозора учащихся. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
Оборудование: видеопроектор, презентация.
(Слайд) Ведущий: К долгожданной гитаре я тихо прильну,
Осторожно и бережно трону струну,
И она отзовётся, зазывно звеня,
Добротою наполнив тебя и меня.
1-й районный фестиваль «Пой, моя гитара» прошу считать открытым.
(Слайд) Хачатурян. «Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». Исполняют Валов П.А, Русаков А.А, Пустовалов Ю.В.
Фестиваль проводится по номинациям:
Сольное исполнение;
Ансамбль гитаристов;
Смешанные ансамбли;
Исполнение романса под гитару.
Все участники награждаются дипломами.
(Слайд) Гитара – пожалуй, самый популярный инструмент. Его любят и виртуозы, и те, кто способен сыграть три аккорда. У гитары большой диапазон. Это мобильный инструмент – его можно брать с собой, он легкий. А за что еще любят гитару? Как вы думаете? (Зрители отвечают на вопрос)
Гитара!
За что же издавна тебя так полюбил народ?
Ведь фортепьяно иль труба и громче и звучней.
Ответить не смогу, но знаю - счастлив тот
Кто смог тебя понять, а приручить - вдвойне!
Ты можешь передать души порыв любой:
Восторг, смятение и гнев, страданье и покой.
(Слайд) Номинацию «Сольное исполнение» открывает Борисов Павел Эрнесакс «Паровоз»
История гитары восходит к глубокой древности. Ее колыбелью были страны Ближнего Востока, где она появилась около 4000 лет назад.
(Слайд) Крапивина Олеся. Казахский кюй «Кенес»
Для гитары писали многие композиторы – Каркасси, Джулиани, Паганини, Шуберт, Вебер, Берлиоз. Конечно, и сейчас много композиторов, пишущих для гитары. Например. Козлов Виктор Викторович – родился 10.01.1958г в Челябинске. Российский гитарист, композитор и музыкальный педагог. Работает в Челябинском Высшем музыкальном училище им. П.А.Чайковского. Сегодня мы услышим его произведения. Я приглашаю на сцену…
(Слайд) Колтунова Маша. Козлов «Веселые ступеньки»
(Слайд) Подкорытова Катя. Козлов. «Танец сеньориты гитары»
(Слайд) Русаков А.А. Козлов «Баллада о Елене Прекрасной».
(Слайд) Я приглашаю на сцену всех выступивших в номинации «Сольное исполнение» для вручения дипломов.
В начале XX в. в России гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.
Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г., после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.
Следующая номинация – «Ансамбль гитаристов»
(Слайд) Все гитаристы знают имя А.М.Крамского – автора школы игры на гитаре.
Алекса́ндр Миха́йлович Ивано́в-Крамско́й родился 26 августа (8 сентября) 1912, в Москве — русский советский классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог, заслуженный артист РСФСР. Иванов-Крамской - автор более пятисот сочинений для гитары. В 1960 году по инициативе Иванова-Крамского класс шестиструнной гитары был открыт в музыкальном училище при Московской консерватории, он его и возглавил. Музыкальное училище при Московской консерватории – это единственное учебное заведение, где гитара преподается на отделении струнных инструментов.
(Слайд) на сцене трио в составе: Блялев Диас, Ефанов Андрей, Валов П.А. Русская народная песня «Ты пойди, моя коровушка, домой»
(Слайд) Дуэт: Подкорытова Катя, Рыбакова Анна. В.Козлов. «Танец маленьких марионеток».
(Слайд) Акимжанов Тайхан, Пустовалов Ю.В. «Испанский танец «Сальвадор»
(Видео) Я предлагаю посмотреть видео – выступление ансамбля маленьких гитаристов.
(Слайд) С появлением электрогитары начался новый пик популярности гитары.
Первые электрогитары для массового рынка выпустили в 1931 году. О том, кто из гитаристов первым перешёл из акустики в «электричество», до сих пор идут споры. Основной претендент на роль пионера — Лес Пол, утверждавший, что начал экспериментировать в этой области в начале 1920-х годов. Фактически, применение звукоснимателей в джаз-бэндах 1930—1940-х годов привело к целой революции в музыкальной сфере в середине века. Оказалось, что искажения звука, первоначально рассматривавшиеся как брак, могут порождать бесконечное количество ранее неведомых тембров. После этого электрическая гитара на несколько десятилетий стала важнейшим инструментом нескольких новых жанров — от легкого популярного до тяжёлых форм метала и нойз-рока.
(Слайд) В 60-е годы 20 века была очень популярна группа «The Beatles». В группе было 3 гитары и ударник.
(Слайд) Послушайте мелодию из репертуара группы «The Beatles» «No reply» в исполнении Блялева Диаса, Кожехова Артема и Ефанова Андрея.
(Видео) Еще один пример виртуозного исполнения на электрогитаре – Паганини «Каприс №24». В исполнении Виктора Зинчука.
(Слайд) Вручение дипломов.
(Слайд) Следующая номинация – «Смешанные ансамбли»
(Слайд) Bésame mucho» — песня на испанском языке в жанре болеро, написанная в 1940 году мексиканкой Консуэло Веласкес Торрес. Это произведение стало одной из наиболее известных песен XX века; В 1944 году «Бесаме мучо» стала первой мексиканской песней, победившей в хит-параде в Нью Йорке. Существуют сотни её исполнений (в том числе в переводе на разные языки), а также инструментальных версий. Вот одна из них. На сцене – Росина Е.А, Худякова С.Ю. и Русаков А.А.
Вручение дипломов.
(Слайд) Романсы с полным правом называют песнями любви, т.к. именно любовь является причиной для создания многих из них. Музыка и тексты остаются, а вот имена создателей часто забываются, и романс становится "народным". У знаменитого и очень мелодичного романса "Я помню вальса звук прелестный" именно такая судьба, долгое время имя его автора было неизвестно широкому кругу слушателей и исполнителей. Но все же он есть, и этот романс - единственное музыкально-поэтическое сочинение Николая Афанасьевича Листова. А причиной написания романса стала счастливая любовная история. Николай Листов был родом из Пскова из богатой дворянской семьи, получил хорошее образование. Но неожиданная встреча на одном из светских балов все перечеркнула: в 1904 году на сцене Народного театра появилась молодая актриса Александра Медведева, она-то и привлекает внимание Николая Листова. Он знакомится с ней, страстно влюбляется. Актриса отвечает ему взаимностью, влюбленные решают пожениться. Но, против выступили родители Листова: их сын, дворянин, красавец и провинциальная актриса - страшный позор для их рода! Надо было сделать выбор между любовью и деньгами. Николай Листов выбирает любовь. Встреча с Александрой Медведевой вдохновила Листова на создание замечательного романса – «Я помню вальса звук прелестный» в память о встрече на балу. Николай Листов написал всего один романс, но этого хватило, чтобы его имя навсегда было увековечено в памяти любителей русского романса. Я приглашаю на сцену Росину Е.А. и Русакова А.А. (Слайд)
Настоящую мировую славу принес Борису Фомину романс на стихи П. Германа «Только раз», впервые прозвучавший в исполнении Изабеллы Юрьевой. В 1924 году романс вышел в печати. Но тысячные тиражи, которые пришлось повторять, не могли удовлетворить спрос, настолько он был популярен. Его пели не только почти все исполнители старинных романсов, а вся Россия. И, тем не менее, судьба романса сложилась крайне драматично. Блюстители советской нравственности нашли черты идеологической невыдержанности. Уж очень несвоевременны были горячие строки о любви. И разве совместима с революцией тема грусти? Да и почему только раз бывает в жизни встреча? В результате романс 30 лет был запрещен на российской эстраде. Но над ним оказались не властны ни время, ни чиновничьи указы. И сегодня романс «Только раз бывает в жизни встреча» входит в репертуар многих исполнителей и по-прежнему задевает самые тонкие струны человеческой души. Какое-то волшебство исходит и от слов, и от музыки этого романса.
(Слайд) Давайте же послушаем его в исполнении Пустовалова Ю.В.
Яков Андреевич Фельдман вместе с поэтом Николаем фон Риттером написал романс «Ямщик не гони лошадей», который принес ему всенародную славу. И хотя было время, когда его исполнение запретили, в связи с несовместимыми идеалами коммунизма, он, все-таки выжил. И продолжает звучать и радовать наши сердца.
(Слайд) На сцене – Исагалиева Т.С., концертмейстер – Пустовалов Ю.В.
(Слайд) Вручение дипломов.
(Слайд) Задумался о чем-то музыкант,
Перебирая струны не спеша.
Наверно, правду люди говорят,
Что у гитары тоже есть душа.
Надеюсь, вы хорошо провели время, получили удовольствие от общения с таким замечательным музыкальным инструментом, как гитара. Я хочу пожелать всем творческих свершений, удачи и любите музыку.
До новых встреч!
