Цель классного часа : формирование межкультурного общения родителей и детей через совместное творчество.
Задачи :
воспитывать уважительное отношение детей к своим родителям, дедушкам, бабушкам;
развивать творчество учащихся;
расширять знания о прошлом семьи;
формировать культурные традиции в общении между детьми и взрослыми.
Ход классного часа
На фоне мелодии “Родительский дом”
Учитель: Дорогие друзья! Бабушки и дедушки, папы и мамы, девочки и мальчики. Сегодня мы проведём семейный праздник “Корабль друзей”. Всех нас объединяет одно слово, которое часто будет звучать на вечере – “семья”. У каждой семьи есть своя история, своя родословная.
Что такое родословная? Это перечень поколений одного рода. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду. В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был показать своё дворянское происхождение, доказательством которого и служило рыцарское родословное дерево. Вот что оно из себя представляет. Внизу ствола – герб рыцаря, далее ствол делится на две условные ветви: справа рисовался герб отца, слева – герб матери. Каждая из этих ветвей также делилась на две меньшие ветви, на которых размещались гербы деда и бабки с отцовской и материнской линии. Для того, чтобы составить своё родословное дерево, нужно было хорошо знать семьи своих предков. Вот и пригласили мы целые семьи, чтобы дети увидели, как папам и мамам, дедушкам и бабушкам интересно быть рядом всей семьёй. А что такое семья?
Ученики (мальчик и девочка):
Когда появилось слово “семья”?
Когда – то о нём не слыхала земля,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
,,Сейчас я тебе семь вопросов задам
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева всё так же ответила: "Я".
- Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает , украсит жильё?
"Я, я", – тихо молвила Ева – Я, я…
Сказала она знаменитых семь “Я”.
Вот так на земле появилась семья.
Учитель: Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но всё же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы зовёте своей семьёй. Семья, по определению, данному в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова, - это группа живущих вместе близких родственников. Сколько же их этих родственников? Давайте считать.
Ученик: (читает стихотворение “Раз, два, три, четыре” А. Кардашова)
Кто живёт в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живёт в квартире дедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавицы живут
С родными неразлучно.
Один из них её зовёт
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой зовёт её другой.
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей.
И называет мамой
Мужчина младший самый.
Учитель: Дома вы нарисовали свои генеалогические древа. На каждом из них ваши близкие родственники и предки. А знаете ли вы их, мы сейчас и проверим. .
Учитель. Какие умницы! Да, оказывается, у нас много ребят из больших семей, которые ценят и уважают своих родственников. А наши семьи так дружны, что понимают друг друга с полуслова?
Это можно легко проверить.
Вот, например, папы редко помогают на кухне, поэтому наш первый конкурс для них.
Конкурс 1. “Папа может все, что угодно” (задание выполняют “мальчики-папы”, проверяют настоящие папы). Задание исполняется под фонограмму песни “Папа может…” Представьте себе такую ситуацию: маму срочно вызвали в командировку, и все домашние обязанности легли на папу. А утром дочку нужно вести в детский сад. А ребенок должен быть аккуратно одет и причесан. А времени на все это очень мало. Папам нужно за две минуты заплести дочек. (“Папы-мальчики” заплетают косички дочек-девочек.)
Учитель: А у наших мам золотые руки, они не только стирают, чистят, моют, но и кормят всю семью, и приготовить пищу могут даже с закрытыми глазами
Конкурс 2. “Лучше мамы друга нет” (отвечают “девочки-мамы”, проверяют настоящие мамы). Импровизированные тарелки (одноразовые) разбиты на две части. На одной части написано начало рецепта, на другой - окончание. Задача “мам-девочек” - правильно соединить рецепты с закрытыми глазами.
Учитель: Мать! Она чувствует, любит своего ребенка, волнуется, страдает за него уже тогда, когда малыш только собирается появиться на свет. “Мама” - первое слово, которое чаще всего повторяет человек в минуты страдания и горя. Мать любит своего ребенка здорового и больного, красивого и уродливого, талантливого и бездарного, окруженного славой и неудачника. Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на ее груди. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. Самая бескорыстная любовь — любовь материнская. Мать, не обладающая таким чувством, редкое исключение, ошибка природы. “Если в сердце сыновнем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем”- гласит мудрое старинное изречение.
Стихотворение читают 3 ученика
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети,
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю,
Наверно, за то, что дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу, и свету, и дню,
За это тебя я, родная, люблю.
За небо, за ветер, за воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты лучший мой друг.
Ни усталости не зная,
Ни покоя каждый час,
День и ночь родная мама
Всё тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кровати пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словом.
Кто кручинится, когда мы отчаянны подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто–то хвалит нас
Сколько мук ей было с нами,
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы –
О любви своих детей.
Учитель: Кто больше всех любит деток? Конечно же, наши бабушки!
Конкурс 4. “Бабушкины загадки” .
1. Острый нос, стальное ушко,
В ушке - ниточка-подружка.
Сшить обновки помогла
Нашей бабушке … (игла)
2.Будто цапли - длинноносы,
Нить они сплетают в косы.
Свяжут шарф и рукавицы
Нам проворно сёстры - ... (спицы)
3.Поскорее мне скажите,
Что за мяч из мягких нитей?
Он похож на колобок,
С длинным хвостиком ... (клубок)
4.Близкий родственник метлы
В доме выметет углы.
Он, конечно, не бездельник.
Сор убрать поможет ... (веник)
5.В огород несем за ручку
Мы пластмассовую тучку.
Эй, морковка, воду пей-ка!
Что за тучка? - Это ... (лейка)
6.Был толстяк когда-то в моде,
Славу заслужил в народе.
Выдыхая жаркий пар,
Чай готовил ... (самовар)
7.Подготовим место,
Раскатаем тесто.
Вот повидло, вот творог.
Мы хотим испечь ... (пирог)
8.Сварит бабушка из ягод
Что-то вкусненькое на год.
Ах, какое объеденье
Ароматное ... (варенье)
9.Два стекла, оправа, дужки
Зацепилися за ушки.
На носу не новички -
Хорошо сидят ... (очки)
10.Можно в нем носить цветы
И орехи, и грибы.
Потрудись-ка ты немножко,
Из лозы сплети ... (лукошко)
11.Разверни скорей листок -
Там увидишь много строк.
В строчках - вести всего света.
Что за лист такой? ... (Газета)
12.У него большая пряжка,
Ну, а сам он худ, бедняжка.
Носит папа целый день
Жесткий кожаный ...(ремень)
Игра “Лучики”. На доске нарисовано солнышко. Каждый ребёнок по очереди говорит бабушкам ласковое слово и рисует лучик.
Учитель: Посмотрите, сколько лучиков несут тепло нашим бабушкам. Пусть наше солнышко обогревает всех бабушек на всей планете. На нашем семейном празднике присутствуют замечательные дедушки, которые любят своих внуков не меньше, чем бабушки. А внуки в свою очередь дорожат их вниманием.
Ученик:
Дедушкины руки, дедушкины руки!
Они никогда не страдают от скуки!
Им в день выходной не бывает покоя.
Знакомо тяжёлое им и большое.
Рабочие руки, в мозолях, бугристые,
Рабочие и ослепительно чистые.
Всё делают так хорошо и умело,
Как в поговорке:,, В них спорится дело!”
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Мы благодарны нашим дорогим дедам!
Конкурс 5. “Дедушкины пословицы, или народная мудрость гласит”.
“Не красна изба углами, а красна пирогами”.
“Дом без хозяйки сиротка”.
“Не нужен клад – коли в семье лад”.
“Кто детям потакает – тот потом слезу проливает”.
“Дом вести – не бородой трясти”.
“Семья сильна – когда над ней крыша одна”.
“Семья в куче – не страшна и туча”.
“В хорошей семье – хорошие дети растут”.
“Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Конкурс 6. “Поющая семья”
Спеть всей семьей с караоке детскую песню.
1 команда — “Вместе весело шагать по просторам”
2 команда — “Улыбка”
3 команда — “Когда мои друзья со мной”
Учитель: Семейная жизнь - необыкновенный труд. Иногда, сами того не желая, мы, дети, становимся неуправляемыми, где-то даже дерзкими и часто своим поведением или словом огорчаем родителей. Я думаю, наша встреча заставила многих ребят задуматься, по-другому посмотреть на себя и переосмыслить свое поведение по отношению к близким людям. Я хочу каждому подарить памятку “Правила заботливого и любящего сына (дочери)”. Приложение 6. И мы говорим нашим дорогим трудолюбивым “пчелкам”, то есть родителям, огромное спасибо, что вырастили и воспитали таких замечательных, талантливых детей.
Учитель: И недаром русский народ посвятил семье такие пословицы и поговорки:
- Семья в куче — не страшны и тучи.
- На что и клад - коли в доме лад.
- Когда семья вместе - так и душа на месте.
- В семье и каша гуще.
- Один в поле не воин.
- Хорошо в гостях, а дома лучше.
- Дома и стены помогают.
- Мой дом - моя крепость.
Учитель: Проблемы уходят и приходят, меняются времена, меняются люди, меняются президенты, правительства, и даже цены. Неизменными остаются лишь – семья, взаимопонимание, чувства, любовь. Когда по настоящему любишь, то хочется буквально все делать для любимых: достать с неба звезду, идти на край света, сочинять стихи.
Продолжите фразу А. Герцена “ Семья начинается с …” (детей).
Как называют римскую богиню счастья? (Фортуна).
Какой овощ долгое время считался не пригодным для пищи и назывался “чертовым яблоком”? (картофель).
Жена сказочного персонажа Михаила Потаповича? (Настасья Петровна) .
Автор “ Свадебного марша”? (Мендельсон).
Из какого мяса делают котлеты по-киевски? (курятина).
Учитель: Семья - высшая ценность нашего общества. В ней формируются идеалы, обычаи, традиции общества, создаются моральные ценности: доброта, верность, любовь.
Все начинается с семьи.
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы...
Все начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть -
Все начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
На этом наше семейное плавание подошло к концу. Спасибо за ваши улыбки и счастливый смех. Берегите свою семью! Сделайте своих близких счастливыми! Ну а я желаю вам огромного семейного счастья, попутного ветра, семь футов под килем, пусть в вашем доме никогда не смолкает детский смех и не гаснут огоньки ваших лучезарных глаз.
До новых встреч!
Макеевская общеобразовательная школа 1 – Ш ступеней № 15
Классный час
«Семейному кораблю –
счастливого плавания»

Подготовила
Учитель начальных классов
Бобошко О.И.