СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока изобразительного искусства "Художественные музеи. Интерьер музея."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока изобразительного искусства в 3 классе по программе Б.М. Неменского. Тема урока: «Художественные музеи. Интерьер музея». Это вводный урок последней темы года «Музеи искусств». Урок построен на знакомстве детей с великими святынями русской культуры – Третьяковской галереей и Эрмитажем.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока изобразительного искусства "Художественные музеи. Интерьер музея."»

Сценарий урока по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» по программе

Б.М. Неменского, 3 класс.

Тема: Музеи искусств (художественные). Интерьер музея. (2 урока)

Цели и задачи:

  • Дать представление о том, что в музеях и картинных галереях хранятся лучше произведения искусства, принадлежащие всем людям.

  • Знакомство с самыми известными музеями России – Третьяковской галереей и Эрмитажем, с историей их создания.

  • Формирование познавательного интереса детей к искусству, понимание роли искусства в жизни общества, то есть духовного развития детей.

  • Развитие художественно-образного мышления, творческой активности (отказ от образцов и стереотипов).

  • Формирование умений и навыков художественной деятельности

( изображение в перспективе)



Оборудование:

Для учителя – компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

« Художественные музеи. Интерьер музея».

Для учеников – акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага.



1 урок

  1. – Мы с вами продолжаем тему, с которой знакомимся на протяжении всего 3 класса. Какую?

(«Искусство вокруг нас»)

- Давайте вспомним, в какой последовательности мы двигались в изучении различных сторон труда художника. С чего мы начинали и где сначала рассматривали работу художника?

(«Искусство в твоём доме»: игрушки, посуда, одежда, обои, книги, открытки)

-Верно, каждый из этих предметов хранит память о художнике.

Далее мы снова встретимся с его творениями, когда вышли на улицу и перешли ко второй теме. Какой? ( «Искусство на улицах города (села)»)

- Где на улицах мы видим, что поработал художник? (транспорт, витрины магазинов, памятники архитектуры, ажурные ограды, фонари)

- Правильно. Благодаря всему этому улица становится красивой, уютной, приобретает своё лицо и отличается от других.

II. – Сегодня мы продолжаем говорить об искусстве вокруг нас и начинаем новую тему, которая называется «Музеи искусства или художественные музеи».

- Как вы представляете, что такое музеи?

В переводе с латинского языка - храм муз. Если мы посмотрим в толковом словаре, то найдём такое объяснение : музей – это учреждение , которое занимается собиранием, хранением, изучением и экспозицией художественных произведений, предметов техники, быта и т.д.

- Кто из вас знает, как называется первый музей в нашей стране, где он был и кем был создан?

Слайд «Кунсткамера».

( разговор о Кунсткамере в Санкт - Петербурге, созданный Петром I)

- Сейчас в нашей стране существует музеев великое множество совершенно разных видов.

Это и художественные, исторические, краеведческие, зоологические музеи, музеи архитектуры, а в Москве есть даже своеобразный город- музей ВДНХ.

Но мы, ребята, на уроках ИЗО остановимся на музеях искусства – художественных музеях.

_ Как вы думаете, чем он отличается от других музеев?

(В художественных музеях хранятся картины, рисунки, скульптуры, посуда, мебель, но только те, которые являются художественными произведениями и имеют художественную ценность, то есть лучшие произведения искусства.

Например, над каждым чайным сервизом работает художник, создаёт его форму, придумывает роспись, но далеко не каждый достоин того, чтобы его поместили в музей.)

III. – Сегодня мы с вами познакомимся с двумя очень известными не только в нашей стране, но и во всём мире музеями искусства.

Слайд «Здание Третьяковской галереи»

- Итак. Москва. Район Замоскворечье. Тихий Лаврушинский переулок. В пейзаж этого места очень естественно вписывается вот это здание удивительной прелести. Красное, белое, голубое, с колоннами, ажурными оградами, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под треугольными крышами. Высоко над входом, в фигурном кокошнике барельеф – древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.

- А находится в этом великолепном здании музей, который называется…?

- На что похож этот домик? ( русский сказочный терем, храм)

Слайд «Проект фасада Третьяковской галереи работы В. Васнецова.

- И это неудивительно, так как оформлялось здание по проекту чудесного художника – сказочника Виктора Васнецова, написавшего много картин по мотивам русских сказок («Иван – царевич на сером волке», «Богатыри», «Алёнушка» и т.д.), которые и сейчас находятся в Третьяковке.

- Почему этот музей так называется?

Об этом рассказывает история его создания.

Во второй половине 19 века на этом месте стоял дом купцов Третьяковых.

слайд « Дом Третьяковых в 17 веке».

Росли в этом доме 2 сына – Павел и Сергей.

Оба брата стали удачливыми купцами, уважаемыми в городе людьми и плюс ко всему этому большими любителями живописи.

В 1956 году Павел Михайлович (слайд «Портрет П.М. Третьякова») купил две первые картины русских художников (слайд «Первая картина Третьяковки»). Тут и пришла ему в голову великая идея – составить национальную галерею.

Многие стали считать его чудаком, так как большие суммы он стал тратить на покупку картин, которые развешивал по комнатам своего просторного дома. За несколько лет лучшие из работ русских художников – известных и тогда ещё неизвестных, современных и давно ушедших, заполнили все стены в доме Третьяковых.

Сам Павел Михайлович не просто собирал картины, но и был большим ценителем изобразительного искусства и хорошо в нём разбирался. Позже он распорядился пристроить к дому двухэтажное помещение галереи. Сначала оно состояло из двух больших залов, но уже через несколько лет количество залов возросло до четырнадцати. И наконец, здание галереи с трёх сторон окружило дом Третьяковых.

Слайд «Залы Третьяковки при жизни П.М. Третьякова».

Собирал картины и Сергей Михайлович. В отличии от брата он интересовался не только русской живописью, но и западно-европейской. То есть, оба брата собрали великолепную коллекцию картин.

Сергей Михайлович ушёл из жизни раньше брата. И тогда Павел Михайлович принял решение передать обе коллекции картин в дар Москве. Но даже после этого этот удивительный человек продолжал заботиться о созданной им галерее, постоянно пополняя её новыми произведениями и вкладывая на её содержание большие деньги. После его смерти дом Третьяковых полностью перешёл к музею. Вот тогда – то был изменён фасад здания и квартира Третьяковых была переоборудована в выставочные залы.

Сегодня в Третьяковской галерее уже больше 50 залов, в которых находится более 100 тысяч произведений от древнерусской живописи до современных.

Это самое большое в стране собрание произведений русских художников. Мы можем увидеть картины таких известных живописцев, как Суриков, Репин, Саврасов, Перов, Врубель, Айвазовский, Левитан, Шишкин и многих других.

- На этом мы не заканчиваем знакомство с Государственной Третьяковской галерей. На последующих уроках, где мы будем знакомиться с различными жанрами живописных произведений ( натюрморт, пейзаж, портрет) и ещё будем возвращаться в залы Третьяковки, будем рассматривать картины и знакомиться с художниками.

I V. – А сейчас мы с вами из Москвы перенесёмся в другой русский город Санкт – Петербург и отправимся в другой, не менее известный в мире, художественный музей.

Слайд с изображением Зимнего дворца.

-Что это за здание и какой музей в нём размещается?

- Да, действительно, это Эрмитаж. Один из крупнейших музеев мира. А перед нами одно из зданий Эрмитажа – здание Зимнего дворца, лучшее творение русского архитектора Растрелли. Если здание Третьяковки было специально построено для музея , то этот дворец раньше являлся домом царей, когда-то в этом великолепии жили русские цари, Зимний- потому что жили здесь только зимой, а на лето уезжали в свои летние резиденции, которых под Санкт- Петербургом очень много ( Петродворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Павловск и т.д.) Они сейчас тоже все являются художественными музеями.

- А теперь мы войдём в здание Зимнего дворца и полюбуемся внутренним убранством, интерьером залов.

Слайд с изображение Главной передней лестницы.

Перед нами Главная передняя лестница. Высокая, светлая, сверкающая позолотой. Поднимаясь по ней, невозможно не испытывать особого торжественного чувства и состояния. Этот же настрой создаёт торжественное великолепие всего дворца, пышное убранство его стен, украшенных богатой лепниной и позолотой. Кругом изящество, богатство, пышность, изысканность. Сейчас мы с вами в этом убедимся, пройдя по нескольким залам.

Серия слайдов:

Малахитовый зал

Военная галерея 1812 года (332 портрета генералов – участников Отечественной войны с Наполеоном)

Петровский зал (посвящён памяти Петра I)

Белый зал

Гербовый зал

Концертный зал (выставка русского серебра)

Золотая гостиная

Малиновый кабинет

Александровский зал и т.д.

Георгиевский зал (Большой Тронный)

Павильонный зал

Библиотека Николая II

Галерея истории древней живописи

Лоджии Рафаэля

Обращается внимание на украшение стен, потолков, пола. Даже они уже являются уникальными произведениями искусства.

В залах Эрмитажа, в отличие от Третьяковки, мы видим не только картины, но и различные предметы. Это и старинная мебель, и вазы, и статуи, скульптуры. Всё это очень красиво и органично вписывается в интерьер дворца.

Одни залы выглядят так, как и в то время, когда здесь ещё жили, другие же оформлены были уже в то время, когда дворец стал музеем и в него стали помещать наиболее ценные произведения искусства.

- Мы сегодня увидели только несколько залов, все их обойти просто не возможно, их насчитывается более 350. А в коллекции Эрмитажа белее 2 миллионов 700 тысяч прекрасных экспонатов, которые отражают историю развития мировой художественной культуры.

- Ребята, мы с вами остановились на уроке только на двух крупнейших музеях нашей страны. А сколько их ещё в нашей стране, не говоря о крупных музеях других стран. Все они являются бесценными сокровищами человеческой культуры всех времён. На следующий урок принесите книги, открытки, журналы, где вы найдёте фотографии самих музеев или выставочных залов.

V. – А сейчас переходим к практической работе.

Сегодня вы на основе увиденного и подключив вашу фантазию и творчество должны изобразить интерьер музея искусств.

Немного вспомним то, чему учились на прошлом уроке, изображение помещения в перспективе.

В ходе беседы намечаем план:

  • выбираем точку, куда падает наш взгляд – это будет точка схода линий.

  • изображение предмета будет зависеть от того, где он находится по отношению к точке схода ( на примере подставки прямоугольной формы)

  • чем ближе предмет к нам, тем ниже его основание

  • чем длиннее зал, тем меньше передняя стена

И на доске появляется схематический рисунок.







  1. урок

  1. Практическая работа детей, помощь учителя при затруднении.

  2. Обсуждение работ.