СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока мужества "Мы помним..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие посвященное ВОВ. 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока мужества "Мы помним..."»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8 «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области






«Мы помним...»


Методика организации и проведения «Уроков мужества»,

торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории





Нуждина Ирина Александровна

учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

стаж работы 8 лет








Новокуйбышевск 2015


Пояснительная записка.

Урок Мужества «Мы помним...» является обобщающим мероприятием в системе патриотического воспитания обучающихся 7- 9-х классов в 2014-2015 учебном году. Он проводится с опорой на литературно-музыкальную композицию и представляет собой объединенное замыслом и целью мероприятие, призванное способствовать решению основных задач в области патриотического воспитания подрастающего поколения.

Урок Мужества соответствует требованиям Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 07. 2005г.№ 422.

Представляемые материалы актуальны, Урок Мужества проводится накануне празднования 70-летия годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Он нацелен на воспитание патриотизма, который должен стать объединяющей основой нашего общества в сложное противоречивое время начала ХХI-ого века.

Проведению Урока Мужества предшествовала большая подготовительная работа:

  • исследовательская деятельность, в ходе которой записаны воспоминания родственников, близких и знакомых учащихся 9-х классов;

  • беседы на классных часах на основе собранных материалов:

  • 1. «Куйбышевцы- соловецкие юнги»;

  • 2. «М.А. Пуркаев — командующий парадом 1941 года в г. Куйбышеве»; 3. «Трудовой героизм по принуждению»;

  • 4. «Советский плакат в годы ВОВ» и т.д. Материалы собранных воспоминаний и сочинений использованы в презентации к Уроку Мужества.

  • изготовление поздравительных открыток, сувениров для ветеранов, писем-пожеланий в традициях солдатских треугольничков.

Воспитательное мероприятие имеет интегрированный характер, используются межпредметные связи с уроками истории, литературы, музыки. Применяются различные формы и методы работы по воспитанию патриотизма - индивидуальные, групповые, массовые. Система деятельности по патриотическому воспитанию построена на принципах проблемности, научности, наглядности, преемственности и осуществляется как на уроках истории, обществознания, так и во внеурочное время. Для создания наглядного ряда используются компьютерные презентации.

Содержательную часть сценария можно разделить на части:

  1. судьбы фронтовиков в письмах с фронта;

  2. судьбы тружеников тыла, работающих на оборонных заводах, на торфоразработках, на лесозаготовках, в полях;

  3. судьбы вдов, детей, подростков;

  4. школа в годы войны.

Цели и задачи:

  • воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда, прививать сострадание к судьбам военного поколения, чувство благодарности тем, кто избавил человечество от ужасов фашизма;

  • способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны;

  • отрабатывать умения и навыки исследовательской деятельности в ходе практических занятий;

  • развивать навыки декламации и выразительного чтения;

  • воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям, памятникам прошлого;

  • учить видеть красоту человеческих отношений, формировать коммуникативные навыки, культуру общения;

О педагогической эффективности мероприятия свидетельствует активное участие в его подготовке и проведении всех обучающихся 7- 9-х классов, их желание продолжать работу над выбранной проблемой.

Сценарий литературно-музыкальной композиции был представлен коллективом 9-х классов на территориальной конференции « Юные дарования 21 века» и отмечен дипломом лауреата I-ой и II-ой степени, а также в городских Краеведческих чтениях 2015г. Материалы Урока Мужества можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе.

Система мер по дальнейшему развитию основ патриотизма у подрастающего поколения, как стержневой духовной составляющей российского общества предусматривает:

  • продолжение исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности, в курсах социально-гуманитарных дисциплин и во внеклассной работе;

  • запись голосов участников исторических событий;

  • составление компьютерных презентаций для создания наглядного образа периода, эпохи;

  • разработка сценариев мероприятий, их использование в совместной работе муниципальных учреждений организаций.

Этапы подготовки к мероприятию:

Подготовительный этап – ноябрь 2014г. – март 2015г.

    1. Анкетирование учащихся 5-10 классов

    2. Проведение уроков истории, литературы, музыки, классные часы и внеклассные мероприятия в 7-9-х классах на тему: «Страницы военной истории».

    3. Просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне: «Обыкновенный фашизм», «Трагедия века».

    4. Экскурсии в музеи города Новокуйбышевска, к Монументу славы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

    5. Проведение конкурса «Оружие и военное вооружение» и фестиваля патриотической песни «Доблесть, отвага, честь».

    6. Исследовательские работы школьников на тему: «Великая Отечественная война в моей семье», оформление информационного стенда на тему: «Помним имя твоё…».

    7. Подготовка и проведение акций: «Георгиевская лента», «Дети – герои войны и тыла» (рассказы-презентации старшеклассников младшеклассникам).

  • Основной этап - март 2015г. Проведение интегрированного урока-праздника на тему: «Мы помним...»

  • Заключительный этап – февраль - май 2015г. Презентации результатов работы, самооценка и самоанализ.

Участники мероприятия:

  1. учащиеся 7-9-х классов



Форма мероприятия: интегрированный урок музыки, истории, литературы и урок-праздник.

Методы: историческая, литературная и музыкальная композиция, демонстрация слайдов с подробным комментированием презентации.

Оборудование: фортепиано, компьютер, экран, мультимедийный проектор, музыкальный центр, микрофоны, аудиозаписи.

Содержание работы: Урок Мужества «Мы помним...» является ключевым мероприятием в рамках проекта «Этот День Победы…», итогом исследовательской и творческой работы, в котором принимают участие школьники разных возрастных групп. Дети – активные участники данного урока. Они и исполнители, и ведущие, и авторы презентаций.

Использование мультимедийных технологий позволяет оптимально усвоить материал школьниками, повышает их эмоциональное восприятие, интерес к происходящему и развивает все виды мышления у детей. Несомненно, эффективность таких уроков превосходит все ожидания.

Ожидаемые результаты:

  • расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;

  • привлечение внимания учащихся, родителей к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне;

  • активное участие школьников во всероссийской акции «Георгиевская лента»;

  • размещение информационных материалов на стендах и сайте школы;

  • создание мультимедийной продукции, методической разработки мероприятия по патриотическому воспитанию школьников для пополнения информационно-методической, справочной базы школы;

Интегрированное мероприятие истории, литературы, музыки развивает:

  • умение коллективного исполнения песенного материала и восприятия музыки;

  • интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • навыки и умения работы с ИКТ;

  • устную речь учащихся;

  • умение работать в коллективе;

  • умение с пониманием и внимательностью относиться к товарищам;

  • тактику в восприятии материала;

  • ответственность за выполнение задания.

Всё это развивает индивидуальные, творческие способности и инициативу у учеников, создаёт условия для формирования интеллектуальных и практических умений, даёт возможность ближе познакомиться с яркими историческими фактами, обогатить свои знания, глубже усвоить материал. В ходе этой работы формируется мировоззрение учеников, патриотические чувства.

Предлагаемый материал интегрированного урока Мужества «Мы помним...» по нравственно-патриотическому воспитанию может быть использован учителями, классными руководителями, кураторами, заместителями директоров по воспитательной работе, педагогами дополнительного образования, студентами педагогических вузов.



























Сценарный ход.

На фоне ( ) музыки идут слайды и говорят ведущие

Ведущий 1.

Прошло уже 70 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу Победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

Ведущий 2.

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Ведущий 3.

Фронтовые письма… Это история войны… Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел, и своеобразие ее в том, что она проходит через сердце человека…

Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по – прежнему пахнут порохом и дымом. Бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым мы прикасались с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.

Чтец:

Прошу вас, храните солдатские письма

Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

(Кадры кинохроники начало войны)


Ведущий 1.


1941 год… Идут жестокие бои. Немцы хозяйничают на советской земле. Пылают города, станицы, полустанки, села, деревни. За счастье Родины и своих любимых сражаются юноши и девушки. Письма с фронта приходили очень редко, весточки тоже. А страшные слухи настойчиво расползались. Безжалостный холод поздней осени и зимы 1941года сковывал землю. А люди ждали, ждали одержимо: те, кто рыл окопы, на морозе в чистом поле девичьими и детскими руками возводил оборонные заводы. Несмотря на слезы, горе, кровь, лишения, люди не теряли надежды, думали о родных и близких. Но летели на фронт и с фронта белые треугольнички писем…

Звучит музыка ( ) на её фоне читаются стихи:

Чтец : Мне попали в руки письма фронтовые,

Их солдат усталый посылал жене.

Он писал их редко в те, сороковые,

На жестокой той и яростной войне.

Он писал их где – то в поле, перед боем,

В той короткой, горькой, чуткой тишине:

«Ничего случиться не должно со мною,

А случится что – то – помни обо мне.»

Трогают за сердце те слова простые,

И ночами в памяти моей не спят

Годы грозовые, письма фронтовые…



Чтец 2 : Треугольником сложен пожелтевший листок,

В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.


Ведущий 2 : О чем писали фронтовики? О тяжелых потерях и отступлениях, о стремлении как можно скорее разгромить фашистских захватчиков, о ненависти к врагу, о любви и вере в своих жен, невест, подруг. О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой - родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив, здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой.

Ведущий 3 : И в обратных посланиях мы слышим слова любви. Это были и чистейшие помыслы нецелованных, и страстные признания, и клятвы верности до последнего вздоха. Война не отнимала у людей возможности раскрыться друг перед другом, открыто сказать о своих чувствах, поведать самое сокровенное, что было в их сердцах и мыслях.


Чтец :

Я буду ждать!

Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке,

Так ждать, чтоб мертвый он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И.Эренбург.

Чтец

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет,

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,

Немного лентяя и вечно не в срок

Бегущего утром с портфелем под мышкой,

Свистя беззаботно, на первый урок.

…Мы были беспечными, глупыми были,

Мы все, что имели, не очень ценили,

А поняли, может, вот здесь, на войне,

Приятели, книжки, московские споры,

Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…

Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!

…И чем бы в пути мне война ни грозила,

Ты знай – я не сдамся, покуда дышу!

Я знаю, что ты меня благословила,

И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Э.Асадов


Чтец

Здравствуй, папа!

Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.
Папа!
Ты вернешься невредимый,
Ведь война когда-нибудь пройдет.
Миленький! Голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
это так… от радости…

Твой сын.


Чтец

Я читаю письмо,

Что уже пожелтело с годами.

На конверте в углу

Номер почты стоит полевой.

Это в сорок втором

Мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти

В свой последний решительный бой.

“Дорогая моя.

На переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья.

Тишина на крутом берегу…

Дорогая моя,

Поцелуй ты крепче сынишку.

Знай, что вас от беды

Я всегда сберегу”.

Я читаю письмо.

И как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет

И биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо,

И сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова,

Что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо.

А за окнами солнце смеется.

Новостройки растут.

И сердца продолжают любить.

Я читаю письмо.

И уверен, что, если придется,

Все, что сделал отец,

Я сумею всегда повторить.


Ведущий 1 :

Фронтовые письма…Нет у этих писем ни конвертов, ни марок, сложены они в виде треугольника. На одной стороне бумажного треугольника – домашний адрес, на другой – печать солдатской почты. Если развернуть треугольник, то получится тетрадный лист. Вся страница исписана химическим карандашом. Исписана торопливо, кое – как, ведь письма писались в перерывах между боями. В любую минуту фашисты могли атаковать, и надо было спешить закончить письмо, отправить семье. Там, дома, фронтовую весточку ждали, как самую великую радость.

Ведущий 2 : Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?» А сколько было радости, когда письмо находило своего адресата?


Ведущий 3 : С неменьшим терпением ждали писем из дома бойцы на фронте. Письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

Чтец

На улице полночь.

Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая.

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И Родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем, и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.
И.Уткин



Ведущий 1 : Каждое такое письмо имело особую ценность, особый смысл. Эти письма удесятеряли силы бойцов, укрепляли их веру в грядущую Победу. В этих письмах все: смертный бой и фронтовой быт, любовь и ненависть, боль и радость, горе и счастье. И надежда, надежда, надежда. А если одним словом, в этих письмах – жизнь…


Звучит песня М. Минкова на стихи И. Шаферана « Если б не было войны…». На ее фоне чтец декламирует стихи: декламиддддрlддддддоlllljhoiugbkbnkn,.m,.mmjvghc gh nb mhet


Чтец

На плече твоем до зари лежать,

О любви шептать ночью вешнею,

Сыновей рожать, дочерей рожать,

Исполнять свое дело вечное.

Довоюй, родной, дотерпи, родной,

Не давай вздохнуть злому ворону,

Мы за вас стеной, мы за вас горой,

Все у нас с тобой нынче поровну.

Как мы держимся, у людей спроси,

Посчитают пусть люди добрые,

Сколько баб теперь на большой Руси,

До замужества стали вдовами.

Я бы выпила, да запал не тот,

Я сплясала бы, да не хочется,

Это жизнь идет, и война идет –

Неизвестно, что раньше кончится


Ведущий 2 : Фронтовое письмо… Кто в годы войны не ждал почтальона с замирающим сердцем? Что принесет он в своей сумке: радостную новость или страшную весть? Никто из бойцов тогда не знал, доживет ли он до завтра, встретит ли рассвет, увидит ли синее небо, услышит ли пение птиц, суждено ли ему пройти всю войну и вернуться домой. Очень часто в семьи приходили так называемые в народе «казенные» письма, которых боялись, как чумы – это «похоронки». «В наши глухие места почта редко доходила. Помню, зимой сорок второго это было, где-то в январе. Точно помню, после Нового года. Из Ошты подвода пришла за продуктами в нашу деревню. И письма привезли. Сразу два. Коротенькое письмо от Мокеева Федора Семеновича из-под Тихвина о том, что жив-здоров и похоронку на Васильева Ивана. Кузнецом у нас в деревне был. В сентябре сорок первого сын у него родился, так и не увидел отца. Всей деревней и радовались, и плакали»

Ведущий 3 : Память тех, кому посчастливилось вернуться с фронта, часто уводит их в самые дальние дали. Порою не спится и видится вновь обагренный кровью рассвет, слышатся голоса друзей, родных, однополчан. И молодых, и пожилых, здоровых, энергичных,- мужчин и женщин, парней и девчат призывала на фронт война.

исполняется песня «Ты же выжил, солдат!» сл.М. Агашина, муз. В. Мигули.


Ведущий 1 : Тяжела, неимоверно трудна судьба солдатская. Не менее тяжел был труд в тылу, на оборонных заводах, на рытье окопов, на лесозаготовках, на торфоразработках. Труженики и радетели Земли – пахари, кузнецы, мастеровые люди – они и на войне оставались прилежными работниками. Все помыслы советских людей были подчинены одному светлому долгу: «Все для фронта, все для Победы».

Страна воевала, страна трудилась. Фронту постоянно нужны были оружие, продукты питания, обмундирование. Вместе со взрослыми к станкам вставали подростки. За этот период в СССР было изготовлено 95 тыс. корпусов снарядов и мин, 380 тыс. гранат, 435 тыс. взрывателей. А в письмах на фронт уверяли, что будто отлично живут…

исполняется песня «Тучи в голубом!» сл. В. Аксенова и В. Синявского, муз. А. Журбина.


Ведущий 1 :

Вся жизнь как будто начиналась снова

В бессонной чехарде ночей и дней.

И это было легче ненамного,

Чем на войне… А иногда трудней…

В грозную военную годину хрупким девичьим плечам под силу оказались тяжелые оборонные работы. Сколько смертей было от обстрелов, сколько несчастных случаев! Разве все учтешь, разве обо всем этом расскажешь в письме! Да и времени-то не было свободного. Боль и слезы, несыгранные свадьбы, несостоявшиеся надежды!

исполняется песня «Синий платочек.» сл. М. Максимова, муз. Е. Петерсбургского.


Ведущий 2 :


Без оглядки, легко и смело

Перешла ты чужой порог,

В платье свадебном, платье белом

И смеялась потом и пела,

И плясала, не чуя ног!

Не могла ты знать и не знала,

Каблучками стуча дробней,

Что у вашего счастья мало ,

Очень мало в запасе дней.

Что вам горе несет обоим

Грозовой сорок первый год,

Что лежит уж давно в обойме

Пуля та, что его убьет.

Что война уже на пороге…

В доме мужа не стало сразу…

Там, где трудно бывало двоим,

Дело всякое, без отказу

Стали делать руки твои…

Ох, как ныли они, а ночью

Непослушным карандашом

Выводили кривые строчки:

«Милый, я живу хорошо,

Ты не думай…»

А за порогом сорок дел,

И во всем нужда…


Поклон всем солдатским вдовам за верность, за мужей, за их детей, за выдержку и стойкость, за работу.

Исполнение песни «Огонек», сл.М. Исаковского, муз. М. Блантера.


Ведущий 3 : Дети войны… Это особая часть биографии войны. Им наравне со всеми немало досталось. Что им вспомнить о детстве? Вечное недоедание, когда дорога каждая крошка хлеба. Как подчас не хватало материнской ласки – некогда было уделять внимание – работа, работа, работа.

И далеко не все дети запомнили своих отцов, а многие и родились - то после ухода отцов на фронт, и никогда не увидели своих пап те мальчики и девочки, разве что во сне…

Подростки 10 – 14 лет становились главными кормильцами семьи, ее надеждой и опорой. Наравне со взрослыми пахали, боронили, косили.

«Вот идет такой подросток за плугом, а его самого из – за плуга не видно. Пройдет борозду, надо развернуть тяжелый плуг, из последних сил, но надо… А как же иначе, ведь норму соток надо выполнить ежедневно, а то хлеба не дадут, если не заработаешь свой трудодень».
(Из воспоминаний Софроновой И.В.)


Ведущий 1 : Война – тяжелое и жестокое испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем, что мешает людям жить, честно работать, верить и побеждать. Письма. Связь с домом. Уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Как много значили письма для тех, кто остался в тылу.



Чтец

Как пожелал бы я встречи с отцом,

Он с проклятой войны не вернулся,

Расставаясь, он мне улыбнулся,

(Я в ту пору совсем был юнцом).

И сказал, посерьезнев, тревожно:

«Оставляю, сынок, за себя».

Он, как будто, предвидел тогда

Результат этой страшной дороги,

Что не встретимся мы никогда

На родном крыльце и пороге.

Как желал бы я встречи с отцом…

исполняется песня «Офицеры» сл. Е. Аграновича, муз. Р. Хозака.


Ведущий:

Они к нам не придут,

И все же,

Хотя нам это все давно известно,

Мы за столом для них оставим место,

Нальем бокалы им - пускай стоят,

Не ждут их больше матери назад,

Состарились их жены и невесты.

Под мирным небом всходят повсеместно

Цветы и травы, где они лежат.

Но памяти о них навек верны.

За счастье жить

Мы выпьем честь по чести,

И вспомним, не сговариваясь, песни,

Что мы певали с ними в дни войны.

«Землянку», «Огонек», и все подряд,

И будем слушать, в чувствах не лукавя,

О чем молчат нетронуты бокалы,

О чем они не выпиты кричат!?


А мы все вместе исполним песню «Белорусский вокзал» сл. и муз. Булата Окуджавы.


Ведущий 1 : В годы войны погибло более 20 миллионов человек. Если по каждому из них объявить минуту молчания, то страна будет молчать … 38 лет. Погиб каждый восьмой. Среди живых не осталось человека, который не изведал горечи потерь. 20 миллионов ушли в бессмертие, чтобы мы жили. Они остались там, на поле боя, чтобы дружили мы, чтобы любили мы. Предлагаем минутой молчания почтить их память.


Чтец

Как хорошо влюбляться и смеяться!

Как хорошо порою погрустить.

Как хорошо встречаться и прощаться.

И просто хорошо на свете жить!

Как хорошо проснуться на рассвете,

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!


Учитель: На классных часах, посвященных Великой Отечественной войне мы знакомились с судьбой участников войны – родственников учащихся нашего класса. Мы читали их письма, узнали, как они выглядели, о чем в них писали. Эти письма учили нас любить и верить, страдать и ждать, терпеть лишения, преодолевать трудности, Эти письма нас учили мужеству, учили жить.

И участникам сегодняшней встречи - нашим гостям - мы написали письма-пожелания в традициях солдатских треугольничков. Мы желаем вам крепкого здоровья, долголетия. (Вручение писем-пожеланий)


Ведущий: С великим и прекрасным Днем Победы!

Поклон и память тем, кто воевал,

Кто, не жалея жизни, землю эту

В той страшной битве грудью защищал.

Останутся их смелость и отвага

В стихах и в песнях, и в сердцах людей.

С торжественной, святой и светлой датой!

Добра! Улыбок! Счастья! Мирных дней!