СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока "Периодическая система Д. И. Менделеева"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока по химии для 8 класса по теме "Периодическая система Д.И.Менделеева"

В занимательной форме провести опрос учащихся            (проверить у них теоретические знания о Периодической системе Д.И.Менделеева);                             

 продолжить закреплять основные понятия: знаки химических элементов, происхождение названий химических элементов и со структурой Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.продолжать    развитие познавательных способностей учащихся,           навыков анализа и обобщения а также логику, продолжить развитие внимания, воспитание информационной культуры учащихся; аргументировано отстаивать свои взгляды, продолжать побуждать интерес к новому предмету,

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока "Периодическая система Д. И. Менделеева"»

Сценарий урока «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»


Преподаватель: Сгибнева Ирина Алексеевна, учитель химии и биологии

Образовательное учреждение: МАОУ «Спасская СОШ» Томского района Томской области

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема: «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Продолжительность занятия: 45 минут

Учебно-методическое обеспечение: О.С.Габриелян «Химия», 8 класс, Издательский дом «Дрофа», 2002 год; О.С.Габриелян «Настольная книга учителя химии», 8 класс, Москва, 2002 год, «Блик и Ко»

Необходимое оборудование: Сказка – загадка (на каждую парту), карточки с заданиями и вопросами, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Задачи урока:

Образовательные:

в занимательной форме провести опрос учащихся (проверить у них теоретические знания о Периодической системе Д.И.Менделеева);

продолжить закреплять основные понятия: знаки химических элементов, происхождение названий химических элементов и со структурой Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Развивающие:

продолжать развитие познавательных способностей учащихся, навыков анализа и обобщения а также логику, продолжить развитие внимания,

Воспитательные:

воспитание информационной культуры учащихся; аргументировано отстаивать свои взгляды, продолжать побуждать интерес к новому предмету,


План урока


п/п

Этапы занятия

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная

реализация

1

Организационный момент

2 минуты

2

Подготовка к выполнению задания

3 минуты

3

Прослушивание сказки и работа по ней

20 минут

4

Выполнение письменного задания

10 минут

5

Задание на дом

3 минуты

6

Итог урока

5 минут

7

Рефлексия

2 минуты

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Подготовка к проверке полученных знаний

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы начинаем наш урок. Я вам напоминаю, что на прошлом уроке мы с вами познакомились со структурой периодической системы, узнали о знаках химических элементах и познакомились с происхождением названий химических элементов. Сегодня наш урок мы посвятим закреплению полученных знаний.

С детства мы все любим сказки,

Приключения, чудеса

В них добро срывает маски,

Побеждает в них краса.


Любим сказочных героев,

Мудрость, честность и любовь,

Восхищаемся порою

Былью сказочных миров.


Иногда мы в старой сказке

Жизнь свою увидим вдруг

И по ней, как по подсказке,

Вмиг поймем, кто враг, кто друг.


Начнем повторение со сказки-загадки, которую сочинила ученица. Внимательно прослушайте текст, так как в них есть подсказки, которые помогут вам ответить на поставленные вопросы.

Дом, который построил М.

В некотором царстве, в тридевятом государстве был построен огромный дом. Дом, в котором живет дядюшка Одор, построен по проекту величайшего архитектора всех времен и народов, жившего в XIX веке. Собственно, это не дом, а большой семиэтажный дворец, в котором проживают друзья, коллеги и просто знакомые.

Нельзя сказать, что у всех жильцов добрый, ровный и покладистый характер. Кто-то с кем-то дружит, а иной стремится избежать этой дружбы; некоторых водой не разольешь, а других никогда вместе не увидишь. Тем не менее все прекрасно уживаются в этом замечательном доме.

На первом этаже – большой холл и всего три жилые квартиры. Каждая квартира имеет свой номер. В одной из них живет сэр Лий, а две другие занимает дядюшка Одор.

Всего по восемь квартир на втором и третьем этажах, поэтому их, вместе с первым, называют малыми этажами. На верхних, больших этажах квартир гораздо больше. На четвертом и пятом – по восемнадцать, на шестом – тридцать две.

Седьмой этаж еще не достроен, но по проекту там тоже планируется тридцать две квартиры.

Так что ожидаются впереди радостные и интереснейшие новоселья. Ведь каждый жилец этого дома – яркая индивидуальность. Правда, члены двух фамилий с первого взгляда удивительно похожи, есть даже близнецы, однако следует присмотреться повнимательней, и станет видно, какие они разные.

Нужно сказать об особенностях этого дома. Во-первых, переходы от одного этажа к другому устроены в виде спирали. Чтобы подняться на верхние этажи, надо пройти по лестнице, а затем по длинному коридору следующего этажа. Из каждого такого коридора отдельные двери ведут в квартиры жильцов.

Глубоко продуманно в доме расположение квартир по этажам, и распределены они с учетом родственных связей между жильцами. Родичи по прямой и боковой линиями могут ходить друг к другу в гости, минуя коридоры на этажах, потому что квартиры по всей высоте дома находятся строго одна над другой, а между ними имеются переходные главные и «черные» лесенки.

Только две большие фамилии живут вместе. Учитывая семейные традиции, для них сделали исключение и выделили этим семьям отдельные флигеля, одной – на шестом, другой – на седьмом этаже.

Здесь нужно еще раз обратить внимание на прозорливость архитектора. Ведь на первом этапе планирования дворца поступило всего шестьдесят три заявки на место жительства в нем. Однако архитектор учел возможности демографические изменения и заложил дополнительно в проекте около тридцати квартир в расчете на перспективу. И он не ошибся: сейчас в этом доме прописано сто тринадцать жильцов.


(Сказка и вопросы к ней раздаются ребятам на парты)


Вопросы:

  1. О каком царстве говорится в сказке?

  2. Кто автор проекта необыкновенного дома?

  3. Что это за дом?

  4. Что вы знаете о этажах дома?

  5. Что вы узнали о переходных лесенках?

  6. Что вы знаете о жильцах на каждом этаже?

  7. Сколько квартир предстоит еще заселить на седьмом этаже?

  8. Для каких жильцов архитектор предусмотрел пустые или запасные квартиры в своем проекте?

Учитель: (дополнение к ответу)

У химиков переполох!

Ведь галлий был одним из трех,

Предсказанных заранее открытий!

И, следом, как из-под земли,

Вдруг скандий в Щвеции нашли,

На свет германий извлекли

(естественно в Германии).

Потом дополнилась таблица,

В ней появились новые частицы.

Прославят, подтвердят Закон

Открытья будущих времен.

  1. О каких двух фамилиях говориться в сказке, и каковы их семейные традиции?

  2. Кто такие родичи по прямой и боковой линиям?


Учитель: Молодцы ребята! Очень хорошо вы ответили на поставленные вопросы, так как внимательно слушали.

Я предлагаю вам следующее задание.

Когда вы пишите письма и хотите его отправить, то вы на конверте пишите адрес отправителя и получателя.

Задание:

Определите координаты – «адрес» следующих химических элементов:

As, Ta, Pm, Md, Zn, Ca.

Укажите:

  1. порядковый номер,

  2. номер периода с указанием его типа (большой или малый),

  3. номер группы.

  4. указать подгруппу с указанием типа (главная или побочная).


Учитель: Зная «адрес» жильцов, можно определить, кто там проживает. Задание:

Определите химический элемент и порядковый номер:

А) третий малый период, третья группа главная подгруппа.

Б) второй малый период, шестая группа, главная подгруппа.

В) четвертый большой период, первая группа, побочная подгруппа.

Г) пятый большой период, седьмая группа главная подгруппа.

Д) четвертый большой период, пятая группа, главная подгруппа.


Учитель: Следующее задание называется «Мои соседи»

Задание: Запишите родичей по прямой и боковой линиям для Mg, Ca, Al.


Задание на дом: Параграф 4, упр. 5 стр. 18

Итог урока:

Учитель: Урок подходит к завершению, и мне бы хотелось подвести итог. Законы природы, открытые человеком, различны. Их трудно сравнивать между собой. Но законы сравнимы по самому главному – по возможности предсказания нового, предвидение неизвестного. Периодический закон в этом отношении не имеет себе равных в истории науки.

Да, мы не раз географа помянем,

Что шел тайгой в былые времена,

Давал названья рекам безымянным,

Придумывал для сопок имена.


Но во ста крат открыл закон важней

Тот химик, что немалый труд вложил

И имена планет, богов, стран и людей

В одной таблице навсегда объединил.

Многие ученые предсказывали существование и описывали неизвестные химические элементы и их свойства, основываясь на периодическом законе, открытым одним из величайших людей нашей планеты Д.И.Менделеевым. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержимое одного из величайших в науке обобщений – периодического закона Д.И.Менделеева.

Я очень рада, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы. Мы с вами повторили и закрепили материал предыдущего урока. Мы еще не раз будем обращаться, и учиться пользоваться Периодической системой Д.И.Менделеева. Я благодарю вас за работу на уроке.


Рефлексия:


  1. Мне было интересно на уроке.

  2. Мне было понятно, о чем шла речь в сказке.

  3. Я знаю материал темы.

  4. Я принимал участие на уроке

  5. Я с пользой для себя закрепил эту тему.

  6. Я хочу, чтобы проводились такие уроки.


Оценивается работа учащихся.