СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока по изобразительному искусству на тему "Портрет - зеркало души"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для учащихся 6 класса по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока по изобразительному искусству на тему "Портрет - зеркало души"»

Конспект урока

по изобразительному искусству в 6 классе

на тему: «Портрет- зеркало души»







ТЕМА УРОКА: « Портрет - зеркало души »

Цели деятельности учителя

Формировать представления о роли и месте портрета в истории искусства; учить воспринимать обобщенный образ человека в разные эпохи; познакомить с творчеством выдающихся художников, создававших произведения искусства в портретном жанре; актуализировать стремление учащихся к самовыражению; обучать элементам анализа художественных произведений; формировать умение выражать свою эстетическую позицию

Тип урока

Изучение новых знаний

Планируемые
образовательные

результаты

Предметные: научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимать композиции в портретах.

Метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать свое мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать свое мнение, принимать позицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции, осознают свой мировоззренческий выбор; аргументированно оценивают свои и чужие работы

Методы и формы

обучения

Рассказ, объяснительно-иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная, парная

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Бумага А4, гуашь, акварель, кисть

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукции картин: Д. Г. Левицкий «Портрет директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова», «Портрет Екатерины II –

законодательницы»; Ф. С. Рокотов «Портрет А. П. Струйской»; В. Л. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной».

Мультимедийный ряд: презентация «Портрет»

Основные понятия и термины

Виды портрета

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие и развива-
ющие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая
деятельность
учащихся

Формы

организации взаимодействия

Формируемые

умения

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Рассказ

с постановкой цели

Слайд 1

Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать прекрасное.
Его умение видеть красоту – удивляло людей! Люди, которые жили рядом, смотрели на то же – и не замечали, что это – ПРЕКРАСНО!.. До тех пор они этого не замечали, пока не превращал художник то, что видел и он, и они, – в совершенную картину!

Художник этот был Великим Мастером КРАСОТЫ! Он прикасался взглядом души к тому, что видел, – и изображал прекрасный миг Вечного Бытия на своих полотнах. И тогда – происходило чудо: незаметная прежде КРАСОТА – становилась явной для каждого, кто смотрел на картину художника!

Однажды он взялся за портрет худенькой и неприметной девушки, которую прежде никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущённо прятала глаза…
«Столь некрасива, худа… – а ты её рисовать задумал!», – говорили художнику люди.
Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть – чуть смущённых глаз – вдруг ожили на полотне, прекрасный образ создавая.

И девушка смотрела, чуть дыша: «Не может быть, что это я… 
Так хороша картина!»
«Я только зеркало! – с улыбкой художник отвечал, – 
Тебе я красоту души твоей всего лишь показал! 
Теперь живи, её от мира не тая. 
Твоя душа – подобна красоте утренней зари! 
И нежностью твоей любви ты всё, что видишь озари!»

И женщину он старую увидел – и её портрет стал он рисовать. И удивлялись люди: что в такой старухе он нашёл?
А художник – он каждую морщинку на руках её – как летопись писал. И были в летописи той слова о жизни долгой и непростой, о доброте, и о любви, о детях, вскормленных душевною заботой, о внуках, мудростью питаемых глубокой… И засияли лучики из глаз – в них свет струился – к тем людям, которые вокруг сейчас, и к тем, что  ныне  вдалеке, их свет подобен был реке, которая имеет свой исток в сердечной доброте.
И на портрете том – любовь, и мудрость, и покой – вещали людям о жизни доброй, о душе
Большой! И в восхищенье – замирало множество людей перед картиной той! И обнимала их любовь души прекрасной – как нежная вечерняя заря…
Художник так всё то отобразил , что в почтенье перед старой женщиной склонились люди…

Ребята, скажите, пожалуйста, в чём вы видите разницу между двумя понятиями:  «КРАСИВЫЙ» и «ПРЕКРАСНЫЙ?




Зачитывает эпиграф урока ( Слайд 2):

хорошем портрете, написанном

талантливым  художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

Слайд 3

Определите, какая репродукция здесь является лишней


- Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь?


– Что означает слово «портрет»?

(Правильно, портрет – это изображение конкретного  человека, передающее его неповторимые особенности, – строение лица, черты характера, отношение к людям)

Слайд 4

Слайд 5



Давайте с вами определим тему нашего урока. (ответы детей)

Слайд 6

Как вы понимаете фразу «Портрет – зеркало души?»


В процессе рассказа создает условия для формулировки проблемного вопроса урока учащимися.


Ставит проблемный вопрос урока: почему искусство портрета привлекает и художника,  и зрителя?  


Ребята слушают учителя.

Осмысливают цель урока

Фронтальная работа

Регулятивные: определяют цель.

Личностные:

проявляют интерес к изучению нового материала




II. Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный

– В течение всех предыдущих уроков мы с вами узнавали об этапах развития портрета, истории возникновения портрета, некоторых особенностях портретов разных эпох.

Слайд 7

- О чем нам может рассказать портрет?

( Портрет может рассказать о том , какой человек по характеру, какие у него черты лица. Может показать его настроение и эмоции.)


- Как вы думаете, что должен делать художник, чтобы передать все свойства и качества человека на портрет? (ответы детей)

- Художнику нужно передать и внешнее сходство ,и внутренний мир и настроение модели. Поэтому в жанре портрета важно все : общая композиция, детали одежды, обстановка.

Портретные изображения доносят до нас образы людей из разных стран и эпох. Вглядываясь в их лица, мы словно вступаем с ними в разговор.


-А теперь отправимся с вами в галерею и рассмотрим несколько картин.

- Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра, мы с вами попробуем определить не только эпоху, но и ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души».



Вы будете работать в парах, и каждая пара получит конверты, содержимое относится к разным эпохам.

– Ваша задача определить, к какому времени относится содержимое ? Поговорите друг с другом, какая эпоха в свете портретного жанра .

В конвертах лежат картинки знакомых вам картин и художников.

Предлагает составить небольшой рассказ о времени и художественных произведениях (обобщить образ человека в живописи эпохи ).

Слайд 8

1 пара – 2 пара «Древний Египет»

Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела.  Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). 
Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.



Слайд 9



3 пара – 4 пара «Древняя Греция»

Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных  деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека  (Гомер как поэт, Перикл как стратег).

Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты.

Слайд 10



5 -6 пара «Возрождение»

Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим).
Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений.
Тогда же впервые появляется автопортрет.

Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда».

Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку.

Джоконда! Это имя стало нарицательным. 
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной? 
В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонар­до да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изобра­жение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет.  
Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гу­ковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвес­ти глаз от замечательного портрета. 
Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется! 
Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все но­вые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать ли­цу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портре­те, то есть изменчивости во времени. 
И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется! 
Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспо­коит, тревожит.



Слайд 11-12

7-8 пара «Средневековье»

Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев,  сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.



Слайд 13



9-10 Западная Европа

Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.



Слайд 14 Физминутка



Слайд 15

Русский портрет

Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ».
 НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. 
Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности.
Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины.
Слайд 16

Ф. Рокотов, прославил 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов.
Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера.


Учащиеся самостоятельно делятся по командам. Каждая команда выступает со своим сообщением в соответствии с выбранной темой (повторение пройденного материала).

Выполняют задание учителя, знакомятся

с произведениями великих художников делят их по видам. Готовятся воспринимать новый материал. В соответствии с об-

разцом анализа, который дает учитель, пытаются давать эмоционально

психологический анализ портретируемого.

Фронтальная

и групповая работа

Познавательные: обобщают образ человека

в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам; строят логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимают композиции

в парадном

и лирическом портретах.

Коммуникативные: участвуют в диалоге

с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи.

Личностные:

проявляют поз-

навательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции







Изучают особенности композици в портретах








Федор Степанович Рокотов

Особой одухотворенности образов он достиг в женских портретах. Необычайно пленителен образ юной А. П. Струйской.

Ее взор, живой и трепетный, таит в себе некую печаль. Загадочный взгляд выразительных карих глаз и легкая таинственная улыбка свидетельствуют об изменчивой сложности душевного мира этой удивительной женщины. Художник создал образ необычайно женственный, полный очарования. Рокотов славится как изумительно тонкий колорист. На основе одного ведущего цвета – зеленовато-серого – художник создает целую гамму жемчужных полутонов.



И вот здесь мы с вами впервые начинаем понимать, что на портрете человек со своими мыслями, чувствами, характером. Между  художником и зрителем происходит самый настоящий разговор через века. Это ли не настоящая тайна?

Перед вами картина Федора  Рокотова «Портрет Струйской». Внимательно рассмотрите ее, какой представляется вам эта женщина?

Слайд 17

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза. 

         Н. Заболоцкий.










– Ребята, прочитайте, пожалуйста, еще раз эпиграф нашего урока: «Портрет – зеркало души».

Слайд 18

Вывод: Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.

«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком» (Латур)

– Что должен учитывать художник, создающий портрет, который действительно бы отображал внутренний мир человека?

Слайд 19

Техника исполнения:

– выбор характерной позы;  
– четкость  рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.

Слайд 20

Основными средствами художественной выразительности ста­новятся: деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура порт­ретируемого.






III. Творческая практическая деятельность

Практический

Слайд 21

Ваша задача - создать живописный портрет. Это может быть автопортрет или портрет кого-либо из близких тебе людей.

Подумай, какие цветовые сочетания лучше выразят характер и состояние души.


создайте живописный портрет, используя художественные материалы (гуашь или акварель) по выбору

Учащиеся готовят рабочее место. Выполняют практическое задание акварелью или гуашью по выбору

Индивидуальная работа

Регулятивные:

планируют деятельность, работают по плану; определяют способы достижения цели.

Личностные:

осознают свой мировоззренческий выбор




IV. Итоги урока.

Рефлексия

Выставка работ учащихся

Давайте посмотрим, что у нас получилось, удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

Мини-выставка работ учащихся, обсуждение. 

– Сегодня мы совершили с вами путешествие в удивительный мир человеческих образов.

Было интересно?

Так почему же портрет называют зеркалом души? (Ответы учащихся.)



Слайд 22

Вывод  урока:  в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку .



Слайд 23

Домашнее  задание :
1.     Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
3.     Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

– Наш урок окончен. Спасибо.
В лучших своих работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображенному. Выразительные композиции, оригинальные колористические находки придали неповторимость вашим произведениям. Какие у вас остались впечатления от сегодняшнего урока?




Ребята проходят по классу. Рассматривают работы, вступают в диалог. Выбирают работы
и высказывают свое мнение

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение, принимают позицию

одноклассников; корректируют свое мнение под воздействием контраргументов

Личностные:

аргументированно оценивают работы свои и одноклассников