II. Изучение нового материала | Объяснительно-иллюстративный | – В течение всех предыдущих уроков мы с вами узнавали об этапах развития портрета, истории возникновения портрета, некоторых особенностях портретов разных эпох. Слайд 7 - О чем нам может рассказать портрет? ( Портрет может рассказать о том , какой человек по характеру, какие у него черты лица. Может показать его настроение и эмоции.) - Как вы думаете, что должен делать художник, чтобы передать все свойства и качества человека на портрет? (ответы детей) - Художнику нужно передать и внешнее сходство ,и внутренний мир и настроение модели. Поэтому в жанре портрета важно все : общая композиция, детали одежды, обстановка. Портретные изображения доносят до нас образы людей из разных стран и эпох. Вглядываясь в их лица, мы словно вступаем с ними в разговор. -А теперь отправимся с вами в галерею и рассмотрим несколько картин. - Путешествуя во времени и знакомясь с произведениями искусства портретного жанра, мы с вами попробуем определить не только эпоху, но и ответить на вопрос: почему же портрет называют «зеркалом души». Вы будете работать в парах, и каждая пара получит конверты, содержимое относится к разным эпохам. – Ваша задача определить, к какому времени относится содержимое ? Поговорите друг с другом, какая эпоха в свете портретного жанра . В конвертах лежат картинки знакомых вам картин и художников. Предлагает составить небольшой рассказ о времени и художественных произведениях (обобщить образ человека в живописи эпохи ). Слайд 8 1 пара – 2 пара «Древний Египет» Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно-магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Первые живописные портреты были написаны египтянами на деревянных досках восковыми красками.
Слайд 9
3 пара – 4 пара «Древняя Греция» Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег). Древний РИМ подарил нам первые психологические портреты. Слайд 10
5 -6 пара «Возрождение» Эстетика Возрождения определила специфику портрета: человек являлся высшим началом и центром земного бытия. При этом реальные персонажи приравнивались к вымышленным(мифологическим). Мастера Высокого Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, – не просто создали образы современников, но отразили целый мир чувств, переживаний, настроений. Тогда же впервые появляется автопортрет. Беседа по картине Леонардо да Винчи «Джоконда». Только из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Джоконда! Это имя стало нарицательным. Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной? В предисловии к изданию «Избранных произведений» Леонардо да Винчи искусствовед А. М. Эфрос писал, что Джоконда – это менее всего портрет супруги Франческо дель ДЖокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полуземного существа, не то улыбающегося, но то хмурого. А еще А. М. Эфрос отметил, что Леонардо да Винчи ничего не делал спроста. У каждого его шифра есть ключ и что вот уже пять столетий никто этот ключ не найдет. Крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М. А. Гуковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвести глаз от замечательного портрета. Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется! Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо да Винчи с мучительными усилиями накладывал все новые и новые мазки на свою великую картину, ища, как придать лицу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портрете, то есть изменчивости во времени. И он нигде не написал про свое последнее открытие – чуда, как не неподвижном лице портрета выражение все время меняется! Вот так один портрет занимает уже многие и многие годы умы большого числа землян, пытающихся разгадать открытие великого ученого, художника, восхищает, изумляет зрителей, кого-то беспокоит, тревожит.
Слайд 11-12 7-8 пара «Средневековье» Средневековье стало периодом унификации личности, подчинения её определённым правилам и нормам, что нашло отражение в создании портретов прежде всего людей общественно значимых (правителей, приближенных).Они смогли проникнуть и во внутренний мир своих героев, сделав их олицетворением определённых нравственных черт – чванства, тщеславия, гордыни.
Слайд 13
9-10 Западная Европа Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк или испанский художник Диего де Сильва Веласкес.
Слайд 14 Физминутка
Слайд 15 Русский портрет Первые портреты в России назывались «ПАРСУНЫ». НУ а расцвет портретного искусства начался в XVIII веке. Портрет неизвестной крестьянки кисти Аргунова показывает нам природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Её мягкие черты лица, приветливая улыбка, спокойная поза = всё подчёркивает её скромность, чистоту, благородство Русской женщины. Слайд 16 Ф. Рокотов, прославил 18 век в России, создавали в основном великолепные портреты аристократов. Русские художники XIX-XX веков обратились к портретам людей, прославившихся не знатности, а талантом, любовью к народу. Их портреты не поражают внешним блеском. Они передают правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. | Учащиеся самостоятельно делятся по командам. Каждая команда выступает со своим сообщением в соответствии с выбранной темой (повторение пройденного материала). Выполняют задание учителя, знакомятся с произведениями великих художников делят их по видам. Готовятся воспринимать новый материал. В соответствии с об- разцом анализа, который дает учитель, пытаются давать эмоционально психологический анализ портретируемого. | Фронтальная и групповая работа | Познавательные: обобщают образ человека в разные эпохи; определяют роль и место портрета в истории искусства; устанавливают аналогии по видам; строят логически обоснованные рассуждения; аналитически воспринимают композиции в парадном и лирическом портретах. Коммуникативные: участвуют в диалоге с учителем, излагают свое мнение; создают устные тексты для решения учебной задачи. Личностные: проявляют поз- навательную активность, осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции | |