СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока-праздника славянской письменности и культуры

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Праздник святых превратился в праздник созданной ими азбуки. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем под влиянием исторических и политических обстоятельств было утрачено.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока-праздника славянской письменности и культуры»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое

Усманского муниципального района

Липецкой области















Сценарий урока-праздника славянской письменности и культуры












Комарова Л.Е., Ивакина О.Н.,

учителя русского языка и литературы








2016 г.

Праздник славянской письменности и культуры


Самая большая ценность народа- его язык,

язык, на котором говорит, думает.

Думает!

Д.С. Лихачёв

1.Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2.Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей. (Слова за кадром)

 Ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.( слайды)

Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.


История праздника:

Традиция празднования Дня славянской письменности пришла из Болгарии.

Праздник святых превратился в праздник созданной ими азбуки. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем под влиянием исторических и политических обстоятельств было утрачено.

Возрождён этот праздник в XIX веке. В 1991 Постановлением Президиума

Верховного Совета Российской Федерации праздник получил статус государственного.


Ведущий. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России. (слайды)


Ведущий: Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. И попробуем представить прошлое.

Сценка.

(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)

СКИФ.

-  Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.

ЦАРЬ.

-  Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?

СКИФ.  

-  Мне велено  передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ (уходит).

ЦАРЬ. 

-  Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!

ГОРИЙ. 

- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам,  в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел» (оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят).

Ведущий: Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Гобрий, военачальник персов, прочитавший это письмо.

Ведущий: Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

Ведущий: Такое письмо называется пиктографией.

Ведущий: Подобные изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.

Ведущий: Надписи делались на камне, скале, доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Ведущий. У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.

Ведущий. Сохранились и глиняные таблички с клинописью – письмом при помощи клиновидных чёрточек.

Ведущий. Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.

Викторина для зрителей «Материалы и орудия письма».

1. Самый дальний предок бумаги.

А) камень;

Б) глина;

В) дерево.

2. Настоящий дедушка бумаги.

А) пальмовые листья;

Б) восковые таблички;

В) папирус.

3. Папирус – это…

А) растение;

Б) телячья шкура;

В) берёзовая кора;

4. Прообразы первых книг.

А)Церы;
Б) папирусные свитки;

В) малабарские книги.

5. На чём писали русские люди?

А) на пергаменте;

Б) на папирусе;

В) на бересте.

6. Чем писали русские люди?

А) стилем;

Б) каламом;

В) писалом.

7. Родина бумаги.

А) Китай;

Б) Египет;

В) Италия.

Комментарии к вопросам:

  1. Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» - камень и «glyphe» – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.

  2. Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».

  3. Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.

  4. Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.

  5. Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.

  6. Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.

  7. Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.

Ведущий. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. (слайд)

Ведущий: О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – «Повести временных лет». В ней говорится о том, как однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения».

Ведущий: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». (слайд)

Ведущий: Затем братья перевели Псалтырь и другие церковные книги. (слайд)

Ведущий: Оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский. (слайд)

Ведущий: Кирилл и Мефодий  разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание! (слайд)

Ведущий: После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже в Болгарии ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.) (слайд)

Ведущий:  В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».

Ведущий: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог, потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например, КНИГА.

Ведущий: А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.

Сценка:

Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?

Внук: Буки.

Дед: Попал! Это?

Внук: Веди.

Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?

Внук: Добро.

Дед: Попал! Это?

Внук: Глаголь.

Дед: Верно! А это?

Внук: Аз.

Дед: Валяй, Лексей!

Внук: Земля! Люди!

Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

Внук: Это вы кричите.

Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак.

Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат».

Ведущий: Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. (слайд)

В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.

Ведущий: Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. (слайд)

Ведущий: Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. С 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве. (слайд)

 Викторина.

  1. Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)

  2. Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)

  3. Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и      Мефодий? (Моравия)

  4. Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита?(кириллица)

  5. Когда возникла письменность у славян? (863 г.)

  6. Сколько букв в кириллице? (43)

  7. Сколько букв в современном алфавите? (33)

  8. Где установлен памятник Кириллу и Мефодию?  (в Болгарии, в Москве)

Ведущий: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.



Литература:

  1. Виноградова Г.Г., Лавриненко В.П. Откуда азбука пришла// Читаем, учимся, играем. - 2000.-№ 2

  2. Кощеева С.Н. Праздник славянской письменности и культуры// Педсовет. -1999.-№ 8.

  3. Ткаченко К. Как мы научились писать// С нами Бог. -1995.-№ 2.

  4. Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс/ Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко.- 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2009.