Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое
Усманского муниципального района
Липецкой области
Сценарий урока-праздника славянской письменности и культуры
Комарова Л.Е., Ивакина О.Н.,
учителя русского языка и литературы
2016 г.
Праздник славянской письменности и культуры
Самая большая ценность народа- его язык,
язык, на котором говорит, думает.
Думает!
Д.С. Лихачёв
1.Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
2.Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.
3.Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей. (Слова за кадром)
Ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.( слайды)
Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.
История праздника:
Традиция празднования Дня славянской письменности пришла из Болгарии.
Праздник святых превратился в праздник созданной ими азбуки. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем под влиянием исторических и политических обстоятельств было утрачено.
Возрождён этот праздник в XIX веке. В 1991 Постановлением Президиума
Верховного Совета Российской Федерации праздник получил статус государственного.
Ведущий. Столицей праздника каждый год становится какой-нибудь новый населенный пункт России. (слайды)
Ведущий: Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек. Чтобы понять это, перенесёмся на две с половиной тысячи лет назад. И попробуем представить прошлое.
Сценка.
(Скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска Гобрий)
СКИФ.
- Я принёс тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел.
ЦАРЬ.
- Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщить мне этим скифские вожди?
СКИФ.
- Мне велено передать тебе это молча и вернуться обратно. Если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймёшь, о чём предупреждает тебя мой народ (уходит).
ЦАРЬ.
- Что ж, Горий, надо разгадать это послание непокорных скифов. Неужели они решили сдаться нам. Мышь… она живёт в земле, лягушка – на земле, а птица – в воздухе. Значит, они решили отдать нам свои воды, земли и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу. Эй, готовьте коней! Едем покорять скифов!
ГОРИЙ.
- Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность. Скорее всего, это послание надо понимать так: «Если вы, персы, не улетите, подобно птицам, в небеса, не зароетесь, подобно мышам, в землю, не ускачете, подобно лягушкам, в озёра, то падёте под ударами наших стрел» (оба, недоумённо поглядев на предметы, уходят).
Ведущий: Великий царь Дарий ошибся. История войны Дария со скифами показала, что прав оказался Гобрий, военачальник персов, прочитавший это письмо.
Ведущий: Вот так в древности люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.
Ведущий: Такое письмо называется пиктографией.
Ведущий: Подобные изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.
Ведущий: Надписи делались на камне, скале, доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.
Ведущий. У каждого народа была своя письменность. История сохранила и кипу – узелковое письмо, существовавшее у ряда народов Южной Америки.
Ведущий. Сохранились и глиняные таблички с клинописью – письмом при помощи клиновидных чёрточек.
Ведущий. Писали везде. Письмена высекали камнем по камню на скалах в пещерах, использовали и другие материалы.
Викторина для зрителей «Материалы и орудия письма».
1. Самый дальний предок бумаги.
А) камень;
Б) глина;
В) дерево.
2. Настоящий дедушка бумаги.
А) пальмовые листья;
Б) восковые таблички;
В) папирус.
3. Папирус – это…
А) растение;
Б) телячья шкура;
В) берёзовая кора;
4. Прообразы первых книг.
А)Церы;
Б) папирусные свитки;
В) малабарские книги.
5. На чём писали русские люди?
А) на пергаменте;
Б) на папирусе;
В) на бересте.
6. Чем писали русские люди?
А) стилем;
Б) каламом;
В) писалом.
7. Родина бумаги.
А) Китай;
Б) Египет;
В) Италия.
Комментарии к вопросам:
Самый дальний предок бумаги – камень. Из глубины тысячелетий дошли до нас первые произведения искусства: примитивные скульптуры и наскальные рисунки, или, как их называют специалисты, петроглифы. Название «петроглиф» происходит от двух греческих слов: «petros» - камень и «glyphe» – резьба. Стало быть, петроглифы – это изображения на камне, не нарисованные, а вырезанные на его поверхности. Именно из таких рисунков в будущем образовалась письменность.
Настоящий дедушка бумаги – папирус. Египтяне сделали великое изобретение: они придумали, как изготовлять удобный, гладкий и эластичный материал, на котором можно легко писать, - папирус. И хотя никто теперь не пишет на папирусе, это слово живёт во многих современных языках и обозначает просто бумагу: papier – по-немецки и по-французски, paper – по-английски, papel и papeles – по-испански. Да и по-русски мы говорим «папиросная бумага».
Папирус – это растение. Некогда на берегах Нила и около озера Чад зеленели заросли высокого растения, немного похожего на осоку. Это был папирус. Его стебли разрезали вдоль и укладывали рядами так, чтобы край одного стебля ложился на край соседнего. Поперёк одного слоя стелили новый и спрессовывали. На протяжении многих лет учёные не могли разгадать, чем склеивали слои папируса. Наконец установили, что чудодейственный клей – сок самого растения, выдавленный под прессом. Он и цементировал тоненькие слои первой в истории бумаги.
Прообразы первых книг – церы. Церы – древнеримские восковые таблички для письма. Это своего рода записные книжки, сделанные из деревянных или костяных дощечек. На эти дощечки наносится слой воска. Таблички связывались шнурком, продетым в дырочки, сделанные в каждой из них. Соответственно количеству табличек-страниц церы назывались диптихом, триптихом, полиптохом.
Русские люди писали на бересте. Береста – специально обработанная берёзовая кора. Писание на бересте не было на Руси большой редкостью даже в XVIII веке.
Писали русские люди писалом. На церах писали стилем – тонкими палочками. Стили бывали металлические или костяные. Один кончик был заострённым, им и писали, другой – тупой, округлой формы. Им заглаживали воск, если нужно было написать на цере новый текст или исправить написанное. Русское писало – это тот же стиль, но несколько изменённый. А калам – тростниковое или камышовое перо, которым писали в средние века на Востоке.
Родина бумаги – Китай. Трудно точно ответить на вопросы, где, когда и кем изобретена бумага. Согласно легенде, бумагу изобрёл китаец-раб. Но так как раб не может быть умнее своего господина, то злосчастного изобретателя казнили, а его изобретение распространилось по всему свету.
Ведущий. Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность. Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. (слайд)
Ведущий: О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – «Повести временных лет». В ней говорится о том, как однажды славянские князья отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения».
Ведущий: Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и «уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие». (слайд)
Ведущий: Затем братья перевели Псалтырь и другие церковные книги. (слайд)
Ведущий: Оба брата были приглашены во дворец города Константинополя, где император поручил им отправиться в Моравию, чтобы читать проповеди на славянском языке в недавно принявшей христианство стране. Но древние славяне не имели своей письменности, значит, не могли читать. А известные тогда книги были на греческом языке, который славяне не понимали. Перед братьями поставили нелёгкую задачу. И вот они решили прежде составить славянскую азбуку и перевести книги с греческого на славянский. (слайд)
Ведущий: Кирилл и Мефодий разработали для славян собственную оригинальную письменность. Первая азбука получила название глаголица (слайд) и состояла из 38 букв. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». Буквы глаголицы напоминали какие-то замысловатые завитки, петли и другие сложные фигуры. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви. В 863 году началось славянское летописание! (слайд)
Ведущий: После смерти Солунских братьев деятельность по распространению славянской письменности продолжили их ученики. И уже позже в Болгарии ученики просветителей изобрели вторую и главную славянскую азбуку. Вы знаете, как она называлась и почему? (Кириллица, по имени одного из братьев.) (слайд)
Ведущий: В ней 43 буквы. Посмотрите повнимательней на них. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «земля», «люди», «покой».
Ведущий: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог, потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например, КНИГА.
Ведущий: А.М. Горький в повести «Детство» описывает, как обучали грамоте.
Сценка:
Дед: Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз. Говори: Аз! Буки! Веди! Это – что?
Внук: Буки.
Дед: Попал! Это?
Внук: Веди.
Дед: Врешь, аз! Гляди: глаголь, добро, есть – это что?
Внук: Добро.
Дед: Попал! Это?
Внук: Глаголь.
Дед: Верно! А это?
Внук: Аз.
Дед: Валяй, Лексей!
Внук: Земля! Люди!
Дед: Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?
Внук: Это вы кричите.
Дед: Будет! Держи книжку. Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я тебе дам пятак.
Ведущий: Вот так было трудно учиться грамоте. Не случайно В.И. Даль в своем Толковом словаре записал пословицу: «Азбуку учат, во всю избу кричат».
Ведущий: Глаголица и кириллица – это первые славянские азбуки. (слайд)
В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу.
Ведущий: Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры. Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян. (слайд)
Ведущий: Память их празднуется 24 мая. В Болгарии издавна этот день отмечался праздничными шествиями со славянской азбукой и иконами святых братьев. С 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. В 1992 году скульптор В. Клыков создал памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию, который установлен в Москве. (слайд)
Викторина.
Город в Византийской империи, родина Кирилла и Мефодия? (Солунь)
Кем был отец славянских просветителей? (военачальник)
Славянское государство, в которое прибыли с просветительской миссией Кирилл и Мефодий? (Моравия)
Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита?(кириллица)
Когда возникла письменность у славян? (863 г.)
Сколько букв в кириллице? (43)
Сколько букв в современном алфавите? (33)
Где установлен памятник Кириллу и Мефодию? (в Болгарии, в Москве)
Ведущий: О минувших периодах истории мы судим по сохранившимся до наших дней памятникам культуры, в том числе по рукописям. Мы часто употребляем слова и выражения, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями и традициями. Они теперь живые свидетели «давно минувших дней», знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более сознательно им пользоваться.
Литература:
Виноградова Г.Г., Лавриненко В.П. Откуда азбука пришла// Читаем, учимся, играем. - 2000.-№ 2
Кощеева С.Н. Праздник славянской письменности и культуры// Педсовет. -1999.-№ 8.
Ткаченко К. Как мы научились писать// С нами Бог. -1995.-№ 2.
Открытые уроки по курсу «Русский язык»: 5-11 класс/ Сост. Е.В. Васильева, Т.И. Канина, О.Е. Жиренко.- 2-е изд.- М.: 5 за знания, 2009.