МОУ СОШ №7, г. Канск
Урок-путешествие
по русскому языку во 2 классе.
Тема урока «Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.»
Учитель начальных классов:
Кулиненко Н.И.
2010 г.
Тема урока: «Слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.»
Цели урока: совершенствовать умение правильно распознавать и писать слова с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ; развивать умение различать в словах мягкие шипящие звуки и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с гласными.; развивать умение грамотно, внимательно и аккуратно списывать текст; способствовать развитию логического мышления, фонематического слуха, внимания, памяти, развивать орфографическую зоркость, умение распознавать орфограммы.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Формулирование учащимися темы и цели урока.
Слайд№1,2
Жираф, чучело, чайник, щука, шиповник, щавель
У. –Прочитайте написанные на слайде слова.
На какие группы их можно разделить?
Д.-слова с сочетаниями ЖИ-ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ.
У.-Сформулируйте тему урока.
Д.-Слова с сочетаниями ЖИ_ШИ,ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ
У.-Какую цель мы поставим к уроку.
Д.-Мы будем учиться находить слова с сочетаниями, учиться их правильно писать.
Слайд №3
У.-Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща на весёлом паровозике. На уроке обобщим знания о шипящих звуках, продолжим вырабатывать навык правописания сочетаний. Итак, счастливого пути!
Слайд№(паровоз)4
Речевая разминка, слайд №5
3.Станция «Чистые пруды.»
Слайд№ 6 (ж,ш,ч,у,щ)
У.-Наш поезд прибыл на станцию «Чистые пруды»,какие буквы записаны? Какая буква «лишняя»?
Д.-Буква У
У.-Объясните , почему она «лишняя»?
Д.-Все буквы согласные, а У-гласная.
У.-Докажите, что она гласная.
Д.-Согласные встречают во рту различные препятствия, а гласные нет.
У.-Прочитайте пословицу, она написана у вас на карточке, у каждого на парте.
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА.
У.-Как вы понимаете смысл этой пословицы.
Прежде чем записать, мы должны подготовить пальчики.
Слайд№7 (пальчиковая гимнастика)
У.- Запишите согласные буквы, чередуя их друг с другом.
Затем запишите пословицу, подчеркните сочетание ЖИ, разделите слова пословицы на слоги и над каждым словом поставьте ударение.
(взаимопроверка)
Слайд№ 8 (паровоз)
4 Станция «Чащино.»
У.-Мы подъехали к лесу. Здесь живут звери, птицы и рыбы, растут цветы, в названии которых мы встретим знакомое правило на правописание гласных после шипящих.
Слайд №9
Ежи, мыши, чижи, камыши, рыжики, щука, ерши, бельчата, ужи, ландыши.
У.- Распределите эти слова на 2 группы, в первый столбик запишите животных, во второй-растения.
У.- Все справились ,поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. (взаимопроверка)
Наш паровоз отправляется дальше.
Слайд № 10 (паровоз)
5.Станция «Зарядкино!»
У.- Мы проехали половину пути, пора нам отдохнуть.
Слайд№11
В окошко мы увидели
И речку, и цветы
Узнали много нового
И я, и мы, и ты
(повороты головой)
А в Чащино нам встретились
И мыши, и ерши
И ландыши, и белочки
Чижи, ежи, ужи
(наклоны)
Зарядкино! Зарядкино!
Довольно, детвора.
Скорее все в вагоны,
Нам дальше в путь пора.
(приседания)
Слайд № 12 (паровоз)
6.Станция «Художественная.» Слайд №13,14
У.-А сейчас картинный диктант. Запишите названия предметов, изображенных на рисунке.
Изученные сочетания подчеркните.
Слайд № 15 (паровоз)
7.Станция «Почтовая.»
У.-На этой станции нас догнало письмо от Незнайки. Давайте его прочитаем.
Слайд№16
Летом я со своей собакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылись чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
У.-Незнайка в письме допустил много ошибок. Давайте исправим все его ошибки, объясним правописание, чтобы больше он не допускал ошибок.
- Спишите это письмо в тетрадь. Сочетания подчеркните.
(взаимопроверка)
- Скажите, почему Незнайка допустил столько ошибок?
Д.- Потому, что он не знал правила.
Слайд №17 (паровоз)
8.Станция «Итоговая.»
У.- Наше путешествие подходит к концу, мы с вами повторили правописание гласных после шипящих, на память о поездке у вас останутся билеты на весёлый паровоз. Рассмотрите их и запомните правило.
Слайд18
Билет на память сохранив,
Помните всегда:
Жи-ши пишите с буквой и.
Чу-щу пишите с буквой у.
Ча-ща пишите с буквой а.
(дети получают на память билет с правилом)
9.Итог урока. Домашнее задание.
У.- Чем мы сегодня занимались на уроке? Понравилось ли вам наше путешествие? Что было самым трудным на уроке? Что далось легче всего? Запишите домашнее задание.
Слайд№19,20