СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий урока-занятия "Русская изба"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

сценарий открытого занятия по ИЗО в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока-занятия "Русская изба"»









Сценарий урока ИЗО

в 5 классе

на тему

«Интерьер крестьянского дома»





Разработала: учитель ИЗО



Павлова Раиса Петровна

Г. Богучар























Цель урока: выполнить законченную композицию в жанре интерьера с передачей характерных, исторически достоверных особенностей крестьянского быта

Задачи урока:

  • дать знания о внутреннем устройстве русской избы;

  • закрепить способы изображения интерьера;

  • активизировать познавательный интерес к искусству и истории;

  • развивать эстетическое восприятие действительности, творческие способности личности.

К концу урока дети должны знать:

принципы внутреннего обустройства русской избы;

особенности работы в жанре интерьера с изображением исторических особенностей крестьянского быта;

уметь выполнять законченную композицию, используя полученные знания.

Формируемые УУД:

личностные:

уметь вести диалог со сверстниками и взрослыми, достигать в нём взаимопонимание;

приобретать навыки самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

давать адекватную оценку и самооценку.

предметные:

познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
осваивать основы изобразительной грамоты;

формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,

проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа;

развивать пространственное мышление;

уметь пользоваться специальной терминологией.

метапредметные:

развивать художественно-образный, эстетический тип мышления, формировать целостное восприятие мира;

уметь определять цели своего обучения, ставить и формулировать задачи; осознавать систему общечеловеческих ценностей;

приобретать навыки работы в группе.





Ход урока

Деятельность

    1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    1. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Наш сегодняшний урок о том, что есть у каждого человека с самого его рождения. Оно защищает человека от дождя, от холода и жары, даёт ему покой. Что это, по-вашему?

- Это дом. Дом нужен каждому человеку. Люди стараются обустроить своё жилище по своему вкусу. В наше время существуют различные стили оформления интерьера квартиры.

А до 20 века избы ставили по определённым правилам. Хотите узнать побольше о русской избе, как жили наши далёкие прапрабабушки и прадедушки? (Да.)


    1. Актуализация знаний

- На этом уроке мы совершим небольшую экскурсию-игру.

(слайд 2) Но прежде чем войти в избу, нужно изучить правила поведения. Вы с ними знакомы? (нет)

Вы разделитесь на две группы и получите листы с рассказом о жизни в крестьянском доме и карточки с планом русской избы. Вам нужно будет отметить цифрами названия элементов интерьера, то есть то, что находится внутри избы. У каждой группы только половина текста. Поэтому, когда вы выполните свою часть задания, нужно будет прочитать свой текст вслух.


    1. Первичное усвоение новых знаний

Но вначале послушаем двух учеников. Они получили домашнее задание найти значение некоторых слов.

1 ученик.

Полавочник – 1. Полка над лавками, непрерывно огибающая стены в избе.

    1. Покрывало на пристенную лавку в избе.

2 ученик.

Коник – лавка, стоявшая у входных дверей, в заднем углу. Она часто отгораживалась от двери доской с вырезанной головой коня.

Текст 1

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – «изба».

Расположение печи определяло планировку избы. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Он назывался «бабий кут» или «середа». Мужчины сюда не заходили. Зимой между печью и передней стеной ставили ткацкой станок – кросна.

Почётное место в избе – «красный угол» - находилось по диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада.

Каждый гость, входивший в избу, у порога первым делом находил красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением и низко кланялся образам, а уже потом только здоровался с хозяевами.

Чужой человек не мог пройти в избу за матицу, пока его не пригласят хозяева.

Дорогого гостя сажали в красный угол, под образа. Во время свадьбы здесь сидели молодожёны. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Текст 2

Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал, коник. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.

Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определённый час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. По столу нельзя стучать, он считался «ладонью бога».

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. Чем они отличались от скамьи? Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.

Так как в избе жили вместе 10-15 человек, спать ложились на лавки, полати. Старики, больные или маленькие дети спали на печи.

    1. Первичная проверка понимания

Учитель

- Ребята, все ли слова вам понятны? Может, что-то пояснить?

Ученики

- Непонятно, что такое матица, полати.

Учитель

- Матица – это толстый поперечный брус на потолке. Он поддерживал доски потолка. На матицу подвешивали детскую люльку – зыбку.

Полати – это настил над дверью возле печи.


Пора проверить ваши работы. Всё ли вы правильно определили? Команда ----- справилась быстрее.

Молодцы! Теперь мы можем зайти в крестьянскую избу.


    1. Первичное закрепление

(слайд 3) Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

И каждый со своим лицом.

В.Федотов


(слайд 4) Ты шагни через порог

И постой-ка тут чуток,

Да получше оглядись

Трижды ты перекрестись …


(слайд 5,6,7) Вот хозяева встречают,

В красный угол вас сажают.


(слайд 8) Здесь ухват и кочерга,

Ступа, помело, лопата.

Что ж ещё нужно, ребята?

Есть где кашу приготовить,

Есть где хлебушек испечь,


(слайд 9) Можно косточки попарить,

Сверху на полати лечь.


(слайд 10) Полотенце, рукомойник,

Вот в ушате вам вода –

Мойте руки, не стесняйтесь!

Рады гостю здесь всегда.


(слайд 11) Вот хозяйка у окна,

Вечно занята она.

«Бабий кут» иль «середа»

Тут идут её года.


(слайд 12,13) Ты, хозяйка, не зевай,

А заслонку открывай!

Доставай свой каравай,

Приглашай гостей на чай!

Учитель

- Теперь вы много знаете о русской избе и можете нарисовать, как вы её представляете.

Вначале нужно выбрать схему интерьера, какие элементы комнаты показать на рисунке.

Рисующий интерьер художник не может изобразить все плоскости сразу: ведь к одной из них он обязательно окажется спиной. В зависимости от точки зрения, используются семь основных схем интерьера. Вот они:

1. Стена — пол.

2. Две стены — пол.

3. Две стены — потолок.

4. Стена — потолок.

5. Три стены — потолок.

6. Три стены — пол.

7. Три стены — пол — потолок.

С их помощью можно нарисовать бесконечное множество интерьеров. Я предлагаю использовать фронтальную перспективу, когда передняя стена видна без искажений, к ней примыкают две боковые стены, видны пол и потолок. (слайд 14)

Очень важную роль в построении интерьера играет линия горизонта. Пусть её не видно за стенами, но это вовсе не значит, что её нет вообще. Как вы помните, она постоянно находится на уровне ваших глаз. Все горизонтальные линии, параллельные друг другу, должны сойтись в точках схода на линии горизонта. Попробуйте менять её положение (приседая или вставая на стул) и увидите, как линии в перспективе «оживут» и, в свою очередь, станут менять направление и наклон.

Именно от линии горизонта зависит, какую часть пола, потолка и стен видит рисующий. Лучше провести её немного выше середины листа. Отметим на линии горизонта ближе к середине точку схода. Нарисуем прямоугольник передней стены. Из точки схода через углы прямоугольника проведём прямые линии. Это границы боковых стен. Теперь нужно выбрать, что рисовать – печку и дверь или красный угол и стол. Рисуем на полу следы предметов с учётом перспективного сокращения. Обозначаем размеры, контуры предметов. Параллельные линии, направленные от зрителя, должны сходиться в точке схода. Затем прорабатываем детали.

    1. Самостоятельная работа учащихся.

Физкультминутка

- Ребята! В нашем классе есть предметы крестьянского быта, которые хранятся в нашем музее. Найдите глазами в углу ухват, в другом углу – кочергу. Правой рукой покажите ступу, левой – коромысло. Покажите руками, какой в обхвате ушат. Покажите, как качают зыбку. Вы можете дополнить ваш рисунок изображениями этих предметов.


    1. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Скажите, где мы сегодня мысленно побывали? (В крестьянской избе, в русской избе)

Предлагаю разгадать кроссворд. (слайд 15)

Массивный брус на потолке поперёк избы. (Матица)

Детская колыбель. (Зыбка)

Место у печи, где работает хозяйка. (Бабий кут)

Угол с иконами, самое почётное место в доме. (Красный угол)

Что кажется вам удивительным в русской избе? (Что там жило много людей и все умещались. Что люди обходились без кроватей. Что печка такая большая. Что стол называли ладонью Бога.)

На уроке мы узнали только малую часть об устройстве крестьянского дома. Вы можете узнать больше из книг, интернета.

Оценка деятельности, подведение итогов

- Рассмотрим ваши работы. Как вы считаете, все справились с заданием? Какая работа самая удачная? Где вы заметили ошибки?

Кто был наиболее активен на уроке?

-Домашнее задание (по выбору)

1. Нарисовать другую часть дома

2. Найти загадки о доме






Ученики отвечают на вопросы, формулируют тему урока, ставят проблему







Ученики определяют границы знания

Ученики осмысливают задание







Ученики запоминают понятия


Ученики знакомят одноклассников со значением слова






Ученики работают с текстом, анализируют прочитанное























Ученики выбирают чтеца, знакомят одноклассников с прочитанным, соотносят схематическое изображение с полученной информацией




Ученики выясняют неполноту информации, получают дополнительную











Учитель читает подписи к слайдам, комментирует, показывает отдельные элементы


Ученики соотносят текстовую информацию с образно-визуальной





























Учитель объясняет способ рисования интерьера


































Ученики выбирают объект рисования, рисуют карандашом интерьер

Ученики выполняют разминку







Ученики обобщают полученные знания











Ученики оценивают свою деятельность


Использованная литература

  1. Н.П. Костерин. Учебное рисование.

  2. http://yandex.ru/images/






















Приложение

Карточка «План избы»


1.печь 2.красный угол 3.стол 4. лавка 5. скамья 6.коник 7.бабий кут 8.полати