СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий вечера о А. Н. Колмогорове

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий вечера о А.Н. Колмагорове. Внеурочная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий вечера о А. Н. Колмогорове»

Сценарий вечера о А.Н. Колмогорове.

Подготовила Холодова Валентина Васильевна –

учитель математики МБОУ СОШ №5 г. Курчатова.

Цели и задачи:

Развитие творческой способности учащихся и их познавательной активности.

Развитие логического мышления, внимания.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание интереса к математике, формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Развивать математические способности и интерес к математическому творчеству.



( 10 человек на сцене открывают по одной букве фамилии Колмогоров)

  • Великий русский ученый, один из крупнейших математиков XX столетия, достойно признанный чуть ли не всеми авторитетными мировыми сообществами ученых . (К)

  • член Национальной Академии наук США и американской Академии искусств и наук, (О)

  • член Нидерландской Королевской академии наук и Академии наук Финляндии, (Л)

  • член Академии наук Франции и Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина", (М)

  • член Международной академии истории наук и национальных академий Румынии, Венгрии и Польши, (О)

  • почетный член Королевского статистического общества Великобритании и Лондонского математического общества, (Г)

  • почетный член Международного статистического института и Математического общества Индии, (О)

  • иностранный член Американского философского и Американского метеорологического общества, (Р)

  • лауреат самых почетных научных премий: премии П.Л. Чебышева и Н.И. Лобачевского , Академии Наук СССР, Международной премии фонда Бальцана и Международной премии фонда Вольфа, а также государственной и Ленинской премии, награжденный 7-ю орденами Ленина, медалью "Золотая Звезда" ,(О)

  • Герой Социалистического труда академик Андрей Николаевич Колмогоров сам себя всегда называл "просто профессор Московского университета, (В)

1 вед. Отодвинемся мысленно на эти 100 лет назад, в апрель 1903-го, когда в Тамбове, по пути из Крыма, оказалась младшая из шести дочерей предводителя угличского дворянства и почетного попечителя народных училищ Ярославской губернии, зажиточного помещика либеральных взглядов Якова Степановича Колмогорова. Там, в Тамбове, Мария Яковлевна родила сына. Она не перенесла родов, и в дом ее отца, в имение Туношна под Ярославлем пришла тревожная телеграмма:

ОЧЕНЬ НЕБЛАГОПОЛУЧНО. ПРИЕЗЖАЙТЕ НЕМЕДЛЕННО.

2 вед. Эта телеграмма, записанная от руки на почтовом бланке, и сейчас хранится в колмогоровском доме. За маленьким выехала старшая из дочерей, Софья Яковлевна, и в десятидневном возрасте он был привезен в дом деда и наречен Андреем (будто бы в честь князя Андрея Болконского, любимого литературного героя его матери). Все заботы о младенце взяли на себя его тетушки, и позднее одна из них, Вера Яковлевна, усыновила его и прожила с ним всю жизнь до самой своей кончины в 1951 г. Крестным отцом Андрея стал его единственный дядя, Степан Яковлевич Колмогоров. Родители мальчика не были венчаны, и при крещении, по правилам того времени, он должен был получить, по имени своего крестного, отчество Степанович и фамилию Степанов. Но тут было разрешено сделать отступление от правил: Андрей получил фамилию матери - Колмогоров, а отчество по отцу - Николаевич.

3 вед. Андрей Николаевич Колмогоров родился 12 апреля (25 апреля по новому стилю) 1903 года в Тамбове, где его мать задержалась по пути из Крыма домой в Ярославль. Имя ему дала мать, Мария Яковлевна, в честь любимого ею литературного персонажа из романа Л.Н. Толстого.

1 вед. Мать Колмогорова — Мария Яковлевна Колмогорова (1871—1903), дочь предводителя угличского дворянства, попечителя народных училищ Ярославской губернии Якова Степановича Колмогорова — умерла при родах.

2 вед. Отец — Николай Матвеевич Катаев, по образованию агроном, принадлежал к партии правых эсеров, был сослан (из Петербурга) за участие в народническом движении в Ярославскую губернию, где и познакомился с Марией Яковлевной.

3 вед. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними, для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников — рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея — придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую работу по математике. "Радость математического "открытия" я познал рано, подметив в возрасте пяти-шести лет закономерность:

1 = 12

1 + 3 = 22

1 + 3 + 5 = 32,

и так далее..." Так писал в своих воспоминаниях сам Андрей Николаевич.

1 вед.В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию Репман, одну из немногих, где мальчики и девочки учились вместе и из самых умеренных в отношении платы за обучение. Андрей Николаевич вспоминал:

“В гимназии классы были маленькие (15-20 учеников). Значительная часть учителей сама увлекалась наукой. Иногда это были преподаватели университета, наша преподавательница географии сама участвовала в интересных экспедициях. Многие школьники состязались между собой в самостоятельном изучении дополнительного материала, иногда даже с коварными замыслами посрамить своими знаниями менее опытных учителей. Делался опыт ввести в традицию публичную защиту кончающими учащимися выпускного сочинения. По математике я был одним из первых в своем классе, но первыми более серьезными научными увлечениями в школьное время для меня были сначала биология, а потом русская история”.

Андрей уже в те годы обнаруживает замечательные математические способности. В двенадцать начал изучать высшую математику. Несколько позднее, в средних классах школы, победили уже совсем другие увлечения - в частности, историей Новгорода, где он сделал важное открытие. И дальше:

Колмогоров: “В детские годы мечты о будущей деятельности законно переплетаются с игрой. В 11-12 лет я затратил немало труда на собирание подробных сведений о необитаемых островах южных океанов, так как собирался навербовать выходцев из разных стран и организовать на этих островах некое идеальное государство, для которого даже написал конституцию. Был предусмотрен и военный флот для защиты от возможных посягательств на нашу свободу. Но в 13-14 лет такие занятия были бы уже дурашливостью. К тому же наступил 1917 год, и мы все, товарищи по школе, вдруг стали взрослыми.»

2 вед. Первым серьезным планом дальнейшей жизни и работы было намерение заняться лесным хозяйством - стать лесничим, сажать леса, растить их и охранять. Увлекала, конечно, и романтика жизни в лесу.Были ещё увлечение историей, социологией.

Колмогоров: «В 1918—1920 годах жизнь в Москве была нелёгкой. В школах серьёзно занимались только самые настойчивые. В это время мне пришлось уехать на строительство железной дороги Казань—Екатеринбург. Одновременно с работой я продолжал заниматься самостоятельно, готовясь сдать экстерном за среднюю школу. По возвращении в Москву я испытал некоторое разочарование: удостоверение об окончании школы мне выдали, даже не потрудившись проэкзаменовать»,

3 вед. Возврат к математике произошёл в самых последних классах средней школы. Он окончил ее в 1920 году. И не сразу решил стать математиком.
       Время было голодное и тревожное. Юноше хотелось получить не только знания, но и профессию, ремесло. Вот как он сам впоследствии вспоминал об этом периоде своей жизни: «Техника тогда воспринималась как что-то более серьезное и необходимое, чем чистая наука. Одновременно с математическим отделением университета (куда принимали всех желающих без экзаменов) я поступил на металлургический факультет Менделеевского института (где требовался вступительный экзамен по математике). Но скоро интерес к математике превысил сомнения в актуальности профессии математика».

1 вед. В первые же месяцы Андрей сдал экзамены за курс. А как студент второго курса он получает право на «стипендию»: «…я получил право на 16 килограммов хлеба и 1 килограмм масла в месяц, что, по представлениям того времени, обозначало уже полное материальное благополучие». У него появилось свободное время, которое отдавалось попыткам решить уже поставленные математические задачи.

2 вед. В 1921 году Колмогоров делает первый научный доклад математическому кружку, в котором опровергает одно импровизационное утверждение Н. Н. Лузина, которое он применил на лекции при доказательстве теоремы Коши. Когда же Колмогоров сделал свое первое открытие в области тригонометрических рядов, а в начале 1922 года — по дескриптивной теории множеств, Лузин предложил ему стать его учеником — так Колмогоров вступил в ряды Лузитании.

3 вед. Летом 1922 года А. Н. Колмогоров строит ряд Фурье, расходящийся почти всюду. Эта работа принесла девятнадцатилетнему студенту мировую известность.

1 вед. Многие годы тесного и плодотворного сотрудничества связывали его с А. Я. Хинчиным, который в то время начал разработку вопросов теории вероятностей. Она и стала областью совместной деятельности учёных. Наука «о случае» ещё со времён Чебышёва являлась как бы русской национальной наукой. Её успехи приумножили многие советские математики, но современный вид теория вероятностей получила благодаря аксиоматизации, предложенной Андреем Николаевичем. А. Н. Колмогоров заложил фундамент современной теории вероятностей, основанной на теории меры.

(ведущие по очереди)

  • В 1931 году Колмогоров стал профессором МГУ,

  • с 1933 по 1939 год был директором Института математики и механики МГУ.

  • 1935 – Андрею Николаевичу присвоена степень доктора физико-математических наук

  • 1935 год – он становится членом АН СССР

  • 1941 год – присуждена Сталинская премия за работы по теории вероятностей

  • Академиком Колмогоров был избран в 1939 году.

1 вед. Война заставляет Колмогорова прервать свою исследовательскую работу и обратиться к оборонной тематике. С 1941 года советские математики все силы, все знания отдают победе: по заданию Главного артиллерийского управления армии ведут сложные работы в области баллистики и механики. После окончания войны Колмогоров возвращается к мирным исследованиям.

  1. Вед. 1942-й, трудный военный год был освещен для Андрея Николаевича радостным, светлым событием: 3 сентября он вступил в брак с Анной Дмитриевной Егоровой, своей ровесницей и одноклассницей по гимназии. дочери известного историка, профессора, члена-корреспондента Академии наук Дмитрия Николаевича Егорова. Анна Дмитриевна вошла в жизнь Колмогорова вместе со своим, тогда 15-летним, сыном, которому Андрей Николаевич очень хотел стать другом и отцом. Олег постепенно и, конечно же, под влиянием Андрея Николаевича склонился к математике, закончил механико-математический факультет. Их брак продолжался 45 лет. Собственных детей у Колмогорова не было.

  2. Вед. В 1954 году в Амстердаме его доклад «Общая теория динамических систем и классическая механика» стал событием мирового уровня.

1 вед. Колмогоров долгие годы возглавлял математический отдел Большой и Малой Советских энциклопедий. Из-под его пера вышло множество биографических статей.

  1. Вед.За работы по теории возмущений гамильтоновых систем А.Н.Колмогоров и В.И.Арнольд в 1965 г. были удостоены Ленинской премии.



3 вед.Круг жизненных интересов Колмогорова не замыкался чистой математикой: его увлекали и философские проблемы, и история науки, и живопись, и литература, и музыка.

1 вед.Колмогоров был именно великий учёный, а не только великий математик. Огромное место в мышлении Колмогорова занимали стихи. Он был великолепным знатоком Пушкина, Тютчева, очень любил Блока и Есенина, ему, несомненно, была интересна стихотворность Маяковского. Колмогоров всегда несколько недоверчиво относился к тому, что его собеседник любит поэзию, и всегда просил прочесть наизусть несколько строчек из поэта, объявленного любимым. Не все выдерживали это суровое испытание . Сам же он знал наизусть много, причём даже из поэтов им не любимых. Вспоминает Т. А. Доронина:

Дети читают стихотворение С. Есенина «Ночь».

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит.

Соловей не поет,

И дергач не кричит.

Ночь. Вокруг тишина.

Ручеек лишь журчит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.

Серебрится река.

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Ночь. Вокруг тишина.

В природе все спит.

Своим блеском луна

Все вокруг серебрит.




2 вед. Почти треть своей жизни Андрей Николаевич посвятил школьному математическому образованию, он оставил огромное число работ о содержании и методах обучения математике в средних учебных заведениях, научно-популярные статьи для учащихся и учителей и непосредственно учебники для средней школы.

3 вед. По словами академика А.П.Ершова:

“На колмогоровских программах выросло новое поколение успешно работающих математиков, которое доминирует в лучших проявлениях нашей математической мысли и практики. Кроме того, учителя, при всех пережитых ими трудностях, вкусили немало свежих и новаторских мыслей и тем самым перешли на новый уровень самосознания. Активность А.Н.Колмогорова пробудила творческую энергию коллег-академиков, в результате чего математическая литература по школьной математике весьма обогатилась

1 вед. Школьным математическим образованием Колмогоров занимается и непосредственно. В 1963-м он открывает в Москве специализированную физико-математическую школу-интернат для одаренных ребят из провинции (по уставу, москвичей в школу не принимали), возглавляет ее попечительский совет, подбирает учителей (многие из его непосредственных университетских учеников-аспирантов идут преподавать в этой школе), сам ведет уроки и читает лекции, проводит выездные школы летом по отбору новых учащихся и, конечно, пишет учебники. Школа, которую всегда называли колмогоровской, с 1989 г. непосредственно состоит при университете и официально носит его имя.

2 вед. Академик Л.А. Левин вспоминает:
«В интернате Андрей Николаевич сам читал нам курсы лекций. Он также водил нас в походы, читал нам стихи ,устраивал концерты классической музыки, принося пластинки из дома. Нас постоянно призывали интересоваться не только математикой и физикой, но развиваться всесторонне. Походы и стихи нам нравились, музыку понимали немногие –– она требует подготовки –– но требования интереса к «общественным наукам» нас смешили и раздражали. Хорошо, что сам Андрей Николаевич по этому поводу отмалчивался.»

(музыка)
3 вед. Окончившие колмогоровскую школу, так все её называют с первых дней, и по сей день поступают в лучшие наши высшие учебные заведения. Сейчас уже больше 400 кандидатов наук из бывших питомцев школы. Среди них немало крупных ученых.


1 вед. И в свой предпоследний, 83-й, день рождения, когда он собрал самых близких из своих учеников в комаровском доме, он опять говорит о школе:

Колмогоров:“Я считаю свою научную карьеру, в смысле получения новых результатов, законченной. Печалюсь об этом, но склоняюсь перед неизбежностью. В последние годы моя деятельность развивается в другом направлении - в участии в деле, столь важном для нашей страны, как реформа школы. Тут я, во-первых, думаю, что, если старость не помешает, я смогу внести еще много полезного и даже незаменимого, работая над учебниками для обычной школы и для юношества, увлеченного наукой. Оба направления деятельности меня увлекают, и имеется желание участвовать в них самым энергичным образом и с юношеским задором”.

“И с юношеским задором” - то есть как всегда. 


2 вед. XX век- век атома, электроники и кибернетики, век великих космических исследований и открытий. Всё это стало возможно благодаря прогрессу математической науки. Только современные математические методы позволяют людям решать важные технические задачи и внедрять автоматику в производство. Мы ценим выдающиеся достижения Отечественных математиков XX столетия. Стремительно увеличивающаяся временная дистанция позволяет нам лучше понять масштабы личности Андрея Николаевича Колмогорова, оценить его стратегию курса на фундаментализацию университетского образования, его демократизм, глубину педагогического мышления.

2 вед.Академик Колмогоров — почётный член многих иностранных академий и научных обществ.

  • 1941 — Сталинская премия (вместе с А. Я. Хинчиным)

  • 1951 — Премия им. П. Л. Чебышева АН СССР (вместе с Б. В. Гнеденко)

  • 1962 — Премия Бальцана (первый лауреат по математике)

  • 1963 — Герой Социалистического Труда

  • 1965 — Ленинская премия (вместе с В. И. Арнольдом)

  • Золотая медаль имени Гельмгольца АН ГДР

  • Золотая медаль Американского метеорологического общества

  • Венгерский Орден Знамени

  • 1987 — Премия имени Н. И. Лобачевского

  • 1980 — Премия Вольфа «за глубокие и оригинальные открытия в области анализа Фурье, теории вероятностей, эргодической теории и динамических системах». Среди лауреатов этой, одной из самых престижных математических премий есть также ученики А. Н. Колмогорова: В. И. Арнольд, И. М. Гельфанд и Я. Г. Синай.

3 вед. В 1994 году Российская академия наук установила премию имени самого А. Н. Колмогорова, вручаемую «за выдающиеся результаты в области математики».

1 вед. Гениальный Учёный, великий Просветитель, замечательный Человек – имя Андрея Николаевича Колмогорова золотыми буквами вписано в плеяду величайших людей планеты



4