Сценарий внеклассного мероприятия, проводимого в рамках недели химии в школе для учащихся 8-9 классов.
«Путешествие на планету Химевсис».
Автор: учитель химии
МБОУ СОШ с. Чаадаевка, Городищенского района, Пензенской области Кузнецова Надежда Светославовна.
(При проведении мероприятия необходимо использовать средства индивидуальной защиты и соблюдать технику безопасности.)
Цель: показать интересные опыты по органической химии.
Задачи: побуждать учащихся к познавательной деятельности; воспитывать любознательность, наблюдательность, внимательность.
Оборудование: металлическая подставка, химические стаканы, колбы, штатив, спиртовка, спички, лучина, тигли, две пластиковые бутылки, мелкое сито (или фильтр из ткани).
Вещества: сухое горючее, 3 таблетки глюконата кальция, ацетон, молоко, уксусная кислота, речной песок, сахарная пудра, изопропиловый спирт, сода, клей ПВА, жидкий крахмал, зелёнка, йодид калия, ацетат свинца, борная кислота, этиловый спирт, концентрированная и разбавленная серная кислота, перманганат калия, зимняя стеклоомывающая жидкость, сахароза, вода.
Место проведения: кабинет химии с затемнениями на окнах.
Наглядность: иллюстрации космического пространства и планет.
Ход мероприятия.
Ведущий 1: Опять звезда зажглась вдали.
Летит наш новый спутник рядом
С шероховатою громадой
Плывущей в космосе Земли.
И то, что он во мгле горит,
И шлет веселые сигналы,
О межпланетной, небывалой,
Грядущей эре говорит.
Открылся в будущее путь
И мы смогли за годы эти
Построить счастье на планете
И дальше в небеса шагнуть.
Ведущий 2: Для тех, у кого твердая воля, зоркий глаз, умелые руки.
Для тех, кто в жизни хочет сделать много и уже понял, как много для этого надо знать.
Для тех, кто не боится трудностей и уверен, что может их преодолеть; для тех, кому уже не хватает страниц учебника – наше необычное путешествие на планету «Химевсис» - планету органической химии.
Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вам на нашем космическом корабле. В путешествии вас будет сопровождать наши эксперты (учащиеся 10 – 11 классов и учитель химии). Устраивайтесь удобнее, мы отправляемся в полёт. Для успешного путешествия нам необходимо взять с собой особые продукты питания и несгораемые ткани.
«Чёрный сахар».
В стакан насыпаем сахарную пудру.
К сахарной пудре приливаем воду, все тщательно перемешиваем.
К раствору воды и сахарной пудры добавляем немного серной кислоты, продолжаем мешать, пока раствор не начнет темнеть и подниматься.
сахарная пудра
вода
серная кислота
хим. стакан
шприц
стеклянная палочка
Серная кислота жадно поглощает воду, и способна достать эту воду даже из молекул сахара. В ходе этой реакции сахар превращается в уголь и выделяются газы, которые вспенивают уголь и выталкивают его из стакана.

«Несгораемый платок».
Хлопчатобумажный носовой платок без бахромы показываем учащимся, смачиваем его водой, слегка отжимаем. После этого платок обливаем ацетоном или медицинским эфиром и кладем расправленным на металлический поддон. Поджигаем платок, используя длинную лучину. Нельзя трогать его руками, пока пламя совсем не погаснет, т. к. при увеличении доступа воздуха оставшийся растворитель может сильно вспыхнуть. После того как горение закончится, платок вновь демонстрируем ученикам. Какие-либо следы горения на нем отсутствуют. Эффект основан на том, что испарение воды требует больших тепловых затрат, а теплоты, выделяющейся при горении выбранной жидкости, недостаточно для полного испарения воды, которой смочен платок. При проведении опыта следует обратить внимание учащихся на соблюдение правил противопожарной безопасности при работе с органическими веществами.
Ведущий 2: Перед нами планета «Химевсис» - планета органической химии. Наш корабль входит в атмосферу планеты. Посмотрите что это?
«Вспышки молний в цилиндре».
Наливаем серную кислоту в прозрачную посуду.
Аккуратно добавляем туда спирт (в пропорции 1:1).
Добавляем кристаллы перманганата калия.
Выключаем свет.
Попадая на границу серной кислоты и спирта кристаллы марганцовки взрываются, образуя маленькие вспышки. При этом будут слышны характерные потрескивания.

Ведущий 1: Наш корабль опустился на поверхность планеты. Какие открытия нас ждут?
Ведущий 2: Здесь обитают интересные животные.
«Фараоновы змеи».
Опыт: на подставку положить таблетку сухого горючего, на нее положить 3 таблетки глюконата кальция и поджечь. Образуется светло-серая масса по форме напоминающая змей.

«Змея из песка».
Пропитанный спиртом песок выполняет роль горелки, на которую можно поместить реактивы, соду и сахарную пудру. Под воздействием огня эта смесь начинает плавиться и выделять газ. На воздухе полученная пенная масса затвердевает.
На негорючую поверхность насыпать речного песка в форме вулкана, верхушку «вулкана» выровнять.
Пропитать обильно изопропанолом весь песок.
Отдельно смешать 2 ч. ложки сахарной пудры и 2 ч. ложки пищевой соды.
Насыпать на вершину "вулкана".
Поджечь вулкан.
речной песок
сахарная пудра
изопропанол (спирт)
сода
газовая зажигалка

«Лизун».
Клей ПВА
Жидкий крахмал
Пищевой краситель (можно использовать зелёнку)
Инструкция:
Шаг 1 - Измерьте ингредиенты
Отмерьте равное количество воды, клея ПВА и жидкого крахмала.
Шаг 2 - Смешайте воду и клей
Налейте воду в вашу емкость для смешивания и добавьте клей ПВА. Перемешайте до образования однородной жидкости.
Шаг 3 - Добавьте краситель
Настало время, чтобы сделать вашего лизуна цветным. Добавляйте пищевой краситель по каплям, помешивая его между каплями, пока вы не получите нужный вам цвет. Классический лизун - светло зелёный, цвета лайм, но вы можете поэкспериментировать смешивая различные красители. К примеру, если добавить синий и красный краситель, то получится прекрасная фиолетовая слизь. Цвет полностью зависит от вас!
Шаг 4 - Добавьте жидкий крахмал
Как только подберете цвет по своему вкусу, добавить жидкий крахмал и хорошо перемешайте. Смесь мгновенно начнет густеть. Когда тщательно перемешаете ваш лизун готов!

Ведущий 1: В тёмное время суток вся планета светится удивительными огнями.
«Зелёный огонь».
Получение этилового эфира борной (неорганической) кислоты, пары которого горят красивым зеленым пламенем.
Опыт проводят в помещении, которое желательно затемнить. В тигель объемом 20–30 мл, расположенный на поддоне, помещаем 1 г борной кислоты, добавляем 10 мл спирта и 1 мл концентрированной серной кислоты (для связывания выделяющейся воды). Смесь перемешиваем стеклянной палочкой. Далее спичкой поджигаем содержимое тигля и в темноте наблюдаем красивое зеленое пламя.
С помощью этого метода проводят качественное определение бора в различных средах.

«Огненное облако в бутылке».
Наливаем спирт и незамерзайку в разные бутылки.
Болтаем обе жидкости в бутылках.
Зажигаем спички, подносим к горлышкам бутылок.
Выключаем свет. Пары красиво прогорают сверху вниз с разной интенсивностью
Спирт испаряется и смешивается с кислородом в воздухе. Данная смесь очень легко воспламеняема. В том числе и в концентрации, используемой в незамерзающей жидкости. Автомобилистам нужно быть начеку.


Ведущий 2: На этой планете можно получить пластик из молока и «золото» из «свинца» и «калия».
«Пластик из молока».
Нагрейте полстакана молока до кипения. Добавляйте ложками уксус до тех пор, пока молоко не свернется.
Профильтруйте полученный состав через тряпочку или сито.
Посмотрите, что у вас получилось?
Эти белые комочки и есть пластик, образовавшийся в результате химической реакции между казеином молока и уксусной кислотой.

Получение «золота».
Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало — в холодной (менее 0,1%). Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости осаждения, чем медленнее охлаждается раствор, тем крупнее кристаллы.

Ведущий 1: Сколько нового и интересного таит в себе органическая химия.
Ведущий 2: Да, у наших путешественников возникло много вопросов, на которые они немедленно хотят получить ответы.
Ведущий 1: Немного терпения, ребята, и все ответы вы получите на уроках химии.
Ну, а наше путешествие подошло к концу.
Ведущий 2: Химия – интересная увлекательная наука.
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок обок живем!
Ведущий 1: Хоть чудес на свете нет.
Химия дает ответ.
«Чудеса на свете есть.
И, конечно, их не счесть!»
Всего доброго, до новых встреч.