Тема занятия: «Собака – друг человека»
Выполнила: Ховякова Елена Александровна
учитель начальных классов
дата: 08.12.2016г.
Цель: Создать условия для осознания обучающимися необходимости понимания роли домашних животных в жизни человека, ответственного и доброжелательного отношения к ним, как части живой природы на примере существования собак среди людей; способствовать развитию творческого потенциала у обучающихся.
Задачи: расширять знания детей о собаках; прививать доброжелательное отношение к животным, развивать внимание, мышление, фантазию.
Оборудование: Фотографии собак, высказывания известных людей, презентация о собаках, выставка книг, цветные карандаши, задания на листках, компьютер.
Виды деятельности:
• литературно-художественная деятельность;
• игровая деятельность ;
• изобразительная деятельность;
• выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения.
Форма занятия: индивидуальная, парная, коллективная.
Формирование УУД:
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, формирование смыслового чтения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, слушать собеседника, осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к живой природе, мотивация учебной деятельности.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас гости, учителя из других школ. Давайте мы их поприветствуем и улыбнёмся. ( Помашем рукой)
Мотивационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Пообщаться час настал.
Так что время не теряем
Разговор наш начинаем.
Самоопределение к деятельности.
Звучит песня « Пропала собака» (показ видео)
- Я не случайно поставила эту песню.
- Кто догадался, оком пойдёт речь на нашем занятии?
- Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- Как вы понимаете эти слова? (когда приносим домой питомца, должны о нём заботиться: кормить, гулять, играть, лечить)
- Какую проблему мы с вами решим? (заботы человека о животных)
Расскажу вам про собаку,
Про то, что верна
Людям собака
Во все времена.
Про то, как была
Человеком приручена,
О том, сколько дел
Собаке поручено.
Работа по теме занятия.
- Расшифруйте крылатое выражение.
Ответ. Собака - друг человека.
-Кто такой друг? (Друг – это тот, кто всегда рядом в трудную минуту. Тот, кто помогает не только советом, но и делом. Он с тобой дружит не только ради выгоды для себя, а бескорыстно. Это тот, кто с тобой и в радости и в горе.)
-Как вы думаете, почему так говорят про собаку? (Служит человеку, работает вместе с человеком, радует человека…..).
- Может вы читали или видели по телевизору? Где работают собаки?
- Какие есть собаки? (Есть собаки санитары, есть полицейские собаки, которые помогают ловить преступников, есть пожарные собаки, караульные собаки, собаки – ищейки, собаки пограничники).
- В мире существует много разных пород собак. Их насчитывается около 400 пород.
- А сейчас я покажу вам презентацию о собаках. (КОМП)
-Какой вывод вы можете сделать из всего сказанного и увиденного?
(Собака – друг человека. Она способна учиться и у неё весёлый характер. Человек принял собаку в круг своей семьи, а собака стала преданным её другом.)
- Ребята, наш президент Вл. Вл. Путин тоже любит собак. У него дома 3 собаки. Был такой случай, когда один мальчик увидел передачу о собаках нашего президента. Ему захотелось иметь одну из таких собак. Эти собаки очень дорогие, родители не могли ему купить. Тогда он решил написать письмо В. В. Путину и попросил подарить ему на день рождения такую же собаку. Президент выполнил просьбу мальчика. (ФОТО през. и собаки)
-О чём мы должны помнить, когда приносим домой питомца?
(Когда мы приносим домой питомца, мы берём на себя большую ответственность за его жизнь.)
- Ребята, у кого дома есть собака? Как вы её держите? Расскажите о своей собаке.
(Рассказ с фото)
ФИЗМИНУТКА
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке. (Руки сложить ладонями друг к другу: к правой, а затем левой щеке.)
А у щетки половой
Палка есть над головой. (Руки поднимаем вверх и соединяем над головой.)
Палка — щелк щенков с плеча, (Хлопок по плечам.
Два щенка ушли пища. (Обойти вокруг своего стула и сесть на него.)
- А много ли особенностей в поведении собак вы знаете? Давайте это проверим. Поработаем в парах.
Задание . Если вы согласны с фразой - поставьте «+», если нет – «-».
Собака свою добычу догоняет, преследует, а не стережёт, как кошка. (+)
Собака умеет когти на лапах выпускать и втягивать. (-)
Собака ведёт ночной образ жизни. (-)
Существуют памятники собакам. (+)
Выражая радость, собака виляет хвостом. (+)
Собака любит умываться. (-)
Собака цветов не различает. (+)
У собаки отличный нюх. (+)
У собаки слух такой же, как и у человека. (-)
Во время еды собаке никто не должен мешать. (+)
Проверьте выполненное задание. КОМП
+++++++++++++ Ребята, а вы любите играть?+++++++++++++ ++
- Давайте немного поиграем. Для этого разделимся на 2 команды. Командам по очереди задаются вопросы.
- Конкурс называется " Сказочная собакиада".
1. Пес дяди Федора. (Шарик).
2.Какой пёс носил на лапе часы? (Артемон , сказка А.Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино")
3.Собака, которая помогала деду тянуть репку. (Жучка).
4.Как звали собак, одна из которых пригласила в гости другую в отсутствии дедушки? ( Бобик и Барбос, рассказ Н.Носова).
5 На чем играл бременский пес! (на гитаре).
6.Как звали собаку Элли из произведения "Волшебник Изумрудного города"? (Тотошка)
7.В какой сказке старого пса выгнали из дома, а потом вернули и стали ухаживать за ним? ( "Жил был пес")
8. Как звали собаку из Пушкинской сказки о мёртв. Царевне и 7 богат.? (Соболько).
- Молодцы. Я вижу, что вы знакомы с этими произведениями.
- Скажите, откуда мы узнаём интересные факты о собаках? ( Из газет, телевидения, из книг).
Выставка книг
- Я принесла некоторые из книг на наше занятие. Может кто – то из вас захочет их прочитать. Книги очень интересные, я рекомендую это сделать.
- Ребята, кто знает интересные истории из жизни собак?
1. В Польше собака спасла жизнь трехлетней девочке!
Девочка ушла гулять в родном посёлке в пятницу вечером и пропала. В поисках ребенка участвовали 180 полицейских, свыше 50 пожарных, а также местные жители. Найти ребенка удалось только утром — продрогшая девочка лежала в ямке, в трех километрах от дома. Рядом, прижавшись к ней, лежал принадлежащий семье пес. Собака все время ходила за девочкой, грела ее. Врачи говорят, что если бы не животное, то обмороженным ручкам и ножкам девочки неминуемо грозила бы ампутация.
2. В американском городе терьер спас троих детей от бандита. Мама и ее дети смотрели телевизор в своем доме, когда к ним ворвался человек с пистолетом. Он приставил оружие к голове одной из девочек и потребовал, чтобы все легли на пол. В этот момент пёс прыгнул на бандита... Преступник выстрелил собаке в голову, но раненый пес продолжал на него кидаться. В результате бандиту пришлось бежать. Собака была тяжело ранена, к счастью, ее удалось спасти.
3. В обычном российском городке во дворе жила собака, которую подкармливало несколько семей. Однажды ночью Джек начал громко лаять и рычать под окнами людей. Хозяева, разбуженные собакой, вышли во двор, для того, чтобы разобраться с Джеком, и в то время, когда они находились на улице, стены дома неожиданно обрушились.
- В последнее время на улицах городов бродит большое количество бездомных собак. Бездомная собака – это брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.
- А вы встречали таких собак?
-Почему они бродят? Как им живётся?
- Куда помещают этих бездомных собак?
-В наше время для таких бездомных собак есть специальные питомники. Там заботятся о собаках.
Сценка про собаку.
Два друга пошли гулять на улицу. (Они стали играть в футбол.)
- Привет. У меня есть мяч. Давай поиграем в футбол.
- Давай.
(Обращают внимание на то, что в стороне сидит собака)
- Чья это собака?
- Не знаю. Может она заблудилась?
- Возьми её к себе.
- Я не могу, мне не разрешат родители.
- Возьми её ты к себе.
- И я не могу. У меня уже есть собака.
- Надо найти её хозяина.
- А как это сделать?
- Давай дадим объявление.
УЧИТ. – Но пока не нашёлся хозяин собаку нужно приютить.
- Тогда я на время возьму собаку к себе домой.
Лишь одно хочу сказать я:
«Друга лучше не найти,
Если видите страданье-
Постарайтесь не пройти.
Покормите, приютите,
Отогрейте добротой,
И глаза собачьи эти
Отзовутся теплотой».
Так-то, милая собака,
Ты давай-ка не грусти,
Люди могут измениться,
А пока что их прости.
КОНКУРС ОБЪЯВЛЕНИЙ
- Ребята, объявляю конкурс на лучшее объявление.
1гр. О том, что нашлась собака. (из деформированного текста составляют объявления)
2гр. О том, что пропала собака.
( представители из групп зачитывают свои объявления)
- А где же мы расклеим объявления? (на доске объявлений)
- Давайте повесим их на доску.
- Молодцы все справились с этим заданием.
- Ой, что это за лай? Вы слышите?
- Это собаки жалуются на свою судьбу.
- Давайте послушаем, что они говорят.
Жалоба собак.
Ах, плохо бездомным,
Плохо голодным,
Таким беззащитным,
Таким беспородным!
Никто нас не любит,
Никто не ласкает,
Никто на порог
Нас к себе не пускает...
О, как мы страдаем
От мук одиночества!
И нам
Человеческой радости
Хочется!
Зачем нас боятся?
За что презирают?
Зачем с нами дети
Так редко играют?
Ах, трудно живется
Без друга-хозяина!
Поэтому все мы
И воем отчаянно!..
Но кто нас полюбит,
Кто нас пожалеет -
Об этом ни капельки
Не пожалеет! ( Борис Заходер)
- Всегда помните о том, что собаки - наши самые давние, верные и преданные друзья. Никогда не обижайте их и не позволяйте этого делать другим.
- Собачья преданность и верность не знает границ. Именно поэтому эти домашние животные считаются лучшими друзьями человека, бесконечно терпеливыми, надежными и умеющими платить добром за ласку и заботу.
- Именно поэтому русские поэты во все времена посвящают своим питомцам очень нежные, трепетные и волнующие стихи.
У меня живет собака,
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулки, и еда –
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы – счастливый человек!
Подарите мне собаку -
Настоящего щенка,
Буду с ним гулять по парку,
И охотиться с утра.
Научу ее я трюкам,
Буду стойко обучать,
А потом мы в цирк поедем,
Будем дружно выступать.
За реку пойдем мы летом,
Будем вместе отдыхать,
Преданнее друга нету,
А вернее не сыскать.
Буду счастлива я очень,
С верным другом рядом быть,
Подарите мне собаку,
Я хочу счастливой быть!
Среди всех зверей, однако,
Людям лучший друг – собака.
Есть их множество пород.
В будке пес своей живет.
Сторожить умеет дом,
Весело вилять хвостом.
На чужих он громко лает,
И хозяев охраняет.
***********************
ВАЖНЫЙ СОВЕТ
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!
- Бездомным собакам очень трудно жить. Им холодно, голодно, нет радости в жизни. Давайте составим обращение к окружающим по отношению к собакам. Что – бы вы сказали людям? ( 1. будьте добрыми и человечными по отношению к собакам.
2. любите своих собак. Ведь они радуют нас, дарят нам хорошее настроение.)
- Где – бы ни жил человек, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки.
Песенка « Не дразните собак»
Рефлексия.
Наше занятие подошло к концу.
- Что нового вы узнали из нашего занятия? ( - какие бывают породы собак.
- Какие истории происходили с собаками.
- Памятники ставят не только людям, но и собакам за их подвиги.)
4. Итог.
- Спасибо за плодотворную работу и помощь в проведении нашего занятия.
- Я награждаю вас за чуткое и заботливое отношение к домашним животным, а так же за плодотворную работу на уроке вот такими медальками.( награждение под музыку).
Песня «Про щенка» Заставка породы собак.