СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий защиты проекта "Мир сквозь притчу"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

I место на научно-практической конференции получили Трущелев Алексей и Прийма Дмитрий за проектную работу "Мир сквозь притчу"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий защиты проекта "Мир сквозь притчу"»

9


МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа








Проектная работа




«Мир сквозь притчу»



Авторы:


Прийма Дмитрий,

Трущелёв Алексей

учащиеся 6 класса



Руководитель:

Лёвкина Юлия Валерьевна,

учитель русского языка

и литературы




2010г


Содержание:


  1. Введение …………………………………… 3 - 5 стр.


  1. Отличие басни от притчи………………… 5 - 6 стр.



  1. Использование притчи…………………… 6 -7 стр.



  1. Секрет популярности притчи……………. 7 - 8 стр.



  1. Притчи собственного сочинения………….8 - 9стр.



  1. Вывод………………………………………... 10 стр.



  1. Литература…………………………………...10 стр.







Цель проекта:

Воспитание интереса к устному народному творчеству, к жанру притчи



Задачи:

  1. Узнать, что такое притча?

  2. Узнать, в чем отличие басни от притчи.

  3. Узнать, где используется притча?

  4. «Попробовать перо»

(сочинить собственную притчу)

Притча – это искусство слова попадать в сердце.

  1. Введение



Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам.

Народная мудрость гласит: «Красна речь с притчею». Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной.

Притча – это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает (или не извлекает) из притчи сам, следует (или не следует) наставлениям. Не случайно словарь В.И.Даля толкует притчу как «поучение в примере». Слово «притча» имеет два дополняющих друг друга значения: случай (сравним: при-текать и с-течение) и указатель пути (древнее значение слова «течь» – идти, двигаться), следовательно, при-тча – это что-то необходимое «при пути». Притча заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше.

Притча – это короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления.

Притча – это малый жанр литературы, схожий с басней.

Притча – это источник мудрости.

Притча – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, чему-то научить, в ней заложен определенный урок.

Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой –

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную,

И тот, что у двери, узнать захотел,

Про жизнь за окошком другую.


С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка:

«Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.


И так каждый день. То про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучился злобой, и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.


Однажды сосед у окна занемог,

Что не было сил разогнуться.

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать

И вызвать сестру милосердья,

Но он не нажал и остался лежать,

Глаза закрывая усердно.


Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла,

Занять эту самую койку.

Когда ж в окно, наконец, посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.


Он был потрясен и сестре рассказал

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал,

И небо в кудрявых овечках.

«Ах, если б он видел! – сказала сестра.-

Всю жизнь он слепым оставался».

«Зачем же тогда?..» - тут больной прошептал…

«Да он вас утешить старался».



  1. Отличие басни от притчи.

Главные герои басен — люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера. Действующие лица притчи не имеют ни внешних черт, ни «характера». Басня, как правило, формулирует мораль, притча предоставляет слушателю или читателю самому сделать вывод, как разрешить загадку.

«Премудрость» притчи более «высокого» характера, чем «премудрость» басни. Если басня часто обучает житейской мудрости, то притче обычно свойственна философская или религиозная проблематика. С этим, как правило, связан и более высокий стиль притчи. Любимые темы притчи — правда и кривда (библейские притчи о суде царя Соломона), жизнь и смерть (средневековая притча Прение живота со смертью), человек и Бог (многочисленные евангельские притчи: о блудном сыне, о горчичном зерне и др.)

  1. Использование притчи

Притчи существуют в фольклоре и литературе всех народов. Иногда они сходны по содержанию. Вот, например, античная притча (впервые зафиксированная Эзопом): отец, видя, что сыновья его живут недружно, велел принести пучок прутьев и попросил его переломить — ничего не вышло. Тогда отец раздал сыновьям по одному прутику — естественно, каждый был легко переломлен. Тот же смысл в монгольском фольклоре имеет «завещание» Чингисхана, который поведал сыновьям притчу о семиглавой и семихвостой змеях.

Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии; в разрешении конфликтных ситуаций; при публичном выступлении и т.д.

Притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей.

Не исчезла притча и в литературе Нового времени. Произведения других жанров часто несут в себе притчевое содержание. Так, по существу является притчей стихотворение А.Пушкина Сапожник:

Картину раз высматривал сапожник,

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

Мне кажется лицо немного криво…

А эта грудь не слишком ли нага?»…

Тут Апелесс прервал нетерпеливо:

Суди дружок не свыше сапога!

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах;

Но черт его несет судить о свете; // Попробуй он судить о сапогах!

Усложненная поэтика современной литературы то и дело оборачивается к притче как к противовесу: жанру несложному по форме и напоминающему об известных, но увы, часто забываемых истинах.

  1. Секрет популярности притчи

Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Она легко запоминается, прочно держится в памяти. На протяжении длительной истории этого жанра в мировой литературе притча сложилась как законченная и совершенная художественная форма. Она имеет уравновешенную и, видимо, единственно присущую ей традиционную композицию. Притча, кроме того, соединяет в себе стремление к оценке и обобщению явлений жизни, с одной стороны, с изысканностью содержания и формы в соединении с занимательностью и красочностью повествования – с другой.

  1. Притчи собственного сочинения

Прийма Дима

Однажды играли в футбол пацаны. Им было лет по 15. И нападащий и защитник поругались. Кто же лучше? Кто забивает голы? Нападающий почему-то всегда забивал, а другой оставался в защите, подавая ему мяч. Играл хорошо, но забить он не мог. А другие смотрели на них. Один сказал: «Хватит спорить вам, ведь добром все это не кончится. Играйте и не спорьте о глупых вещах». Ведь без защиты нападение не работает, так что делите забитые голы пополам.

Боборень Денис

К другу однажды пришел его друг. Увидеться, пообщаться, поговорить.

Начали они вспоминать:

-Почему, когда в детстве тебя я дразнил, то ты не обижался на меня? – спросил первый друг.

-Да, я мало обращал внимания.

-Как это? Почему? Ведь это же обидно.

-Просто на друзей никогда не обижаются.

От этого только сильней их дружба стала. На этом пошли они по домам и дружат до сих пор в пример своим детям и внукам

Штраух Света

Сидел один мужчина около своего дома на скамье. К нему подошла его жена и начала кричать на него из-за того, что он не пошел на работу и ничего дома не сделал. А мужчина и говорит: «Ну что ты на меня кричишь? Ведь я уже все сделал, а ты на диване лежала и спала!» Жена посмотрела на него и говорит: «Прости меня, я подумала, что ты спал». Она опустила глаза. Муж засмеялся: «Это тебе, наверное, приснилось».

Косоногова Даша

Были подругами две мыши. Они каждый вечер встречались на улице и рассказывали друг другу о том, как они провели время днем, что сделали, куда ходили, чем помогали окружающим. Одна мышь сказала: «Ой, я сегодня делала дома ремонт, бегала в магазин, взяла сыра с килограммчик, детей встретила из школы, грядки вскопала, пошла у мельника прогрызла мешок с мукой. В общем, сделала все дела. А другая говорит: «Везет тебе, у тебя муж есть, все тебе помогает». А мышь отпирается: «Что ты, он у меня весь день спит, я все делаю одна». Тогда другая мышь предложила сходить в гости к первой мыши, посмотреть ремонт и поесть у нее сыра. А первая говорит: «Ой, нет, у меня муж спит, еще разбудим! Пойдем лучше к тебе!» Пришли они к мыши домой , и первая мышь чуть со стыда не сгорела. Она хвасталась, а дома у нее беспорядок. А хозяйка не хвалилась ничем, хотя у нее дома сделаны все дела.









  1. Вывод

  1. Мы узнали, что такое притча, и чем она отличается от басни

  2. Узнали, где и когда используется притча.

  3. Попробовали сами сочинить притчи.



  1. Литература:

  1. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979

  2. А.Мень. Сын человеческий. М., 2000

  3. Ветхий Завет. Притчи. Книга экклезиаста. Книга Иова. М., 2000

  4. И.Бабанова. И учил их притчами… (Евангельские притчи и их традиции в литературе и искусстве). Омск, 2003