СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарно-методическая разработка «Память о погибшем экипаже "Курск"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с героическими и трагическими страницами истории, воспитание уважения к подвигам героев - земляков.

Просмотр содержимого документа
«Сценарно-методическая разработка «Память о погибшем экипаже "Курск"»

Жилина Ольга Александровна, учитель высшей квалификационной категории, педагогический стаж – 34 года

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №57» г. Курска

Внеурочное занятие (4 класс)

(Сценарно-методическая разработка)

Направление: духовно-нравственное

Тема: Их имена навечно останутся в памяти народной. Герои-земляки.

«Память о погибшем экипаже "Курск"

Цель: сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности; содействовать формированию патриотических чувств у учащихся, преданности Родине и гордости за нее, духовно - нравственных качеств у подрастающего поколения.

Задачи: 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории;

2) воспитывать уважение к подвигам военнослужащих - защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

3) способствовать формированию готовности к защите Родины.

4) содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся: сопереживания, уважения к героическому прошлому своего народа, любви к родной земле.

Оборудование:

- компьютер, проектор

- макет подводной лодки;

- книги о подводном флоте;

- Андреевский морской флаг;

- видеозапись о подводной лодке «Курск».;

- аудиозапись песен о подводных лодках;

- метроном.


Планируемые результаты:

Предметные: сформировать представление о случившейся трагедии

Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: отрабатывать умения работать с различными источниками информации, отбирать необходимый материал по конкретной теме, анализировать полученные факты, соотносить факты, сравнивать и делать выводы;

2. Познавательные УУД: формировать устойчивый интерес к получению новых знаний;

3. Коммуникативные УУД: формировать логическое мышление, связную речь, аргументированно высказывать свою точку зрения, выслушивать мнения других

Личностные: воспитание патриотизма





Ход занятия

Учитель: - Мы часто слышим в жизни такие слова: совершил героический поступок, подвиг, героический человек. А что мы подразумеваем под этими определениями? Что такое подвиг? Что такое героический поступок? Кого называют героем? (Ответы учащихся)

Что объединяет эти понятия? Сегодня мы поговорим о страшной трагедии и о великом подвиге. Вместе докажем, что Человек – высшая ценность.

Литературно-музыкальная композиция

1-Человек – высшая ценность! Это серьёзно.

2-Ведь человек есть то, что он есть, благодаря делу, которое он делает.

3-Даже никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой.

4-Человек есть не что иное, как ряд его дел и поступков.

5- А каких?

6-Уважай и почитай старших, презирай лень и нерадивость, люби свою родную Землю!

7-Нужно всегда видеть человека, который живёт рядом с тобой.

8-Старайся понимать, о чём он думает с болью, а о чём с гордостью.

9-Проявляй доброту, сердечность к каждому.

10-И тогда тебя по праву назовут Человеком!

11-Мы сейчас обязаны стремиться к этому. Каждый из нас должен становиться лучше, добрее, сильнее, умнее.

12-А учиться нам есть у кого. Посмотрите, сколько вокруг замечательных людей, даже героических. А герой – это и есть настоящий человек.

13-В самые трудные минуты они помнят об этом.

Музыкальная заставка- видеозапись «Там за туманами»- группа «Любэ»

СЛАЙД : О, сколько подвигов на свете.

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли.

И будут повторять из уст в уста,

И в каждом это подвиге незрима

Своя и глубина, и высота,

И красота своя неповторима,

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.



14-Они нас от беды спасли:

Взрыв ядерный предотвратили…

15-Атомоходу К-141 «Курск» посвящается…

Ученик :  Корабли, как и люди, имеют свою судьбу. Есть корабли -счастливцы, те, у которых всё в их жизни получается. Они выходят невредимыми из самых невероятных ситуаций, служа верой и правдой людям долгие годы. А есть корабли, на которых словно лежит печать некого проклятия. Они буквально притягивают к себе всевозможные неприятности. Их преследуют аварии и катастрофы, на них всё время гибнут люди, и в конце концов они погибают и сами, унося с собой немало жизней. Атомный ракетный подводный крейсер «Курск», казалось принадлежал к первой категории. Судьба этого корабля складывалась изначально вполне благополучно. Счастливым было, прежде всего, само его появление на свет. 

Ученик: (слайд ) На фоне развала флота в первой половине 1990-ых годов, массового списания и уничтожения сотен ещё вполне боеспособных кораблей всё же были найдены силы и средства для его достройки. При длине 154м и ширине 18,2м он имел осадку 9м. Внешне этот гигант выглядел как трёхэтажный девятиподъездный дом. Полное водоизмещение такого корабля достигало 23860 тонн. Счастливым было и начало его, увы, столь короткой биографии. Экипаж «Курска» был сформирован 18 марта 1991 года. 14 мая 1994г. К-141 был спущен на воду. А 25 января 1995 года корабль покинул Северодвинск и взял курс на Видяево.

Учитель: Высшей точкой в недлинной биографии «Курска» стал его боевой поход в Средиземное море в 1999г. Блестяще выполнив свою задачу, «Курск» также внезапно исчез, как и появился.

Музыкальная заставка- 026- Андрей Романов

- 10 августа 2000 года К-141 принимала участие в учениях в Баренцевом море. Подводная лодка должна была провести ракетные и торпедные стрельбы.
12 августа, в 11.28 акустик атомного крейсера «Петр Великий» зафиксировал сильный хлопок, после этого «Курск» не произвел запланированную торпедную атаку, а затем не вышел в установленное время на сеанс связи. 13 августа атомный подводный крейсер был найден, лежащим на дне.

12 августа 2000 года перестал существовать боевой корабль Северного Флота «Курск». 118 членов экипажа погибли в страшной трагедии. Трагедии, которая своей безысходностью и неопределённостью развития событий, не оставила равнодушным ни одного человека в России. Это был сильный удар для флота и несоизмеримый удар для жён, детей, родителей и близких людей. Погибли прекрасные ребята. Они навсегда останутся в нашей памяти молодыми, веселыми и энергичными людьми.

Звучит песня «Усталая подлодка», муз. А. Пахмутовой, сл. М. Гребенникова и Н. Добронравова. Демонстрируются видеокадры экипажа АПЛ «Курск»

-Ребята, а что знаете вы об этой трагедии? (Ответы детей)


Ученик:

Захлебнулось Баренцево море

Мёртвою титановой волной.

И Россия, чёрная от горя,

Мысленно - в пучине ледяной.

Там ещё сердца стучат с надрывом,

Там не верят в свой последний час,

И, реактор заглушив до взрыва,

Умирая, думают о нас.

Не слышны в его отсеках крики,

Глушит боль щемящую волна,

И бессильно смотрит «Пётр Великий»:

- Что же ты наделала, страна?!


Учитель: Сейчас мы познакомимся с хроникой тех страшных дней. Послушайте внимательно стихотворение:


ХРОНИКА ГИБЕЛИ АПЛ-Курск

Ученик:К развязке двигалось ученье, 
Неумолимо, как судьба. 
Приказ, тревога, погруженье, 
Венцом – торпедная стрельба. 
В сценарий вписываясь четко, 
Укрывшись мраком глубины, 
Кралась к "противнику" подлодка – 
Как меч, упрятанный в ножны, 
Чтоб на послушном расстоянье 
Обрушить яростный клинок... 
Томилось время в ожиданье, 
Лелея выявить итог. 
Как вдруг, ломая план, поспешно 
Пошёл на всплытье командир: 
"Нагрев торпеды!" – от депеши 
Сотрясся радиоэфир. 
И – в глубину без канители: 
Мятеж огня предотвратить. 
"Товсь!" – изготовиться успели, 
Но не успели отстрелить. 
И, созданные для победы 
Талантом русским и трудом, 
Свои ж ударили торпеды – 
Взнесённым со спины ножом…

-Задайте вопросы… (Идёт беседа)

Учитель: Нас, курян, случившаяся трагедия затрагивает особенно. Известно, что наша область - Курская - не только шефствовала над подлодкой, поставляя продовольствие для ее личного состава. Ежегодно на АПЛ «Курск» направлялись для прохождения срочной службы призывники. Лучшие из лучших. Из всех погибших при трагических обстоятельствах на подводном ракетном крейсере были и наши земляки - семеро курян.

СЛАЙД (фото моряков-курян)

Это: 

Старший мичман КУЗНЕЦОВ Виктор Викторович, старшина команды турбинистов 8 отсек

Мичман ХИВУК Владимир Валерьевич, техник 2 отсек,

Старшина 2 статьи к/с АННЕНКОВ Юрий Анатольевич, механик БЧ-2 3 отсек

Матрос КУБИКОВ Роман Владимирович, турбинист 7 отсек

Матрос СТАРОСЕЛЬЦЕВ Дмитрий Вячеславович трюмный 4 отсек

Матрос ЕВДОКИМОВ Олег Владимирович, кок 4 отсек

Матрос НЕКРАСОВ Алексей Николаевич, турбинист 7 отсек



Ученик: Они были молоды.

Они верой и правдой служили Родине.

Она не смогла их спасти.

Учитель: Мужество остается мужеством, даже если оно – расплата за чью-то беспечность. В последнее время часто приходится слышать, что люди стали черствыми, равнодушными. К счастью, утверждения пессимистов зачастую бывают необоснованными. Трагедия в Баренцевом море затронула души всех россиян. Как личное горе восприняли эту беду многие люди нашей необъятной Родины.

-Предлагаю почтить память погибших минутой молчания.

(Звучит музыка «Синее море»)

Ученик: Они ушли навсегда в свой последний морской поход.

Они не собирались оставаться на дне морском навечно.

Их ждали на берегу самые родные и близкие им люди.

Они, исполнив свой воинский долг до конца, не могли не вернуться домой...

И все-таки так распорядилась судьба –

ИХ ПОХОД ОКАЗАЛСЯ ВЕЧНОСТЬЮ...

Ученик: Вряд ли сердца и души людей смогут вычеркнуть из своей памяти тех, кто отдал свои жизни за Родину, за Россию, за свои семьи и за своих детей.

(продолжение литературно-музыкальной композиции: 1-13)

14-Кто был виновен в той беде,

Мы точно так и не узнали.

15-Но вечно будут сквозь года

Сигналы с Курска доноситься;

И стук всё тот же: SOS, вода-

В воде морской не растворится.

16-Самое прекрасное, когда человек осушит слёзы на глазах другого человека, когда будет светлым лучом для других, будет сам излучать свет.

17-Вот высшее счастье для человека, которого он только может достигнуть.

Звучит песня «Там, за туманами» в исполнении группы «Лю- бэ», видеокадры: погружение и всплытие подлодки.


Литература и используемые материалы:

1. Красная звезда [Текст]: газ. - 2000-2001

2. Телефильм «Русская глубина».

Автор: Наталья Герасимовна Растегаева

3. Трагический курс «Курска» // Аргументы и факты, 20.08.2000, № 34

4. М. Ю. Курушин Подводная лодка «Курск»: Рождение. Жизнь. Версии гибели. Подробности. – М.: «Издательство «Олимп», «Издательство АСТ», 2000.

5. "Стихи «Героям-морякам „Курска“» - www.youtube.com/watch

6. Книга: Российское общество и гибель АПЛ “Курск”

Вторая редакция 2002 г.