СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока «Зачем творить добро?» по модулю «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарный план урока "Зачем творить добро?" по модулю "Основы православной культуры" к учебнику А.В. Кураева «Основы православной культуры», М.: «Просвещение» 2014 г.

На уроке используется слайдовая презентация, составленная с учётом возрастного восприятия четвероклассников, оптимально и эффективно повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения.

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока «Зачем творить добро?» по модулю «Основы православной культуры»»


План – конспект урока по курсу ОРКСЭ в соответствии с ФГОС

«Зачем творить добро?»

  1. ФИО – Орлова Татьяна Ивановна

  2. Место работы – МБОУ СОШ № 19 г. Камышина Волгоградской области

  3. Должность – учитель начальных классов

  4. Предмет – ОРКСЭ

  5. Модуль – Основы православной культуры

  6. Класс – 4

  7. Тема и номер урока – «Зачем творить добро», № 21

  8. Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.: «Просвещение» 2014 г.

  9. Дополнительная литература:

  • А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах», М: «Философская книга» 2014 г.;

  • А. Лопатина, М. Скребцова «Мудрость на каждый день», М: «Философская книга» 2014 г.;

  • А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука добрых качеств», М: «Философская книга» 2014 г.

  1. Тип урока: открытие новых знаний

  2. Цель урока:

– знакомство учащихся с христианскими взглядами и отношением к добру и злу,

– создание условий для получения учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни.

  1. Задачи:

– формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли человека в мире и обществе;

– воспитывать осознанную общегражданскую и личную ответственность человека за свои поступки, за вверенный ему мир;

– способствовать освоению христианского представления о мире, социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации; знания об устройстве общества и общественных нормах; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; пониманию роли религии и этики в жизни человека и общества;

– привлечь внимание к нравственно-социальным проблемам современного мира.

Понятия урока: самоотверженность, святой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.




Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

- развивать личную ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

- развивать этические чувства;

- уметь вести себя в дискуссии, демонстрируя корректное поведение в случае разногласий;

- ориентироваться на успешную деятельность.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

- Воспитание гражданственности;

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.

Основа работы (технология, формы, методы, приёмы): проблемное обучение, работа в группах, в парах, дискуссия-диалог, игровые технологии, исследовательская работа с текстом, тестирование.

Ресурсы, необходимое оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация к уроку (Microsoft PowerPoint);

- раздаточный материал – карточки;

- фоторяд;

- видеосюжеты;

- доска;

- учебник, тетрадь.





Сценарный план урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

УУД

Время

1

Этап мотивации

к учебной деятельности





1. Организация учебного места

Проверяет готовность класса к уроку.


2. Позитивный настрой на работу

Включает аудиозапись колокольного звона русского севера – Благовеста.

Создаёт положительный эмоциональный настрой

Организуют рабочее место. Слушают звон

Благовест (Слайд 1)

Настрой на работу.

Регулятивные УУД:

саморегуляция

поведения, самонастрой

1 мин

2

Этап актуализации и пробного учебного действия



Подведение к проблемному вопросу

Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с одного древнекитайского изречения.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.

Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки».

А вы знаете, что такое добро?


Известный русский историк Василий Осипович Ключевский так выразил своё мнение:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (Слайды 1-2)

Включаются в урок.


Высказывают свои суждения по вопросу

учителя.












Осмысление высказываний и отношения к ним.


Формулировка собственных толкований

предложенных понятий.


Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция


Познавательные УУД: извлечение информации из услышанного, построение логическое цепи суждений,

подведение под тему урока


Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли

2 мин

3






Этап выявления места и причины затруднения




Задает проблемный вопрос:

Ребята, как вам кажется, что же важнее: делать добро или не делать зла?

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявляет направления в работе.

Осознают проблему урока.

Отвечают на поставленный вопрос.


Высказывание собственных суждений.


Познавательные УУД: постановка и решение проблем, определение цели и задач урока, роли темы в обучении.

2 мин






4

Этап построения проекта выхода из затруднения





Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Подводит к точной формулировке и предлагает записать тему урока в тетрадь.

Что такое добро и зло.

Зачем творить добро?

(Слайд 3)

Для чего нам нужно понять, что важнее: делать добро или не делать зла?

(Стремимся к самосовершенствованию, чистоте души, помыслов; стараемся заботиться о ближних).

В нашем исследовании нам помогут:

  • Фоторяд

  • Словарь

  • Притча

  • Видеотека

  • Учебник

Формулируют тему.

Записывают тему в тетрадь.

Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить о собственных и чужих добрых и злых поступках, их особой роли в отношениях между людьми и отношении человека и природы, ответст-венности человека за эти поступки; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т.д.).

Анализ суждений, высказанных сверстниками и отношение к ним.



Обсуждение плана работы, определение направлений в деятельности, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, умение точно и полно выражать свои мысли



5

Этап реализации построенного проекта









































1. Работа с фоторядом

(см. приложение)

После ответов учащихся учитель вывешивает на доске ряд фотографий.

Предлагает сгруппировать фотографии:

1 группа – добрые деяния

2 группа – зло


Задает вопрос: Сумели ли мы ответить на вопрос: «Что важнее: делать добро или не делать зло?»


Может нам поможет прийти к верному ответу информация из словаря?

Предлагает найти этому предположению подтверждение в толковом словаре Ожегова.


2. Работа со словарём

Открытие нового знания

Что такое добро?

«Добро – нечто хорошее, полезное, положительное, противоположное злу». «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».


Что такое зло?

«Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру».

«Зло – понятие нравственности, противо-положное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий».

(Слайд 4)


3. Работа с таблицей

На доске прикреплены слова, которые нужно поместить в таблицу.


Проверяет заполнение

(Слайд 5)


4. Работа с притчей «Два волка»

(Слайд 6)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глуби-ны души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

– А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


5. Дискуссия-диалог

Задаёт вопросы:

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Бывает ли человек только добрым или только злым?


6. «Видеотека»

Работа в группах

(см. приложение – видеосюжеты, тексты)

Каждой группе предлагает просмотреть ролик и подготовить ответы на вопросы к нему. Далее работа по видеосюжетам

(Слайды 7-8)


7. «Мозговой штурм»

Вопросы 1 группе:

– Нужно ли делать добро только тогда, когда тебя об этом попросят?

– Нужно ли ждать (требовать) чего-то взамен после своего доброго поступка?


Вопросы 2 группе:

– Бывает ли так, что бездействие может привести к злу?


– Какую ответственность несёт человек за свои поступки?

После появления иллюстраций пытаются решить проблему.

Учащиеся группиру-ют их по двум понятиям: добро и зло.

Предполагают, что важны обе части высказывания.





Возможно

предположение, что понятия «добро» и «зло» – антонимы.












Запись кластеров

в тетрадь.







Заполняют таблицу, прикрепляя слова в нужные графы



























Отвечают на вопросы учителя





1 группа:

видеосюжет

«Стакан молока»


2 группа:

видеосюжет

«Окно»


Получают по 2 вопроса в каждую группу для анализа и обсуждения. Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух видеосюжетов.

Участвуют в общем анализе.

Анализ иллюстративного материала.

Использование

в речи терминов и понятий

(благодеяние, милосердие, сострадание).






Осмысление текстового материала.


Формирование терминологи-ческих знаний.







Включение в систему знаний
















Установление причинно-следственных знаний, анализ услышанного.





























Анализ видеоматериала

в группе,

нахождение общей мысли, вывода.

Обобщение.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция


Познавательные УУД:

умение классифицировать

по внешнему признаку










Познавательные УУД: извлечение информации из прочитанного, построение логической цепи суждений,

подведение под тему урока













Регулятивные УУД выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению, способность к волевому усилию.


Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других
























Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, общение в группе, умение связно и чётко выражать свои мысли.


Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

2 мин


















2 мин



















3 мин







2 мин






















2 мин




4 мин








5 мин



Физминутка

«Дорогою добра»

Выполняют упраж-нения по образцу

в презентации.



3 мин

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи










1. Исследовательская работа с текстом

Работа по учебнику:

Подводит к точной теме урока: мы изучаем христианское отношение к миру, а значит, остановимся на отношениях христианина к понятиям добра и зла.

1. Организует знакомство

с Легендой о Петре (стр. 68-69)

Слайд 9


2. Ввод понятий

«самоотверженность», «святой».


Самоотверженность – стремление меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.


Святой – добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.



Читают тексты, осмысливают прочитанное, анализируют по предложенному плану, делают выводы.





Осмысливают понятия, записывают определения в тетрадь.






Формирование терминологических знаний.

Анализ и синтез текста, знаком-ство и работа с историческим источником –Библией.

Оформление записи понятия в тетрадь.

Использование в речи понятий и терминов






Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД выделение и осознание того, что усвоено, подлежит усвоению, волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.






5 мин




















7

Этап включения в систему знаний и повторения



Контроль усвоения нового материала

(Слайд 10)

Соедините стрелками кресты:

Христов, Петров, Андреевский.



Организует выполнение задания № 1

на стр. 69 из учебника.

Почему крест Петра отличается от креста Христова?



Выполняют задание на распознавание

крестов.





Переносят рисунок себе в тетради.

Нарисуйте кресты:

Христов, Петров, Андреевский.



Установление причинно-следственных знаний, анализ текста Библии.


Анализ

символов.


Оформление рисунков и записей в тетрадь.



Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.





2 мин


8




















Этап самостоятельной работы

с самопроверкой

по эталону

(возможно со взаимооценкой)














1. Дифференцированная самостоятельная работа

Организует работу над пословицами по карточкам (дифференцированы, текст представлен ниже):

- На парте у каждого карточка с пословицами. Выбери наиболее понятную для тебя и объясни смысл пословицы.

Регулирует защиту ответов, взаимооценку.


Пословицы:

1 вариант:

За добро не жди добра.

Жизнь дана на добрые дела.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Доброе дело без награды не остаётся.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.


Самостоятельно работают

по карточкам.


Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся.













Работа с усвоенными терминами и понятиями, пословицами.


Самостоятельное создание способов решения проблем, построение своих суждений.








Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учите-лем и сверстниками, управление поведением партнера, умение вести диалог, точно и полно выражать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

Общение в паре, в классе, учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные УУД: контроль, оценивание деятельности учащихся

Личностные УУД: личные высказывания, исходя из морального выбора.

3 мин































2 вариант:

Доброта без разума пуста.

Добрые умирают, а дела их живут.

На добрый привет – добрый и ответ.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Живи для людей, поживут люди для тебя
















































































2. Игровая мозаика

Организует игры для учащихся:


а. Игра «Вставь словечко»

… творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

… твоё им будет чудом.

…, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить … всегда спеши.

(Добро)

Учитель:

Христианин ищет радость для своего сердца, творя добро другим людям.


б. Игра «Подарок»

Каждому участнику дается по 3 листочка. На них надо написать, что хотелось бы подарить другу, группе, миру. Эти подарки могут иметь отношение к религиозной культуре. Листочки перемешиваются – каждый вынимает по 3 подарка – себе, группе, миру.



Определяют в тексте стихотворения пропущенные слова, вписывают их в лист-ки, комментируют свой выбор.











Высказывают своё отношение к получен-ным подаркам. Автор поясняет свою пози-цию – почему эти подарки представляя-ются ему крайне важными.




Построение логической цепи рассуждений













Игра позволяет обратить внима-ние на важные культурные ценности, соотнести их с человеком, группой и обществом в целом.


Личностные УУД:

Выдвижение собственных мыслей исходя из внутренней позиции, самооценка.

Регулятивные УУД: умение оформлять записи.

Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей.






Личностные УУД:

внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.







4 мин





























в. Игра «Мой девиз»


Прочитай, выбери себе понравившийся афоризм, заучи и расскажи по памяти – он пригодится в жизни!


1. Ни одного дня без доброго дела!

(Р. Баден-Поуэлл (девиз скаутов)

2. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Л. Толстой)

3. Добро существует там, где его постоянно творят. (В. Гжещик)

4. Делай добро украдкой и стыдись выставлять его напоказ. (А. Поуп)

5. Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. П. Чехов)

6. Делай добро и не жди взаимности.

(Л. С. Сухоруков)

7. Добро, доставляя удовольствие, продлевает жизнь. (Л. С. Сухоруков)

(Слайд 11)

Все ученики делятся на 3 группы, образуя круги. 1-ый ученик поворачивается обязательно лицом к другому ученику, и обмениваясь рукопо-жатием, проговарива-ет по памяти свой девиз.

Стоящие в одном кругу ученики, помогают друг другу, если кто-то забывает слова. Движение по кругу повторяется до тех пор, пока последний ученик в кругу не обменяется приветствием с первым учеником, с которого начинали

игру.






Личностные УУД:

Выбор собственных приоритетов, исходя из внутренней позиции





9

Этап рефлексии учебной деятельности

на уроке






Проводит тестирование

(Слайд 12)

Доброе дело настоящее, если делается:

  • по принципу «ты мне – я тебе» или

бескорыстно?

  • ради получения денег, славы или незаметно для других?

  • чтобы гордиться собой или не ради себя, а ради Бога?

  • потому что заставили или из любви к ближнему?


(Слайд 13)

Задает вопрос:

– С чем человек предстанет перед Господом?


(Слайд 14)

Пожелание от учителя:

Отдай миру лучшее, что есть в тебе –

и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.


Рефлексия

– Что мы сегодня повторили?

– Что узнали нового?

– Что смогли понять?

– Что поразило, удивило?

– Что понравилось?

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Повторное проговаривание терминов и понятий.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка.

Коммуникативные УУД:

Умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.

2 мин

10

Домашнее задание

Направляет на поиск информации:

1. Найдите стихи, пословицы о добре и зле.

2. Соберите материал для коллажа «Лучики доброты» (фотографии, рисунки).

2. Прочитайте притчу о царе и дикаре на стр. 69 учебника.

Записывают задание в дневник.



1 мин













Приложение


Карточки для работы в парах:



Вариант 1


Вариант 2

1.

За добро не жди добра.

1.

Доброта без разума пуста.

2.

Жизнь дана на добрые дела.

2.

Добрые умирают, а дела их живут.

3.

Тому тяжело, кто помнит зло.

3.

На добрый привет – добрый и ответ.

4.

Доброе дело без награды не остаётся.

4.

Не хвались серебром, а хвались добром.

5.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

5.

Живи для людей, поживут люди для тебя.



Вариант 1


Вариант 2

1.

За добро не жди добра.

1.

Доброта без разума пуста.

2.

Жизнь дана на добрые дела.

2.

Добрые умирают, а дела их живут.

3.

Тому тяжело, кто помнит зло.

3.

На добрый привет – добрый и ответ.

4.

Доброе дело без награды не остаётся.

4.

Не хвались серебром, а хвались добром.

5.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

5.

Живи для людей, поживут люди для тебя.



Вариант 1


Вариант 2

1.

За добро не жди добра.

1.

Доброта без разума пуста.

2.

Жизнь дана на добрые дела.

2.

Добрые умирают, а дела их живут.

3.

Тому тяжело, кто помнит зло.

3.

На добрый привет – добрый и ответ.

4.

Доброе дело без награды не остаётся.

4.

Не хвались серебром, а хвались добром.

5.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

5.

Живи для людей, поживут люди для тебя.



Вариант 1


Вариант 2

1.

За добро не жди добра.

1.

Доброта без разума пуста.

2.

Жизнь дана на добрые дела.

2.

Добрые умирают, а дела их живут.

3.

Тому тяжело, кто помнит зло.

3.

На добрый привет – добрый и ответ.

4.

Доброе дело без награды не остаётся.

4.

Не хвались серебром, а хвались добром.

5.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

5.

Живи для людей, поживут люди для тебя.

Стихи


Добро и Зло идут по жизни рядом.

Известно, что нет худа без добра.

Как хорошо, когда на смену злобе

Приходят к нам улыбка, доброта.

Когда в глазах людей, в их добром слове

Почувствуешь божественный тот свет,

То наполняешься огромным счастьем,

Способным оградить от разных бед.

О люди, улыбайтесь чаще,

Тепло души дарите каждый миг

И никогда не осушайте

Тот чистый, сказочный родник!

Александр Северный


В народе говорят, что человек,

Когда он что-то доброе свершает,

То свой земной, свой человечий век

Не менее чем на год продлевает.


А потому, чтоб жизнь не подвела

И чтоб прожить вам более столетия,

Шагайте, люди, избегая зла,

И помните, что добрые дела -

Вернейшая дорога в долголетие! Эдуард Асадов

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго – добро,

От злого – зло родится.

Добро, сколь не было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

Фаррухи


Твори добро – пусть не поймут...
Дари добро – пусть не вернётся!
Посей добро и там, и тут…
Пусть каждого оно коснётся!
Твори добро не для чего-то,
А от сердечной чистоты!
И если злом отплатит кто-то –
Пред Богом чист не он – а ты...


Добро творить спеши, мой друг,

И для друзей и для подруг,

Порою им бывает худо,

Добро твоё им будет чудом.

Добро, как Божья благодать,

Спасеньем в жизни может стать,

Друг, не жалей огня души,

Дарить добро всегда спеши.

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

Такая истина бытует:

Добра не делай – зла не будет,

С обидой в сердце трудно жить,

Добром за зло умей платить.

Тот, кто добро творить умеет,

Зла сотворить уже не смеет,

Дари, дружок, добро дари,

За все добром благодари.

А. Лопатина, М. Скребцова

Приносят счастье добрые дела,

Тот счастлив, кто не делал людям зла.

Насир Хосров


Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

Низами

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.

Татьяна Кузовлёва



Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
На свете живёшь ты не зря.

Михаил Пляцковский

Ручаюсь, ребята
Что хватит вам дел,
Творите добро,
Кто еще не успел –
Любите животных,
Людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте
Своей доброты.
Парадность, безделье –
Гоните их прочь!
Планета в беде! –
Вы должны ей помочь.
Конечно задачи
Совсем не просты,
Но в каждом сердечке
Есть луч доброты!

Добротой не гордятся,

Словно списком заслуг.

Доброта – не богатство,

А спасательный круг.

Доброта ходит тихо,

Ни о чём не крича,

Она с теми, где лихо,

Там, где гаснет свеча.

Она там, где устало

Чье-то сердце болит,

Чья-то вера пропала,

А надежда скорбит.

Доброта – не реклама,

Дивидендов не ждет.

Она просто, как мама,

И придет, и спасет.

Руку нежно положит

И заглянет в глаза.

И подняться поможет,

И минует гроза.

Где красота – там доброта.
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым,
То добротою поделись!

В. Суслов


Твори добро, чтобы любя,

Тебя добро нашло.

Зла не верши, чтобы тебя,

Не погубило зло!

Яков Быль


Песня о доброте

(Слова и музыка Татьяны Мухаметшиной,

автор из г. Балаково, Саратовской обл.)


В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.


Припев: Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!


Пусть не ставят нам в школе отметок за щедрость души,

Ты однажды возьми и добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемяще запахнет весной,

И тогда на земле станет больше улыбкой одной!


Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,

И до цели добраться, конечно, помогут друзья.

Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок доброты!



Светлана Копылова

Слова (текст) песни "Окно"


Лежали в больнице в палате одной

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой

У двери, где не было света.


Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.


С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

– Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.


По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.


И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.


Он мучился злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.


Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.


У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.


Наутро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.


Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.


Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.


– Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

– Зачем же тогда?... – тут больной прошептал.

– Да он Вас утешить старался.



Валентина Басова


Стакан молока


Мальчишка был голодный и без сил,

Давно не ел. Пришел издалека.

В дверь постучав, воды он попросил,

Но женщина выносит молока!


И тот стакан дал силы снова жить!

Поверил он – есть в мире ДОБРОТА!

Став доктором, спасал чужую жизнь,

Она у человека лишь одна!


Так и работал в клинике одной.

Ученым стал и доктором наук.

К больным спешил в короткий выходной:

"Хороший доктор!" – слышалось вокруг.


Однажды утром делал он обход.

Тут телефон призывно зазвонил:

«Больная у меня, и ждет народ,

Мне помоги!» – хирург его просил:


«Сейчас приду. Не брошу одного!"» –

И дверь открыв, больную увидал.

Вдруг встрепенулось сердце у него!

Седая вся! Но он ее узнал!


Она! Она! Да как я мог забыть

Ту, что дала когда-то молока!

Больна серьезно! Буду сам лечить,

Хотя надежда так невелика!


Он спас ей жизнь! Все силы приложил!

Живет и побеждает ДОБРОТА!

К оплате ей листочек положил:

«Не расплачусь!» – подумала она!


Но взяв листок, не верила глазам!

От слез ее вдруг поплыла строка...

«Вы не должны. За все спасибо Вам!

ОПЛАЧЕНО СТАКАНОМ МОЛОКА






В. Шебзухов


Притча о двух волках


Между Правдою и Ложью,

Ведомо лишь – Одному,

Для чего дана возможность

Сделать выбор – самому!


Индеец с внуком поделился

Старинной истиной одной.

К познаниям внучок стремился

И к мудрости, как таковой.


Поведал дед, что в человеке –

Борьба матёрых двух волков.

Один – за доброту на свете,

Другой – за царствие грехов!


Едва, на время, разбегутся,

Как вцепятся друг в друга вновь.

Один – чтоб месть подать на блюдце,

Другой – за мир и за любовь!


Внук, слушая заворожённо,

Нащупывал в сказанье толк.

Задал вопрос непринуждённо –

«Какой же побеждает волк?»


Довольствуясь таким вопросом,

И с мудрой хитростью в глазах,

(Поведал дед, видать, не просто

О двух волках), в ответ сказал:


«Уж, коль задал вопрос, так слушай:

Тому непобеждённым быть –

Лишь волки пожелают кушать,

Кого ты – выберешь кормить!»


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

17