Министерство образования, науки и молодёжной политики
Республики Коми
Государственное профессионального образовательное учреждение
«Сыктывкарский торгово-экономический колледж»
Рассмотрено на заседании МО Утверждаю:
естественнонаучных дисциплин Зам.директора
Протокол № 9 Филиппов С.В.
От 17.05.2022 __________________
Председатель ПЦК «____»________2022г
Черепянская Н.Ф.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия
по общеобразовательным дисциплинам
СТУДЕНЧЕСКИЙ БАТТЛ «ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»
Разработали:
Черепянская Н.Ф.,
Сенюкова М.Н.,
Фомина М.В.,
преподаватели естественнонаучных дисциплин
Чкадуа О.В.,
Терентьев Е.А.,
преподаватели гуманитарных дисциплин
Сыктывкар, 2022г
Содержание
Пояснительная записка 3
1. Цель и задачи конкурса 6
2. Этапы конкурса и описание заданий 8
3. Сценарий конкурса 10
4. Источники информации 15
Приложения:
Положение о конкурсе: https://disk.yandex.ru/i/BjpxNsdqEGEQXw
Конкурсные задания: https://disk.yandex.ru/d/yZOG_zglO3_Uqw
Презентация конкурса: https://disk.yandex.ru/d/7awA2AjCzzKqqA
Документация: протоколы жюри: https://disk.yandex.ru/d/tsv-CjLMVm-rVQ
Пояснительная записка
Студенческий баттл «Физики и лирики» - интеллектуальный конкурс среди обучающихся ГПОУ «Сыктывкарский торгово-экономический колледж» проводится с целью выявления уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся на основе выполнения комплексных заданий, отражающих умения студентов решать ситуационные задачи, возникающие в жизненных и профессиональных ситуациях.
Организация и разработка конкурсных заданий осуществляется в совместной деятельности преподавателями ПЦК естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Задания носят междисциплинарный характер и направлены на развитие всех аспектов функциональной грамотности.
Конкурс проводится в форме командного соревнования по дисциплинам общеобразовательного цикла и приурочен ко Дню России (12 июня) и международному Дню русского языка (6 июня).
Международное исследование PISA представляет функциональную грамотность в виде следующих составляющих:
грамотность в чтении (читательская грамотность) — способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них;
грамотность в математике (математическая грамотность) — способность человека определять и понимать роль математики в окружающем мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
грамотность в области естествознания (естественнонаучная грамотность) — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах;
финансовая грамотность подразумевает знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, возможности участия в экономической жизни;
глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового;
креативное мышление базируется на знаниях и опыте - важнейший источник развития личности обучающегося.
Актуальность данной работы вызвана требованиями современной государственной образовательной политики и проблемами формирования функциональной грамотности у обучающихся в учреждениях СПО:
низкий уровень сформированности функциональной грамотности студентов;
не достаточные знания и умения педагогов в вопросах конструирования и составления заданий для формирования функциональной грамотности;
отсутствие системы последовательного и логичного процесса формирования функциональной грамотности обучающихся.
Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Организовать творческую группу из числа преподавателей, участников республиканского конкурса «Учительский баттл по функциональной грамотности».
Провести анализ источников информации по данной проблеме.
Изучить методы и приемы составления заданий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
Составить задания на основе интеграции общеобразовательных дисциплин, направленных на формирование функциональной грамотности.
Разработать методический и дидактический материал для проведения конкурса.
Организовать и провести мероприятие.
Подготовить анализ результатов.
В образовательном процессе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром, дальнейшего образования и успешной деятельности в профессиональной сфере.
Конкурс проводится согласно разработанному Положению (Приложение 1: https://disk.yandex.ru/i/BjpxNsdqEGEQXw).
Методическая разработка содержит сценарий проведения игры, описание заданий, инструкции по выполнению, ответы и критерии оценивания.
Универсальность данной разработки позволяет на основе выработанного алгоритма составления заданий создавать базу данных для организации проведения занятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, что является важным критерием качества образования.
В содержании образования четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. Задача учебно-воспитательного процесса - делать все возможное для достижения обозначенных результатов. Внеклассное мероприятие в форме интеллектуального соревнования в непринужденной обстановке позволяет эффективнее добиться желаемых результатов.
1. Цель и задачи конкурса
Цель конкурса: выявить уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся на основе выполнения комплексных заданий, отражающих умения студентов решать ситуационные задачи, возникающие в жизненных и профессиональных ситуациях.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие развитие функциональной грамотности обучающихся на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
2. Обеспечить условия для расширения междисциплинарных связей, умения интегрировать знания и применять их для решения практико-ориентированных и ситуационных задач, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.
3. Создание оптимальных условий для вовлечения студентов и педагогов в совместную творческую деятельность и реализации интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей, формирование устойчивого познавательного интереса как к форме получения интеллектуального удовольствия.
4. Выявление, поддержка и продвижение лучших студентов в участии в мероприятиях различного уровня: предметных олимпиадах, конкурсах, учебно-исследовательских проектах.
Формируемые общие компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Участники: обучающиеся ГПОУ «СТЭК» 1- 2 курс (возраст 17-20 лет)
Форма организации мероприятия: командные соревнования
Используемая педагогическая технология – технологии развивающего обучения - интерактивные технологии с элементами кейс- технологии, фокус-групп, ТРИЗ, интегрированного обучения.
Образовательные задачи:
Создать условия для проявления предметных и метапредметных знаний и умений обучающихся.
Создать условия для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Развивающие задачи:
Создать условия для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся.
Создать условия для развития памяти, внимания, воображения.
Содействовать формированию и развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.
Воспитательные задачи:
Способствовать повышению уровня мотивации к обучению.
Способствовать развитию умений работать в команде.
Способствовать развитию личностных качеств обучающихся.
Способствовать формированию гражданско-патриотической позиции на примерах из жизни русских писателей и ученых, их произведениях, открытиях, изобретениях.
2. Этапы конкурса и описание заданий
Подготовительный этап. На данном этапе создается организационный комитет из числа преподавателей общеобразовательных дисциплин. Распределяются функции ответственных:
за подготовку заданий и критерии оценок к ним;
написания сценария конкурса;
подготовка презентаций мероприятия;
документации (заявки от команд-участников, бланки заданий, бланки ответов, коды команд, протоколы жюри, текст дипломов, сертификатов и т.п.);
подготовка актового зала;
подготовка необходимого оборудования;
подготовка волонтеров, фотографов.
Конкурсные задания на формирование и оценку функциональной грамотности студентов имеют комплексный характер, компетентностную ориентированность, контекстное содержание и дифференцированный уровень сложности.
В каждом комплексе по 3 задания по одной теме на основе интеграции гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Тема: День русского языка и День России. (Приложение 2. Конкурсные задания: https://disk.yandex.ru/d/yZOG_zglO3_Uqw).
Задание оценивается в комплексе соответственно 0,1 и 2 баллами.
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается максимально в 2 балла.
Выполнено полностью задание – 2 балла
Выполнено 50% и более – 1 балл
Выполнено менее 50 % - 0 баллов
Конкурс состоит из 9 этапов. Первые 8 этапов предполагают выполнение заданий в письменной форме. Ответы заполняются в письменном виде на специальном бланке. Время выполнения 5 минут.
Выполнение любого задания предполагает решение комплекса задач, отрабатывающих различные аспекты функциональной грамотности:
I. «Задача - Интерпретация» предполагает трактовку обучающимся информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме (текстовая, графическая, символьная информация). Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами.
II. «Задача - Сравнение» предполагает использование приема сравнения — выделения сходных и различных свойств объекта.
III. «Задача - Аналогия» направлена на получение новой информации об объекте на основании установления сходства (аналогии) некоторого малоизученного объекта, с хорошо известным объектом в форме гипотезы.
IV. «Задача - Модель» подразумевает применение приема моделирования для дальнейшего получения информации об изучаемом объекте.
V. «Задача - Поиск» предполагает поиск прообраза реального объекта или явления, иллюстрирующего некоторое свойство или отношение с другими объектами.
VI. «Задача – Структурирование» ориентирована на преобразование информации по структуре с целью получения новой информации об объекте изучения, раскрытия новых связей между элементами объекта.
VII. «Задача - Возможность»: направлена на оценивание достоверности информации — на установление истинности или ложности утверждений и существования или несуществования объектов.
VIII. «Задача Избыточность - недостаточность» предполагает умение оценивания полноты информации и предполагает использование приема сжатия и приема дополнения данных в ходе оценивания полноты информации.
IX этап – студенческий баттл, в котором соревнуются две команды «Физики» и «Лирики». - творческое задание, направленное на проявление креативного мышления и коммуникативных способностей. Каждая команда должна озвучивать свою версию ответа как продолжение на версию предыдущей команды. Жюри оценивает быстроту реакции, мышление, словарный запас, соответствие ответа заявленной теме, грамотность и оригинальность ответа, количество предложенных вариантов ответа и культуру ведения дискуссии от 0 до 5 баллов.
Завершающий этап. Экспертная комиссия подводит итоги, председатель жюри представляет краткий анализ мероприятия, озвучивает решение.
Рефлексия. Церемония награждения. Общая фотография.
3. Сценарий конкурса
Начало (Приложение 3.Презентация конкурса: https://disk.yandex.ru/d/7awA2AjCzzKqqA).
Ведущий приветствует участников конкурса.
Объявляет тему: Студенческий баттл «Физики и лирики» слайд № 1.
Из названия следует, что соревнование будет интеллектуальным и должно выявить знания и умения наших студентов не только по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам, но и способности к анализу проблем и вопросов в целом со всех точек зрения. Мероприятие приурочено к международному Дню русского языка (6 июня – день рождения А.С. Пушкина) и Дню России (12 июня), и конечно, к окончанию учебного года. Эпиграфом конкурса послужат строки А.С. Пушкина из стихотворения «О, сколько нам открытий…», которые как нельзя лучше отражают суть нашего мероприятия: слайд № 2
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
День России - один из самых молодых государственных праздников. Сначала он назывался Днем принятия декларации о государственном суверенитете России и только с 2002 года обрел свое нынешнее название. слайд № 3
Именно 12 июня 1990 года I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, в которой провозглашалось равноправие политических партий и общественных организаций, был принят принцип разделения властей, определилось верховенство Конституции и законов РСФСР на всей ее территории. Ровно через год в этот день были проведены президентские выборы, на которых в первом же туре победил Борис Ельцин, который и закрепил название (День принятия декларации о государственном суверенитете России) и статус праздника специальным указом 2 июня 1994 года. В 1995 году 12 июня прошли первые торжественные мероприятия. В 1996 году на Васильевском спуске состоялся первый грандиозный концерт, а в 1998 году президент в телеобращении к россиянам предложил называть этот праздник Днем России, что и было официально сделано в 2002 году.
Всех нас с праздником, с Днем России!
Далее, ведущий представляет команды, членов жюри, волонтеров и озвучивает правила.
Правила проведения конкурса и инструкции по выполнению заданий (слайд № 4):
Конкурс проходит в форме соревнований между командами и состоит из 9 этапов, на каждом из которых команда должна выполнить одно комплексное задание, направленное на выявление одного из аспектов функциональной грамотности.
Для выполнения заданий Конкурса каждой команде выдается специальные бланки с кодовым номером.
Вопросы задает ведущий. Вопрос сопровождается иллюстративным материалом на экране. Вопрос озвучивается ведущим с листа или с экрана. Все участники должны иметь возможность ознакомиться с ними, не покидая своих мест.
Первые 8 этапов Конкурса предполагают выполнение заданий в письменной форме и выявляют умение участников работать с различной информацией. Ответ оформляется на специальном бланке с кодом команды. На выполнение каждого задания отводится 5 минут. Готовые ответы собирает команда волонтеров и передает жюри.
Каждый этап включает в себя по 3 задания. Верно и полностью выполненное задание оценивается в 2 балла. Если задание выполнено на 50 % и более, то – 1 балл, менее 50% - 0 баллов.
Задача команды выполнить задание за отведенные 5 минут. Как вы будете это делать – решайте сами: или все задания вместе или вы разделите между собой задание на части, чтобы сэкономить время. Для принятия решений выбирайте капитана команды и ответственного секретаря, который будет записывать ответы.
Что касается 9 этапа, об этом вы узнайте непосредственно на этапе.
Участники Конкурса не вправе пользоваться телефонами, общаться между командами и свободно перемещаться по залу во время этапа конкурса.
Обращение к жюри: просим вас ответственно отнестись к оцениванию заданий, обязательно подписать свой протокол, сохранить все ответы и передать председателю, т.к. только он знает коды команд и после совместного подведения итогов, составит рейтинг участников.
Кроме того, все организаторы и эксперты будут приглашены для обсуждения итогов с целью анализа мероприятия.
Продолжительность мероприятия 60 минут.
Итак, начинаем! Всем хорошего настроения и удачи!
Ход мероприятия
№ этапа | Содержание | Время |
1 Слайд № 5 | От чего так в России берёзы шумят Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки Содержательная принадлежность –литература, биология Берёза во все времена — это олицетворение красоты, целомудрия, чистоты. Берёза – самое «русское» дерево. С давних пор берёза пользуется на Руси особым почётом и уважением. Связано это не только с тем, что белоствольная лесная красавица стала своеобразным символом весны, света, любви к родине, но и с её многочисленными полезными свойствами. Не случайно берёзу называют деревом жизни и здоровья. Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях, в стихах, в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу. Что вы знайте о свойствах березы? Или узнайте из текстов стихов, загадок, рассказов… | 5 мин |
2 Слайд № 6 | Заимствованные слова Контекст – общественные контексты. Содержательная принадлежность –языкознание Для развития языка характерен процесс заимствования слов из других языков. Процесс заимствования слов – естественный и необходимый процесс языкового развития, процесс неизбежный, так как обусловлен торговыми, научными, культурными контактами между народами. Дайте толкование заимствованным словам из иностранных языков. | 5 мин |
3 Слайд № 7 | Ударим по бездорожью автопробегом! Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки: опасности и риски. Содержательная принадлежность – физика, литература. Пословицы и поговорки признаны поучать и советовать. Но не все понимают их смысл. Высокий авторитет пословиц объясняется их познавательной и художественной ценностью, ибо в пословичных суждениях отражаются художественный, общественный и житейский опыт многих поколений, их мировоззрение, нравственные и эстетические идеалы, характер оценки жизненных явлений, поведенческих норм людей. Попробуйте проанализировать житейский и физический смысл русских пословиц и поговорок. | 5 мин |
4 Слайд № 8 | Писатели о русской природе Контекст –окружающая среда, пространство и формы. Содержательная принадлежность – математика, литература. Из предложенного текста не только узнайте русских писателей, замечательно описывающих природу, но и попробуйте решить математическую задачу. | 5 мин |
5 Слайд № 9 | Рассказ о страстной любви Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки, природные ресурсы. Содержательная принадлежность –химия, русские свадебные традиции У истории будет счастливый финал — образование крепкой семьи. В рамках этого повествования мы побываем на свадьбе, будем наблюдать встречу и развитие отношений между натрием и хлором — двумя влюбленными с очень непростыми характерами. В химии всё, как в жизни людей: встречи, расставания, воссоединения. В русских традициях у родственников невесты принято все до свадьбы узнавать о женихе, а у жениха – у невесты. Представьте себе: вокруг цветы, музыка. Мы присутствуем на брачной церемонии: соединить свои судьбы решили натрий и хлор. | 5 мин |
6 Слайд № 10 | Средний рост русских классиков Контекст – научный: неопределенность и данные Содержательная принадлежность – математическая статистика и литература Про русских писателей мы знаем многое из уроков литературы, а сейчас еще узнаем средний рост наших известных писателей- классиков. | 5 мин |
7 Слайд № 11 | Числа правят миром Контекст – особенности и элементы окружающей обстановки, личный контекст. Содержательная принадлежность – математика, русский язык. Мы, конечно, не первые, кто заметил, что числа окружают нас. Еще наши предки обратили на это внимание и сохранили свои наблюдения в виде устойчивых изречений, которые мы передаём из поколения в поколение и употребляем в определённых ситуациях. Как хорошо вы знаете эти изречения, в которых используются имена числительные? | 5 мин |
8 Слайд № 12 | Социологический опрос Контекст –общественные контексты, изменения и зависимости. Содержательная принадлежность –обществознание и математика. В мае 2019 года социологической службой проведён опрос с целью выявления общественного мнения по вопросам школьного образования. В частности, был задан вопрос: «Как Вы считаете, преподаванию каких школьных предметов сейчас следовало бы уделить наибольшее внимание?» В целом необходимо определить тенденции развития современного образования по данным соцопроса. | 5 мин |
9 Слайд № 13 | Студенческий баттл «Физики» и «Лирики» Творческий конкурс на коммуникации, смекалку, эрудицию Условия: команды по очереди называют свой вариант. Повторятся нельзя. На счет ведущего раз, два, три…если ответа не будет, то выигрывает та команда, которая называла ответ последней. Команда «Физики» называет русских ученых, изобретателей, конструкторов и т.п Команда «Лирики» называет русских писателей и поэтов | 5 мин |
10 Презентация ответы | Подведение итогов Пока жюри подводит итоги, прокомментируем некоторые вопросы по заданиям. | 5 мин |
слайд Таблица результатов | Рефлексия Слово председателю жюри Награждение! Общее фото! | 2-3 мин |
4. Источники информации
Нормативно-правовые документы
ФГОС СПО [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://fgos.ru/
Приказ Министерства просвещения РФ от 17 мая 2021 г. № 253 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал Гарант.Ру // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402513206/
Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 "О направлении материалов» КРИТЕРИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ПЛАНОВ (РЕГИОНАЛЬНЫХ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМОДИАГНОСТИКИ) [Электронный ресурс] Информационно-правовой портал КонсультантПлюс// URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=790398#T2iBS5TOYz00Y0Hk
Литература
Алексашина И. Ю., Абдулаева О. А., Киселев Ю. П. /Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно- методическое пособие И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО).
Блинов В.И., Рыкова Е.А., Сергеев И.С. Концепция формирования функциональной грамотности студентов среднего профессионального образования/ научная статья В.И. Блинов, д.п.н, Е.А.Рыкова, д.п.н, И.С. Сергеев, д.п.н/ [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya
Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач/ [Электронный ресурс] Российская Государственная Библиотека // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006924316
Дубенский Ю.П. «Методический конструктор ситуаций обучения решению задач по физике»: статья Ю.П. Дубенский, д.п.н, профессор [Электронный ресурс] // КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiy-konstruktor-situatsiy-obucheniya-resheniyu-zadach-po-fizike
Камзеева Е. «Функциональная грамотность школьников – важный показатель качества образования» [Электронный ресурс] // URL: https://mcko.ru/articles/2264
Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: История, теория, методика /Учеб. пособие для учителей и студентов пед. вузов и колледжей [Электронный ресурс] Российская Государственная Библиотека // URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000744778
Результаты всероссийского исследования программы «Я Учитель» [Электронный ресурс] // URL: https://yandex.ru/promo/education/articles/kompetencii-uchitelej-issledovanie- yandeksa
14