Из опыта объединения «Ступени здоровья» педагога Каштановой А.П.
Слайд 1
Актуальность. Сегодня в нашем обществе не решена проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и оказания родителям индивидуально- психолого-педагогической помощи в разработке и осуществлении образовательно-развивающего направления их детей . На сегодняшний день помощь этой категории детей оказывают отдел социальной защиты, медицинские учреждения., собес. Данная группа детей не чувствует себя полноценными членами общества, пополняя список групп риска в силу неразвитости способностей. Начиная с раннего детства, ребенка-инвалида надо приспосабливать к выполнению действий,которые позволяют ему существовать независимо. Большинство детей с отклонениями в здоровье ведут замкнутый образ жизни. Социально-психологические границы пространства таких детей ограничиваются стенами школы и дома. Важно научить таких детей здоровому образу жизни, научить общаться, подготовить детей к взрослой жизни. У детей – инвалидов, не занимающихся дополнительным образованием, не происходит наработки жизненных навыков, которые позволили бы ему существовать со своими особенностями. Как правило, эти дети воспитываются в условиях повышенной опеки и низкой требовательности.Многие не имеют базовых навыков по личной гигиене. Осознание зависимости от здоровых людей способствует формированию иждевенчества. В учреждениях допобразования ребенок учится преодолевать многие трудности и испытывает удовлетворение от сознания того, что он преодолевает их. Хотелось бы,чтобы каждый ребенок прошел обучение в системе дополнительного образования по программе реабилитации. Работа по программе дает возможность для каждого обучающегося достичь лично значимого результата. Занятия с детьми проводится индивидуально. Вовлечение детей с ограниченными возможностями в сферу новых знаний, интересов, отношений побуждает их к критическому самоанализу, а далее самовоспитанию. Все это позволяет ребенку осознать свое место в жизни, найти свое призвание, обдумать свои действия и поступки, подготовить основу социальной реабилитации.
Слайд 2
Основная цель программы – формирование у детей с ограниченными физическими возможностями представлений о здоровье и здоровом образе жизни, овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему.
Слайд3
Задачи программы:
-Социализация личности обучающегося- естественное преодоление психологических барьеров, толерантность, общение и активная созидательная жизнь, развитие культурного уровня;
-Воспитательные- воспитание нравственных, эстетических и ценных личностных качеств: трудолюбия, организованности, самостоятельности, инициативы и упорства в достижении цели, ответственности , терпения, практических нгавыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Развивающие- формирование укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.
-Коррекционные- социальная адаптация и реабилитация детей посредством занятий физической культурой и созданием среды комфортного педагогического общения.
-Оздоровительные- повышение работоспособности ребенка, укрепление его психического и физического здоровья, закрепление некоторых оздоровительных упражнений, положительной эмоциональной установки.
Слайд 5
Содержание программы:
Фитболгимнастика - из-за шаровидной формы фитбола ладонь имеет наибольшую поверхность соприкосновения с его поверхностью, шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам и в результате совместная работа двигательного, вестибюлярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются в работу при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. Вибрация, сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией. Упражнения на фитболе очень хорошо развивают координацию движений, равновесие, устойчивость, вестибюлярный аппарат.Занятия на фитболе предусмотрены для всех детей-инвалидов объединения.
Коррегирующая гимнастика-у многих детей объединения кроме основного заболевания, много сопутствующих заболеваний поэтому применяем и коррегирующие упражнения направленную на исправление сформировавшихся отклонений.
Восточные гимнастики- данные виды гимнастик , например цигун, до-ин, направлены впервую очередь на профилактику различных заболеваний, и в зависимости от заболевания, направлена на росстановление здоровья , укрепление и тонизирование мышечной системы, увеличение подвижности опорно-двигательного аппарата. Занятия с детьми строится с учетом анатомо - физиологических особенностей детского организма. Акцент делается на мягкость выполнения ФУ, правильную осанку, для поднятия интереса у детей занятия часто проводим в форме игр.
Аромотерапия- аромотерапия нормализует психическое состояние человека, улучшает циркуляцию крови и лимфатической жидкости, уравновешивает процессы, протекающие в организме и повышает его сопротивляемость к вредным внешним воздействиям. Одним из самых простых методов аромотерапии и которые мы применяем - это аромопалочки и аромолампы.
Музтерапия-музыкальные произведения имеют сложную волновую природу затрагивающие различные анализаторные системы. Возникающие реакции слуховой адаптации влияют на психоэмоциональное состояние человека, и при это приводит к определенным гормональным и биохимическим изменениям, которые начинают оказывать влияние на работу организма и активизирует работу мозга. Так на занятиях применяю классическую музыку в обработке для детей, а чаще звуки природы.
Аутотренинг и психогимнастика- нами проводятся игры , упражнения на развитие эмоциональной сферы, тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний.
Пропаганда ЗОЖ- На занятиях в доступной форме объясняем детям о гигиене и здоровом образе жизни, для осмысления отношения к своему здоровью, чтобы выработать потребность в регулярных занятиях в дальнейшем.
Су-джок массаж по системе соответствия- на каждом занятии все дети получают, согласно своему заболеванию, массаж по суджок, который проводится по системе соответствия при исследовании поверхности кистей и стоп. Болезненные зоны и уплотнения, твердые участки мышц хорошо разминаю до появления тепла, исчезновении спазма и боли. Массаж по суджок занимает немного времени, а польза от него просто неоценима.
В ОБЪЕДИНЕНИИ СТУПЕНИ здоровья занимаются дети с разными заболеваниями, слабовидящие и слабослышащие, ДЦП, психическими заболеваниями, сколиозом, врожденной кривошеей, агенезией бедра. Как правило, у таких детей много сопутствующих отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки,плоскостопие, ЗПР, проблемы желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и другие.
Слайд 6
Например, Шестаков Дима, 2006г рождения, диагноз Прадера Вилле. Дима занимается у нас 2 года. За это время видны результаты улучшения его здоровья и психического развития. Смена обстановки и общение с детьми приносит огромную радость для ребенка. Дима почти не может говорить. Но в этом году его отдали в коррекционную школу и совместная работа с педагогами школы и логопедом дает положительные результаты. Дима выучил много новых слогов, стал усидчевее, с интересом занимается и физическими упражнениями по сравнению с прошлым годом.
Слайд 7
Особое внимание уделяем развитию мелкой моторики: это различные игры и упражнения для пальцев рук и кистей, работа с природным материалом( камнями, шишками, песком и.Д), катаем шарики из салфеток и мастерим несложные картины. Для снятия эмоционального напряжения используем такие упражнения как «кулачки», «веер» и другие, упражнения обязательно должны быть с речетивом.
Слайд 8
Для общего массажа используем сухой бассейн с пластмассовыми шарами.
Слайд 9
Хорошо идет работа с мягкими модулями, из которых Дима строит разные фигуры.
Слайд 10
Очень нравится Диме заниматься на фитболе. Он неплохо держится на мяче и самостоятельно делает несложные упражнения.
Занятия сопровождаются музыкальным фоном со звуками природы. Используем арттерапию. Все это снимает не только нервно-психическое напряжение, но и приносит ребенку эстетические радости, создает положительную энергетику, которая благотворно влияет на здоровье и формирование личных качеств. Для общего массажа используем сухой бассейн с пластмассовыми шариками, где все дети с удовольствием отдыхают и играют.
Слайд11
Дима Батуев 1999 года, врожденная кривошея и сколиоз 2 степени. Дима 2 года занимается в группе с детьми с ослабленным здоровьем.
Слайд12
В его программу входят фитболгимнастика, общеразвивающие ФУ, коррегирующие, упражнения для укрепления плечевого пояса с гантелями. 3 раза в неделю Дима занимается плаванием.Он участвут во всех спортивных мероприятих комплекса «Факел» и школы где учится, принимает активное участие в олимпиадах. Он преодолел все психологические комплексы, спортивно настроен и очень хочет посоревноваться с себе равными.
Слайд13
Садовников Андрей1997г, диагноз ДЦП. Андрей также занимается 2 года, обучается в коррекционной школе (обучение на дому). Андрей очень любит общаться, дома ему скучно и мама его с удовольствием приводит к нам на занятия. Андрей пока не может ходить, но очень старается и упорно занимается. С Андреем проводим пассивную гимнастику и все выше перечисленные методы реабилитации согласно программе.
Слайд14
В Суджок - терапии применяем магнитные звездочки. Особенно эффективно это для стимуляции глубоких точек соответствия. В результате применения этого метода улучшается как физическое так и психоэмоциональное состояние ребенка.
Слайд15
Гончарова Даша, 1999г, атрофия зрительного нерва. Даша занимается 2 года, обучение индивидуальное. С Дашей занимаемся также по программе.
Слайд16
Включаем работу с мозаикой, занятия на фитболе,
Слайд17
Суджок-семянотерапия : на зону соответствия прикладываем зерно гречихи.
Слайд18
Индивидуализация обучения предполагает организацию индивидуального процесса, при котором педагог взаимодействует с детьми- инвалидами по индивидуальной программе, учитывая их физиологические, психологические и личностные особенности. Это позволяет создать оптимальные условия для развития каждого ребенка независимо от уровня его физических возможностей и предоставить полную свободу в выборе образовательной области, темы. При составлении индивидуальной образовательной программы ребенка используем следующие методы и приемы: беседа с родителями, изучение документов, личных дел, знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка, изучение социума ребенка, диагностические исследования: изучение эмоционально- личностных особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближнего развития.
Слайд19
Данные занятия с детьми - инвалидами просто необходимы, так как не везде есть реабилитационные центры. Программа «Ступени здоровья» способствует развитию коммуникативных навыков, физическому и нравственному совершенствованию воспитанников, созданию социокультурной среды общения. В учреждениях дополнительного образования с этой задачей неплохо справяться специалисты по адаптивной физической культре, которых сейчас готовят у нас в России, но проблема с трудоустройством данных кадров пока не решена.