СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Су-джок технология в образовательном процессе логопедической группы ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Су-джок технология в образовательном процессе логопедической группы ДОУ»

Егорова Вероника Владиславовна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад №33 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями, эмоциональное благополучие - являются основными целями образовательного процесса.

В дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей.

Задачи физического воспитания многогранны и направлены на развитие пропорционального телосложения, хорошей физической и умственной работоспособности, развитым движениям и физическим качествам, правильной осанке, соблюдению режима, укреплению здоровья.

Для успешного решения всех задач необходимо использование всего комплекса средств физического воспитания. Большое значение имеют средства воспитания, обеспечивающие оздоровление и закаливание организма, своевременное развитие движений и двигательных навыков, совершенствование физиологических функций, в особенности функций сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Технологии воспитания культуры здоровья детей-дошкольников – это совокупность методов обработки, представления и изменения учебной информации, а также способов воздействия педагога на детей в образовательном процессе с использованием различных информационных и технических средств, направленных на создание, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса (детей, педагогов, родителей), воспитание валеологической культуры. Инструментом воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста выступают различные здоровьесберегающие технологии. Таким образом, приоритетной задачей педагога является отбор и применение оптимальных методик и средств обучения с учетом программы, тематических материалов для осуществления здоровьеберегающих мероприятий.

Важно отметить, что дошкольный возраст является наиболее ценным периодом жизнедеятельности, в котором происходит укрепление и сохранение здоровья детей, что так необходимо для успешной жизни в будущем. Необходимо также выделить, что в процессе работы над воспитанием культуры здоровья у детей дошкольного возраста, направленность педагогического воздействия осуществляется в значительной мере не только на проведение мероприятий по обогащению здорового духа дошкольников, но и на формирование ценностного отношения к своему здоровью – прививание самостоятельности в решении задач здорового образа жизни и безопасного поведения, умение оказания самопомощи и/или помощи как базовой медицинской, так и психологической.

Виды здоровьесберегающих технологий определяются целями и характером решаемых задач, а также средств здоровьесбережения, применяемых субъектами педагогической деятельности.



Таблица 1 – Классификация видов здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

№ п/п

Вид здоровьесберегающей технологии

Характеристика

Пример

1

Медико-профилактические технологии

Обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с применением медицинских средств.

  • Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

  • организация профилактических мероприятий в детском саду

2

Физкультурно -оздоровительные

Направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры. Стоит отметить, что реализация данных технологий осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы

  • Закаливание;

  • дыхательная гимнастика;

  • массаж и самомассаж;

  • профилактика плоскостопия;

  • формирование правильной осанки

3

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ 

Направлены на воспитание валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Технологии личностно-ориентированного воспитания

4

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Обеспечивают психическое и социальное здоровье

Технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ

5

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования 

Направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.


Векторами технологий воспитания культуры здоровья детей дошкольного возраста являются: направленность педагогического воздействия (образовательного процесса) на физическое развитие, валеологическое образование детей; осуществление оздоровительных комплексов мероприятий в течение дня с учетом времени года; формирование оптимальной атмосферы пребывания детей в ДОУ; разработка консультативных мероприятий для взаимодействия с семьями.

Что касается педагогического опыта работы воспитателя, необходимо отметить тенденцию увеличения количества детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР (дизартрия, заикание, моторные и сенсорные алалии), требующих особого внимания к воспитанию культуры здоровья, так как в данном случае требуется не только коррекционная работа с речевым аппаратом, но и комплексная оздоровительная коррекционная работа, включающая в себя работу с общей и мелкой моторикой, мышечной релаксацией, проведение физкультминуток и дыхательных гимнастик и прочее. Авторы коррекционных методик для детей с нарушениями речи отмечают важность развития физиологического и речевого дыхания, которое у вышеупомянутых детей нарушено. В связи с этим раскрывается актуальность использования в личной педагогической деятельности на базе логопедической группы здоровьесберегающих технологий, направленных на оптимизацию процесса коррекции речи, включению в процесс сохранных и активизацию нарушенных психических функций.

Так, в процессе педагогического опыта уделяется внимание применению элементов су-джок терапии, которая дает возможность на основе сотрудничества между сверстниками и взрослыми развивать ряд способностей. Значение су-джок трактуется с китайского так: «су» - «кисть», «джок» - «стопа». Как на кистях, так и стопах человека располагаются биоактивные точки, соответствующие определенным органам тела человека. Воздействие на эти точки способствует поддержанию здоровья, а также развитию речи, внимания, восприятия, мышления, памяти, физического и художественно-эстетического развития детей – то, что более всего необходимо для комплексной коррекционно-оздоровительной работы с детьми в логопедической группе. Стоит отметить, что воздействие на биоактивные точки осуществляется с помощью массажных шариков су-джок, которые используются в процессе проведения различных упражнений в игровой форме, помогают развивать мелкую моторику, укреплять глазные мышцы, снять психическое и физическое напряжение. Многократное повторение рифмованных текстов в соответствии с упражнениями (шарики су-джок) благоприятно сказывается на развитии артикуляционного аппарата за счёт того, что речевые центры головного мозга активно стимулируются воздействием су-джок на ладонь или стопу ребенка. Стихотворная форма имеет свой соответствующий ритм, обеспечивая координацию речи ребенка с движениями. К достоинству технологии су-джок можно отнести практическое отсутствие противопоказаний, а также ее доступность и достаточную простоту в организации (можно работать как индивидуально, так и с группой детей).

Стоит также отметить из педагогического опыта летний оздоровительный период в ДОУ – данный период предоставляет большое количество возможностей для проведения здоровьесберегающих мероприятий, а именно процедур закаливания.

  • Босохождение по траве, мокрому песку, неровной земле. Проводится это на прогулке, при установившейся теплой погоде (температура воздуха +22 °С и выше). Время процедуры от 10 мин и больше. Начинается процедура с пробежки. Длительность 1—3 мин. Движения должны быть непрерывными. После процедуры дети обуваются в сухую обувь и ходят еще 5—10 мин.

  • Световоздушные ванны. Проводятся начиная с 5 мин и постепенно доводя до 30—40 мин:

    • общие на открытом воздухе;

    • местные в различных режимных моментах

Общие световоздушные ванны начинают в кружевной тени деревьев: при температуре плюс +20—22 °С для детей младшего и среднего возраста.

Показания: световоздушные ванны могут принимать практически здоровые и ослабленные дети после перенесенных заболеваний. Детям с задержкой роста и развития прием световоздушных ванн показаны особо.

  • Обливание ног водой.

Проводится ежедневно после прогулки. Начинают с t воды +280 – + 300С, снижая каждые 3 дня на 10 и доводят до +180С – для младшего, среднего возраста, и +160С – для старшего возраста. Ноги (верхняя треть) обливаются водой, но не вытираются. Дети доходят до кровати, машут ногами до высыхания, делают массажные движения: массаж одной ноги при помощи другой.

Подводя итог, необходимо отметить, что технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста занимают важнейшую часть педагогического воздействия и взаимодействия с детьми. Важность внедрения данных технологий в деятельность детского образовательного учреждения заключается, в первую очередь, в необходимости воспитания потребности у детей в здоровом образе жизни, формировании физических умений и навыков, активизации самостоятельных усилий для поддержания здорового духа, самостоятельности в решении задач здорового образа жизни и безопасного поведения. При этом в процессе получения опыта работы воспитателя, отмечается приоритетность использования здоровьесберегающих технологий в процессе работы с детьми, имеющими нарушение речи – таким детям необходим комплексный подход в коррекции и оздоровлении для достижения максимально эффективной результативности не только со стороны педагога-логопеда, но и со стороны воспитателей, родителей.