Конспект урока литературы
в 11 классе КГУ СШ № 5
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Карпова Н.М.
Тема урока - семинара:
«Судьба и трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Эпиграф урока: Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени.
Е.Тамарченко – исследователь.
Цели урока:
обучающая – помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения (эпопеи), выделяя главную сюжетную линию через использование ИКТ;
развивающая – развитие навыка самостоятельного изучения программного материала; монологической речи учащихся, памяти, выразительного чтения и развитие читательского интереса.
воспитывающая – воспитание нравственной личности, способной вдумчиво оценивать свои поступки, формирование современного читателя, и его потребности в общении с искусством.
Условия урока – семинара:
говорить без бумажки;
анализировать эпизоды через внутренние монологи героя;
составить характеристику главного героя романа;
ответить на вопрос «Что делает с человеком война?»
определить истоки трагедии главного героя;
сопоставить ситуации испытания героя войной и любовью;
обобщить финал романа.
Класс делится на три группы
Первая – рассуждения о войне.
Вторая – рассказы о любви.
Третья – группа арбитров, наблюдателей.
Вопросы урока- семинара:
Что мы узнаем из романа о мирной, спокойной жизни в казачьей станице?
Что делает с человеком война, и какие эпизоды романа помогают осмыслить «чудовищную нелепицу войны»?
Как можно объяснить, что в душе Григория Мелехова уживаются две столь разные любви: к Натальи и Аксиньи?
В чем истоки трагедии Григория Мелехова?
Кто виноват в том, что Григорий Мелехов – колеблющейся казак не может сделать выбор в жизни?
План – схема «Повороты судьбы Григория Мелехова»
Л
юбовь к Аксиньи Женитьба на Натальи
В
оинская служба Убийство австрийца
Р
анение и «Георгиевский орден» «Тяжелая наука войны»
Р
асстрел отряда Подтелкова Участие в восстании
С
мерть Натальи Служба в Красной Армии
М
ечта о мирном труде В банде Фомина
Г
ибель Аксиньи Возвращение к родному дому
План к характеристике главного героя
Описание внешности (портрет).
Общественное положение героя (социальная характеристика).
Основные черты характера героя.
Поступки и поведение героя.
Отношения героя с другими персонажами романа.
Речевая характеристика героя.
Психологический портрет (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя).
Замечания автора о герое.
Мое отношение к герою.
Работа над теорией литературы:
Катарсис – (с греческого) очищение
термин введен Аристотелем, означает очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии;
душевная разрядка, испытываемая в процессе сопереживания, сочувствия.
Вступительное слово учителя:
По языку сердечности, человечности, пластичности – произведение «Тихий Дон» общерусское, национальное. Словно сама жизнь говорит со страниц романа. Запахи степи, свежесть вольного ветра, зной и стужа, живая речь людей – все сливается в раздольную, неповторимую мелодию, поражающую трагической красотой и подлинностью. Разве можно забыть мятущегося в поисках правды Григория Мелехова? Его мучительный путь в пламени гражданской войны, его пронзительную, незабываемую любовь к Аксиньи, все изломы этой тяжелой и такой прекрасной судьбы… Так написано в аннотации к роману «Тихий Дон».
Слово предоставляется первой группе – арбитры.
Что определяло духовное начало казачьей станицы?
Что ценил превыше всего Григорий Мелехов в жизни?
Какие главные слова характеризуют мирную жизнь станичников?
Обобщение учителя: Хорошо известно из классической литературы, что писатели проводят своих героев через испытания. И наш герой - Григорий Мелехов не исключение. Война для него это жестокое, противоестественное человеческому существу явление. Что же принесла война Григорию Мелехову? Как психологически его изменила?
Слово предоставляется второй группе – «Война в жизни Григория Мелехова»
Просмотр эпизода. «Убийство австрийца»
Что испытывает Григорий Мелехов, убив австрийца?
Почему так тяжело он переживает это убийство?
Просмотр эпизода: «Расстрел отряда Подтелкова.
Какие мысли и чувства испытывает Григорий Мелехов?
Почему Шолохов осуждает войну в этом эпизоде?
Выразительное чтение ученицы эпизод «Утопление винтовки»
Обобщение учителя: Григорий Мелехов совершает такой бессмысленный , но человеческий поступок – бросает в Дон оружие, патроны и вытирает о полы шинели свои руки. Это говорит о его брезгливом отношении к войне и о том, что его руки в крови от жесткой бойни. А также характеризует его душевный надлом. Он как бы хочет очисться от грязи войны.
Вторая группа на интерактивной доске делает обобщение – вывод в форме кластера.
Слово учителя: На первый взгляд кажется, что Шолохов, верный традициям классической литературы, в центр романа ставит любовный треугольник, и разрешает своему герою проявлять себя в этом чувстве.
Слово предоставляется третьей группе – «Размышление о любви героя»
Доклад-сообщение ученицы о том, как герой проходит испытания любовью.
Просмотр эпизода «Смерть Натальи»
Выразительное чтение отрывка «Возвращение героя домой».
Третья группа на интерактивной доске делает обобщение – вывод в форме кластера
ЛЮБОВЬ
разрушение семьи
страдания
гибель жены
смерть ребенка
несчастье детям
гибель возлюбленной
одиночество
Ответ на вопрос «Так в чем же истоки трагедии Григория Мелехова?» (учащиеся зачитывают тезисы, записи-характеристику Григория Мелехова).
Так, отрицательный или положительный герой Григорий Мелехов?
Мы ему сочувствуем или осуждаем?
Первая группа - арбитры после просмотра финальной сцены делают обобщения и выводы.
Выводы учителя: В трагедии Григория Мелехова лежит неразрешенный конфликт личности и эпохи. Роман Шолохова подводит нас к выводу о том, что эпоха тоже ответственна перед личностью. По-настоящему цельная личность заранее обречена на трагедию, потому что для нее невозможен выбор, диктуемый эпохой.
Итоги урока – семинара подводят арбитры.
Как отвечали учащиеся?
Выразительно ли читали тексты?
Достоинства и недостатки выступлений.
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Закончить характеристику Григория Мелехова, прочитать страницы учебника
Задания на выбор:
Написать эссе «Григорий Мелехов в поисках смысла жизни»
Выучить близко к тексту одну из пейзажных зарисовок из части шестой, главы - 1,2.