СУИЦИД-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА
Мелентьева Л.Н.
МБДОУ «Плешановский детский сад №1»
(Россия, Оренбургская область, Красногвардейский район, с. Плешаново)
Суицид - социальная проблема общества, это вечная проблема человечества, поскольку существует это явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают исследователи, явление сугубо антропологическое. Многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. Человек не хочет умирать, в его сути биологически заложено изначально - выжить и избежать ситуаций ведущих к смерти. А вот если человек смирился с мыслью о смерти, и анализирует её в своей голове, то это уже пугает и настораживает. Особенно если это касается детей. На мой взгляд, эта тема сугубо связана с темой социальных рисков в сфере детства. На неё стоит обратить внимание как на социальную проблему всего общества в целом.
В настоящее время самоубийство — не такой редкий случай в нашей жизни, оно давно и прочно занимает место среди явлений демографического ряда, но вот, проблема поиска оптимальных форм поведения человека, проблема суицида — это уже детище XX столетия.
К сожалению, трудно принять статистику, но по данным ВОЗ в мире каждые 40 секунд происходит самоубийство, это говорит о том, что проблема суицида с каждым годом растёт, и это пугает меня не только как специалиста, работающего с детьми, но и как маму.
Очень часто я слышу фразу при обсуждении этой темы: «Я не понимаю, как можно было решиться на такой поступок?». Так вот одной из причин суицидов среди детей, на мой взгляд, это глубокое чувство непонимания и одиночества ребенка. Предотвратить попытку суицида среди детей-можно! Если вовремя обратить внимание на ряд характерных признаков:
дети прямо или косвенно намекают о своем намерении («лучше бы мне умереть», «я больше не буду ни для кого проблемой»);
проявляют нездоровую заинтересованность вопросами смерти;
начинают раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость;
могут демонстрировать радикальные перемены в поведении;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Так же, по моим наблюдениям, ребенок может решиться на самоубийство если:
Он социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
Живет в нестабильном окружении (кризис в семье, алкоголизм среди родных, личная или семейная проблема);
Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
Предпринимал раньше попытки суицида.
Имеет склонность к самоубийству в последствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует всех. Но однозначного ответа на него дать невозможно.
Одна из причин кроется в семье и специфическом представлении некоторых родителей о «правильном» воспитательном процессе.
Что же происходит с родителями, какие отношения могут быть в семье, если их собственный ребенок не может им доверять? Отчего они были так глухи, что ребенку пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной непогрешимости и правоты делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Опыт показывает, что суицид чаще случается в тех семьях, где господствует авторитарный стиль воспитания. В таких семьях можно часто услышать: «я не желаю ничего слышать», «твое мнение меня не интересует». А вместо понимания и сочувствия дети слышат упрёки: «мне бы твои проблемы». Хотя, упрекая ребенка, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно «убить».
Нам взрослым следует понимать: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, выслушать позицию ребенка. Ведь наша задача по сути– не доказать свою правоту или авторитет, а оградить чадо от беды. В состоянии аффекта дети тоже могут быть крайне импульсивны и агрессивны. Поэтому любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, острые предметы – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то наблюдается психологически неблагополучная картина. Это может быть связано с внутрисемейной атмосферой. Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением.
Поэтому, я считаю, что у ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы».
Конечно, трудности в отношениях с родителями – не единственный фактор, который может довести ребенка до самоубийства. Эксперты поясняют: «ребенок может воспринимать смерть как что-то обратимое, как некий эксперимент». Во многом этому способствуют компьютерные игры, где у героя много жизней, и если он "погиб", то всегда можно его "оживить". И сделав шаг из окна, жизнь пойдет на перезагрузку, и все проблемы решатся сами собой.
Поэтому еще одной причиной самоубийства среди детей высокая доступность и низкий контроль за жизнью детей в виртуальном пространстве сети Интернета. При этом, как отмечает главный психиатр Минздравсоцразвития Зураб Кекелидзе : «Радикальные меры здесь не помогут». Отключить ребенку Интернет и лишить его современного источника информации не стоит. Нужно контролировать, чем занимается ребенок в Сети. По сути сегодняшние самоубийцы – первое поколение детей, выросшее на виртуальном общении. Психологи зачастую называют их «потерянным поколением», так как многие дети практически лишены родительского внимания, поэтому они ищут поддержки извне.
За последние годы было закрыто порядка 20 сайтов и групп в социальных сетях, которые представляли собой эдакие "клубы самоубийц". Но они появляются гораздо чаще, прежде чем их закрыть. Информацию на эту тему найти достаточно легко и просто, вопрос в другом, как Ваш ребенок будет подготовлен к ней.
Еще причиной высокого уровня суицидов в стране, на мой взгляд, является моральное “одичание” общества, потеря нравственных ориентиров, утрата смысла жизни. Смыслом жизни провозглашается покупка квартиры, машины, одежды отсутствие коммуникативных навыков у современных детей и подростков. В настоящее время происходит явное и значительное снижение интеллекта у подрастающего поколения. Молодежь не умеет самостоятельно мыслить, она зомбирована передачами, примитивным кино, отупляющими компьютерными игрушками. Поэтому решение сложных задач, которые встают перед каждым человеком, в силу их ограниченных возможностей, исключается. Невозможность достижения целей заставляет молодого человека искать легких и простых способов решения возникшей проблемы.
Таким образом, суицид – это поступок! Детский крик души, который не был вовремя услышан нами взрослыми! Это большая социальная проблема общества! Поэтому любите своих детей, цените и будьте внимательными по отношению к ним.
Литература
1. Волков Ю. Г, Добреньков В. И, Кадария Ф. Д, Савченко И. П, Шаповалов В. А. Социология молодежи / Под ред. Волкова Ю. Г. Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. C. 576.
2. Мелихов А. Выход не здесь! // Учительская газета. 2005. - № 43. С. 20.
3. Мелихов А. Мелкие делишки или общее дело? // Учительская газета. 2005. - № 22. С. 21.
4. Мелихов А. Мышь черная, белая... или. Профилактика самоубийства // Учительская газета. 2005.- № 23. С. 23.
5. Орлова И.Б. Самоубийство — явление социальное // Социологические исследования. – 2002. - № 8. С. 69—72.
6. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994.- № 1. С. 128—130.