СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суховирская Кристина Игоревна "Личностно-ориентированный подход как основа формирования умений иноязычной письменной речи у учащихся старших классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Определы теоретико-методологические основы формирования умений иноязычной письменной речи у учащихся старших классов на основе личностно-ориентированного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Суховирская Кристина Игоревна "Личностно-ориентированный подход как основа формирования умений иноязычной письменной речи у учащихся старших классов"»

Личностно-ориентированный подход как основа формирования умений иноязычной письменной речи у учащихся старших классов

Обратимся к Федеральному государственному стандарту (ФГОС) основного общего образования по иностранному языку. Перед школой ставятся следующие цели в обучении иностранному языку:

  1. развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

  2. речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

  3. языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

  4. социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

  5. компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

  6. учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

  7. развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Указанные цели могут быть реализованы посредством формирования умений иноязычной письменной речи. Наиболее эффективным способом достижения этих целей будет являться обучение иностранному языку на основе положений личностно-ориентированном подхода.

По содержанию личностно-ориентированного образования включает в себя следующие компоненты образования:

  • аксиологический, целью которого необходимо считать знакомство обучающихся с ценностями, помощь им в выборе той системы ценностных ориентаций, которая отвечала бы их запросам;

  • когнитивный, целью которого является обеспечение обучающихся научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе;

  • деятельностно-творческий, целью которого является формирование у обучающихся разных способов творческих способностей;

  • личностный – в свою очередь, обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, а также овладение способами саморегуляции и формирование жизненной позиции.

Необходимо подчеркнуть, что в рамках личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку одним из основополагающих считается личностный компонент. В этом заключается существенное отличие от традиционного подхода к обучению иностранному языку, где приоритетное место занимает когнитивный компонент.

Обратимся к определению И.С. Якиманской, которая даёт определение личностно-ориентированному обучению следующим образом: «Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучающегося, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования».

За последние годы личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку становится все более популярным и одним из наиболее распространённых. Многие педагоги считают, что данный подход наиболее эффективен ввиду следующих причин.

Во-первых, развитие социума приводит к тому, что возрастает интерес к высокопродуктивной, интеллектуально развитой индивидуальности человека, эффективное раскрытие которой возможно в условиях основного общего образования.

Во-вторых, согласно оценкам психологов и социологов, современные обучающиеся более независимы в своих поступках, решениях и суждениях, нежели предыдущие поколения. Более того, они самостоятельны, что, в свою очередь, влияет на формирование подходов в обучении в старшей общеобразовательной школе.

Рассмотрим подробнее главное отличие личностно-ориентированного подхода от традиционного подхода при обучении иностранному языку - индивидуального. Известно, что индивидуальный и личностно-ориентированный подходы при обучении иностранному языку подразумевают учет индивидуальных особенностей обучающихся. Однако цели у данных подходов разные. Цель личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку выражается в развитии индивидуальности обучающегося, в то время как цель индивидуального подхода – освоение обучающимися социального опыта, т.е. знаний, умений и навыков, которые определены в типовых программах обучения и воспитания и являются обязательными для усвоения каждым обучающимся. Выбор личностно-ориентированного подхода обусловлен желанием способствовать проявлению и развитию обучающегося как яркую индивидуальность, а выбор индивидуального подхода заключается в направленности всего процесса на формирование типичных свойств обучающегося. В этом и состоит принципиальная разница данных подходов. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального образовательных подходов.

Таблица 1

Сравнительная характеристика личностно-ориентированного и индивидуального образовательных подходов



При рассмотрении личностно-ориентированного подхода стоит обозначить компоненты, из которых он состоит. Для этого дадим характеристику трем составляющим личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку.

В первый компонент входят такие основные понятия, которые в процессе обучения иностранному языку являются главным инструментом мыслительной деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода относятся:

  • индивидуальность – уникальность личности или группы личностей, неповторимое сочетание в них различных черт, как индивидуальных, так и общих, которые отличаются от других личностей;

  • личность – непрерывное изменение, которое является постоянной совокупностью индивидуальных свойств;

  • самоактуализированная личность – индивид, который стремится к нацеленному результату по становлению самого себя;

  • самовыражение – проявление личностью своих индивидуальных особенностей;

  • субъект – отдельно взятая личность, которая осознанно проявляет творчество и обладает свободой выбора;

  • субъектность – это совокупность качеств индивида, выраженная в индивидуальности свободой выбора;

  • Я-концепция – совокупность представлений индивида о себе, которая является основой для его жизнедеятельности;

  • педагогическая поддержка – процесс взаимодействия между учителем и учащимися.

Вторым компонентом являются основные правила построения процесса обучения иностранному языку и воспитания учащихся. Данные правила могут послужить основой индивидуального стиля педагога.

Рассмотрим подробнее принципы личностно-ориентированного подхода, выделенные профессором Е.Н. Степановым:

  1. Принцип самоактуализации. «Такие способности, как коммуникативные, интеллектуальные, художественные и физические, требуют актуализации».

  2. Принцип индивидуальности. Основной задачей урока считается создание таких условий, при которых происходит одновременное формирование индивидуальности личности ученика и учителя. Однако бессмысленно останавливаться только на раскрытии индивидуальных особенностей ученика. «Необходимо также содействовать их дальнейшему развитию. Иными словами, каждый обучающийся должен быть (стать) самим собой, при этом чувствовать себя комфортно в рамках своей индивидуальности».

  3. Принцип субъектности. Обладание субъектными полномочиями и правильное их использование в учебной деятельности является залогом индивидуальности. «Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания».

  4. Принцип выбора. «Педагогически целесообразно, чтобы обучающийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе».

  5. Принцип творчества и успеха. Благодаря творческой деятельности на уроках иностранного языка учащиеся выявляют свои способности, а также узнают о «сильных» сторонах своей личности. «Для обучающегося важно увидеть достижение успеха в том или ином виде деятельности для формирования позитивной Я-концепции личности». Это является стимулом для дальнейшего самосовершенствования, а также развивает такие важные навыки, как навыки работы в команде.

  6. Принцип доверия и поддержки. Такие положительные качества учителя, как «вера в обучающегося, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению, должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля». Ведь именно внутренняя мотивация занимает почетное место в достижении успеха обучения, а не внешняя.

Третьим компонентом личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку считается технологическая сторона процесса обучения иностранному языку, которая состоит из наиболее эффективных приемов и способов. Согласно профессору Е.В. Бондаревской, личностно-ориентированный подход имеет требования в разрезе диалогичности, деятельностно-творческого характера, направленности на поддержку индивидуального развития учащегося, предоставления учащемуся свободы для принятия самостоятельных решений, творчества.

Исследователи из Санкт-Петербурга Е.И. Казакова и А.П. Тряпицына полагают, что «метод создания ситуации успеха является важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности».

Представим составляющие личностно-ориентированного подхода в виде таблицы.

Т аблица 2

Составляющие личностно-ориентированного подхода


Необходимо отметить, что при учете всех особенностей, касающихся сущности, строения и структуры личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку, учитель имеет возможность моделирования и конструирования конкретных учебных занятий более целенаправленно и эффективно. При этом, более результативно обеспечивая и поддерживая процессы самосовершенствования личности. Стоит отметить, что на сегодняшний день это становится особенно важным при подготовке к уроку иностранного языка в старших классах. Как известно, успех усвоения иностранного языка зависит не только от профессиональной подготовки педагога, но и от индивидуальных особенностей ученика. Поэтому, необходимо заметить, что «пренебрежение одним из компонентов личностно-ориентированного подхода при планировании урока иностранного языка недопустимо».

Рассмотрим более подробно цели и задачи личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку.

Целью личностно-ориентированного подхода при обучении иностранному языку является «заложение в обучающемся механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией».

Иными словами, возникла потребность в создании таких условий, которые позволят взаимодействовать с каждым в отдельности взятым учеником с учетом его индивидуальных возможностей, потребностей и интересов. При этом процесс обучения является единым целым, без перевесов в сторону одного из обучающихся.

Развитие личности современного школьника основано на расширении спектра его возможностей и, впоследствии, желаний, стремлений познавательной и социальной активности. Таким образом, в рамках данного подхода процесс образования нацелен на формирование, расширение, развитие стремлений обучающихся.

«Стоит обратить внимание на то, что речь идет не о формировании каких-либо качеств, заранее заданных педагогом, а о помощи обучающемуся в развитии качеств, способностей и возможностей, заложенных в нем изначально».

Представляем следующие задачи, которые обуславливают технологию личностно-ориентированного обучения иностранному языку:

  • заинтересовать каждого учащегося иностранным языком и обеспечить его развитие в условиях взаимопонимания и взаимопомощи;

  • развить творческий потенциал учеников;

  • развить индивидуальные познавательные способности каждого обучающегося;

  • помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться;

«В трактовке личностно-ориентированного образования наиболее концентрированно выражена мысль о том, что оно должно предстать в образовательной системе как средство дифференциации и индивидуализации обучения».

Согласно цели личностно-ориентированного подхода в процессе обучения иностранному языку определяются и его основные функции:

  • гуманитарная, которая заключается в «признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознании смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала».

  • культурообразующая, которая заключается в сохранении, передаче, воспроизводстве и развитии культуры. «Механизмами реализации данной функции являются культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом»;

  • социализация, направленная на получение индивидуального опыта для взаимодействия с социумом. «Механизмами реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения».

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что личностно-ориентированный подход при обучении иностранному языку не является синонимом индивидуального подхода, цель которого выражена в формировании знаний, умений, навыков, определенных в программах обучения и воспитания. В то время как целью личностно-ориентированного подхода будет являться развитие личности, личностных качеств ученика. При осуществлении данной цели роль учителя меняется, и теперь главной задачей педагога станет создание благоприятной среды и условий, в которых процесс обучения позволит каждому ученику раскрыть и развить индивидуальные особенности, основываясь на уже имеющемся индивидуальном опыте. Таким образом, педагог, прежде всего, становится партнером и координатором в процессе обучения. Реализуя личностно-ориентированный подход, создается ситуация выбора у учащегося – он причастен к выбору вида и формы работы, средства и способа образования. Более того, в процессе самого обучения ученики обучаются учиться, развивают способы и стратегии познания, и, в качестве результата, самостоятельная работа обучающегося постепенно становится самообучением, саморазвитием и самореализацией. Реализация данного подхода эффективна при формировании навыков письменной речи в старших классах.