Ветер, ветер, ветер. В почерневший сад. Тучи. Тучи. Тучи Грустные сидят. Льется дождь колючий. Мокрый листопад. Взрослые и дети По небу летят.
Тучи. Тучи. Тучи По небу летят. Льется дождь колючий. В почерневший сад. Ветер, ветер, ветер. Мокрый листопад. Взрослые и дети Грустные сидят.
Стили речи
Узнать о... Познакомиться с...
стилях речи
С разговорным,
Научным,
художественным стилем
и их характеристиками
Выбор стиля речи
В официальной обстановке
Где говорим?
В неофициальной обстановке
Речевая
ситуация
С одним человеком
С кем ?
С большой аудиторией
С какой целью?
Общение
Сообщение
Воздействие
Стили речи (где? с кем? зачем?)
Книжные Разговорный
общение
( разговорные слова, неполные
предложения,диалог )
НАУЧНЫЙ-
сообщение
(термины)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ –
воздействие
(образные слова)
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ
(сообщение)
(особые слова и обороты)
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ
сообщение информации , воздействие
(общественно-политическая лексика,совмещение
торжественной лексики и разговорных средств )
Разговорный стиль
- Особенности разговорного стиля
Цель - общение
C фера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми,
сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных.
- Мы не всегда знаем, о чём будем говорить.
- Мы не знаем , какие слова подберём.
- Мы должны видеть и слышать участника разговора.
Стилевые черты
Языковые средства : ограничен состав книжных слов,много просторечных
слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких
предложений, богатство интонаций.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Сфера употребления – язык художественной литературы .
Цель использования – создание художественного образа,
эмоционально – эстетическое воздействие.
Художественный стиль отличается образностью,
широким использованием изобразительно –вырази-
тельных средств языка.
Языковые средства :
1.Эпитеты , сравнения, метафоры,
гипербола и т. д.
2.Стилистические фигуры ( фигуры
речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация ,
инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об-
ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора.
1 .Предназначен для создания художественных,
поэтических образов , эмоционально – эстетического
воздействия , и все языковые средства , включаемые
в художественное произведение, подчиняются задачам
данного стиля.
Публицистический стиль
- Публицистика - особый тип литературных произведений , в ко-
- торых освещаются, разъясняются
- актуальные вопросы общественно-
- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стиль
- Сфера употребления – стиль радио , телевидения , газетных , журнальных статей .
- Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя .
- Жанры : информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья,
- рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон .
ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД.
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Сфера употребления - используется в официальной обста-
новке ( сфера законодательства , делопроизводства,
административно –правовой деятельности ).
Цель – сообщение , информирование .
Основные жанры : законы , приказы , постановления
резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции,
объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт ,
докладная…)
Особенности языка:
1.Официально – деловая лексика
2.Устойчивые , стандартизированные
обороты речи
3.Точность,не допускающая иного
толкования .
Научный стиль речи
ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ
Особенности языка:
1.Научность, употребление научной лексики, терминов, проффессионализмов.
2.Обобщенность
3.Точность.
Стилевые черты : логичность изложения , отвлечённость и обобщённость ,
точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
РЕФЛЕКСИЯ
- - Какова была цель?Найдено решение, ответ? - Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? - Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. - Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Домашнее задание
упр. 18 параграф 5 Составить лингвистическую сказку на тему: «Жили-были стили речи»