Тема: « Суровое детство войны»
Цель: расширять представления обучающихся о подвиге и героизме, способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений, воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в войне и благодарность воинам, защищающим Родину.
Задачи:
-способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, об истории своей страны;
-формировать чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины, к памяти людей, перенёсших тяготы войны;
-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к России, к подвигам наших предков и современников.
Ход занятия
Уч-ся 1:
Война…Суровее нет слова. Война…Священнее нет слова.
Война…Печальнее нет слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть…и нет…
Уч-ся 2:
На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую,
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Уч-ся 3:
Вот сорок первый год, конец июня,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.
Уч-ся 4:
И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.
Уч-ся 1:
В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая – всенародный День Победы и Славы, символ неразрывной памяти всех поколений. Мы должны не просто знать о том, как солдаты спасали целый мир от катастрофы, мы обязаны помнить, какой ценой она досталась нашим дедам и прадедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за Великую Победу.
Уч-ся 2:
1418 дней шла ожесточённая война. Это были дни лишений, потерь и тяжёлого труда. Разорены сёла, превращены в руины города, выжжены нивы. Оборваны мечты и надежды людей. Но в тоже время это были годы невиданного мужества и просто невероятной стойкости. До последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови….
Уч-ся 3:
Память…. Она вечная. Она смотрит на нас с фронтовых фотографий, говорит строками из пожелтевших от времени вырезок газет и журналов, не даёт померкнуть ни одной истории Победы над фашизмом, описывая подвиги всего народа, от мала до велика, в произведениях художественной литературы.
Уч-ся 4:
Мы находим такие заметки, статьи, рассказы, просматриваем документальные фильмы. Чем больше мы узнаём о тех страшных годах, тем сильнее сжимается сердце. Фашисты не щадили никого. Миллионы людей погибли на полях сражений от вражеских пуль и осколков снарядов. Не щадили и мирных жителей: женщин, стариков и детей.
Уч-ся 1:
В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет уже осознали причастность своей судьбы к судьбе всего Отечества, осознали себя частицей великого народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым. На борьбу с захватчиками встала вся страна.
( Звучит песня «Священная война», сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)
На сцену выходят ребята. Они одеты по-осеннему или по-зимнему: валенки, стёганки, платки, ушанки и т.д. Мальчишки и девчонки 40 – х годов.
- Что теперь будем делать? Как жить?
-Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
-Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – полка нет!
- Так уж сразу и полка?
- Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
- А я буду сержантом, как мой отец.
- А на каком он фронте?
- Погиб под Смоленском…(Пауза)
Уч-ся 2:
Я часто думаю о тех ребятах, которые прямо из школьников шагнули в солдаты, которые ничего не успели в жизни. Кроме одного: спасти нашу землю. А ведь они – мои ровесники.
Уч-ся 3:
А я преклоняюсь перед храбростью Лёни Голикова. Вчерашний школьник отправился со своим учителем в партизанский отряд. Вскоре пионер Голиков получил первое боевое задание – разведать расположение фашистских войск в прилегающих к лесу населённых пунктах. Партизаны одели Лёню в лохмотья, дали старую сумку. Совсем как нищий. Под видом сбора милостыни он точно замечал, где и сколько солдат, пушек, машин. Разведка была удачной. Мальчугана действительно принимали за сироту. Его даже зазвали в немецкую офицерскую столовую и дали поесть. А после ухода под пустой тарелкой была обнаружена записка: «Здесь обедал партизан Голиков. Трепещите, гады!»
С каждым разом юный разведчик получал всё более трудные задания. Но однажды Лёнька, так его звали бойцы, не вернулся с задания. Партизаны поклялись отомстить фашистам за гибель своего товарища.
Уч-ся 4:
В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками и на фронтах, и в партизанских отрядах, и в тылу. Никогда не будут забыты ребята – герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и многие, многие другие.
Не могу не вспомнить сегодня историю шестиклассника Васи Коробко, который вступил в отряд партизан и стал разведчиком-подрывником. Только вдумайтесь в эти цифры! На его личном счету девять пущенных под откос фашистских поездов, около четырёхсот уничтоженных гитлеровцев.
(Звучит песня о пионерах – героях А.Пахмутовой, Н.Добронравова)
Уч-ся 1:
Очень трогательно описывал Б.Полевой в своём произведении «Судьба человека» подвиги обычных деревенских мальчишек. Главный герой Алексей Маресьев, перенёсший все трудности и испытания, бывший на грани жизни и смерти, был поражён жителями деревни Плавни. Фашисты их лишили всего, что нажито было трудом многих поколений. Жили люди теперь в лесной чаще, терпели бедствия, голодали, а колхоз не развалили. Во многом помогали мальчишки. Худенькие, оборванные, голодные ребята рисковали жизнью, но ходили на старые пепелища и в углях пожарищ выкапывали плуги, чтобы весной начать пахать и засевать поля.
Уч-ся 2:
А какой ценой измерять подвиги мальчишек с алыми пагонами. Кто они? Это первые суворовцы. Слёзы наворачиваются, когда читаешь их жизненные истории. Вот как о себе рассказывал один из ребят: «Осиротел рано. Мать умерла, когда мне было семь лет. Отец – лейтенант умер в госпитале. Жил у дедушки в рабочем посёлке. Потом туда ворвались фашисты. Мучили жителей, живьём сожгли тётю. Приходилось прятаться в лесу…»
На счету суворовских мальчишек так же немало героических подвигов. Тринадцатилетний партизан Коля Мищенко провёл во вражеский тыл группу советских разведчиков. Костя Кравчук спас два боевых знамени. Володя Валахов с гранатой в руках заставил сдаться в плен группу гитлеровцев.
(Просмотр видеоролика о детях - героях Великой Отечественной войны( на выбор учителя)
(htthttps://yandex.ru/video/preview/12029040890172244333
ps://yandex.ru/video/preview/624909001313970
https://rutube.ru/video/38c0b0675ac9734b1984582fd0eda5aa/?r=plemwd
https://rutube.ru/video/38c0b0675ac9734b1984582fd0eda5aa/?r=plemwd
https://rutube.ru/video/3d56b7593a6bfab5d9ec5f3fb5239e03/?r=plemwd).
Уч-ся 3:
Сложно даже представить, как тяжело жилось детям блокадного Ленинграда. Когда-то смешные, весёлые, озорные ребята стали самыми тихими детьми. Они разучились шалить, улыбаться, смеяться, плакать. «Есть было нечего. Детям давали по 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки. Люди умирали от голода», -писала в своём дневнике одна девочка.
Уч-ся 4:
Зверствам фашистов не было предела. В чём вина двухлетних малышей Миши Желобковича, Лены Мироновой, Вовы Карабана из белорусской деревни? Они ведь не «партизанили», толком и говорить ещё не научились. Всё население Хатыни согнали в один из сараев, заперли дверь, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от людских мук.
Разве это можно забыть? Разве это можно простить?
Уч-ся 1:
Как нельзя простить зверские пытки и казнь юных молодогвардейцев. Самые смелые, отважные, сообразительные ребята объединились в антифашистскую организацию «Молодая гвардия». Они давали клятву верности и обещали мстить за кровь и смерть советских людей. Эту клятву сдержали до последнего дня своей жизни. Немцы и предположить не могли, что такие сложные операции, такие героические поступки совершают юноши и девушки.
(Просмотр видеоролика о героях - молодогвардейцах ( на выбор учителя)
https://yandex.ru/video/preview/13814327964207572021
https://vkvideo.ru/video-127577972_456239627?ref_domain=yastatic.net
https://vkvideo.ru/video-202900533_456239019?ref_domain=yastatic.net).
Уч-ся 2:
Можно бесконечно вспоминать о жизни детей, подростков, юношей и девушек в годы Великой Отечественной войны. Тысячи подвигов. Миллионы смертей. Многое трудно осознать. Наш народ победил. Но до сих пор кровоточат душевные раны у доживших до наших дней ветеранов, у родных и близких, получивших прострелянные похоронки, у рано поседевших детей войны, которые наравне со взрослыми приближали Великую Победу. Сегодня война напоминает о себе тысячами обелисков и братских могил. Они святыня нашей памяти.
Уч-ся 3:
Эта память – верьте, люди-
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем,
Вновь прийдёт война.
Уч-ся 4:
Поэтому каждый год 9 Мая мы несём цветы ветеранам, склоняемся в почтении перед памятниками погибшим солдатам, благодаря за мирное небо, за жизнь, за счастье и свободу.
Уч-ся 1:
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
( Возложение цветов к могиле неизвестного солдата)