СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Суровое детство войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суровое детство войны

Просмотр содержимого документа
«Суровое детство войны»

Тема: « Суровое детство войны»

Цель: расширять представления обучающихся о подвиге и героизме, способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений, воспитывать чувство гордости за победу нашего народа в войне и благодарность воинам, защищающим Родину.

Задачи:

-способствовать получению и расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне, об истории своей страны;

-формировать чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины, к памяти людей, перенёсших тяготы войны;

-воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, любви и уважения к России, к подвигам наших предков и современников.




Ход занятия



Уч-ся 1:

Война…Суровее нет слова. Война…Священнее нет слова.

Война…Печальнее нет слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть…и нет…

Уч-ся 2:

На нашу милую и горделивую,

На нашу Родину счастливую,

На наш родимый, мирный край,

Напал фашистский негодяй!

Уч-ся 3:

Вот сорок первый год, конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война.

Уч-ся 4:

И шла война четыре долгих года.

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить,

А нас в рабов послушных превратить.



Уч-ся 1:

В истории каждого народа есть события, даты, которые должны сохраняться в народной памяти навеки. Для нашей страны такой датой стало 9 мая – всенародный День Победы и Славы, символ неразрывной памяти всех поколений. Мы должны не просто знать о том, как солдаты спасали целый мир от катастрофы, мы обязаны помнить, какой ценой она досталась нашим дедам и прадедам. Мы обязаны сохранить народную гордость за Великую Победу.

Уч-ся 2:

1418 дней шла ожесточённая война. Это были дни лишений, потерь и тяжёлого труда. Разорены сёла, превращены в руины города, выжжены нивы. Оборваны мечты и надежды людей. Но в тоже время это были годы невиданного мужества и просто невероятной стойкости. До последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови….

Уч-ся 3:

Память…. Она вечная. Она смотрит на нас с фронтовых фотографий, говорит строками из пожелтевших от времени вырезок газет и журналов, не даёт померкнуть ни одной истории Победы над фашизмом, описывая подвиги всего народа, от мала до велика, в произведениях художественной литературы.

Уч-ся 4:

Мы находим такие заметки, статьи, рассказы, просматриваем документальные фильмы. Чем больше мы узнаём о тех страшных годах, тем сильнее сжимается сердце. Фашисты не щадили никого. Миллионы людей погибли на полях сражений от вражеских пуль и осколков снарядов. Не щадили и мирных жителей: женщин, стариков и детей.

Уч-ся 1:

В те горестные годы войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10 – 14 лет уже осознали причастность своей судьбы к судьбе всего Отечества, осознали себя частицей великого народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым. На борьбу с захватчиками встала вся страна.

( Звучит песня «Священная война», сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

На сцену выходят ребята. Они одеты по-осеннему или по-зимнему: валенки, стёганки, платки, ушанки и т.д. Мальчишки и девчонки 40 – х годов.

- Что теперь будем делать? Как жить?

-Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.

-Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь – полка нет!

- Так уж сразу и полка?

- Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.

- А я буду сержантом, как мой отец.

- А на каком он фронте?

- Погиб под Смоленском…(Пауза)

Уч-ся 2:

Я часто думаю о тех ребятах, которые прямо из школьников шагнули в солдаты, которые ничего не успели в жизни. Кроме одного: спасти нашу землю. А ведь они – мои ровесники.

Уч-ся 3:

А я преклоняюсь перед храбростью Лёни Голикова. Вчерашний школьник отправился со своим учителем в партизанский отряд. Вскоре пионер Голиков получил первое боевое задание – разведать расположение фашистских войск в прилегающих к лесу населённых пунктах. Партизаны одели Лёню в лохмотья, дали старую сумку. Совсем как нищий. Под видом сбора милостыни он точно замечал, где и сколько солдат, пушек, машин. Разведка была удачной. Мальчугана действительно принимали за сироту. Его даже зазвали в немецкую офицерскую столовую и дали поесть. А после ухода под пустой тарелкой была обнаружена записка: «Здесь обедал партизан Голиков. Трепещите, гады!»

С каждым разом юный разведчик получал всё более трудные задания. Но однажды Лёнька, так его звали бойцы, не вернулся с задания. Партизаны поклялись отомстить фашистам за гибель своего товарища.

Уч-ся 4:

В годы Великой Отечественной войны тысячи юных патриотов помогали бороться с немецко-фашистскими захватчиками и на фронтах, и в партизанских отрядах, и в тылу. Никогда не будут забыты ребята – герои: Лёня Голиков, Володя Дубинин, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и многие, многие другие.

Не могу не вспомнить сегодня историю шестиклассника Васи Коробко, который вступил в отряд партизан и стал разведчиком-подрывником. Только вдумайтесь в эти цифры! На его личном счету девять пущенных под откос фашистских поездов, около четырёхсот уничтоженных гитлеровцев.

(Звучит песня о пионерах – героях А.Пахмутовой, Н.Добронравова)

Уч-ся 1:

Очень трогательно описывал Б.Полевой в своём произведении «Судьба человека» подвиги обычных деревенских мальчишек. Главный герой Алексей Маресьев, перенёсший все трудности и испытания, бывший на грани жизни и смерти, был поражён жителями деревни Плавни. Фашисты их лишили всего, что нажито было трудом многих поколений. Жили люди теперь в лесной чаще, терпели бедствия, голодали, а колхоз не развалили. Во многом помогали мальчишки. Худенькие, оборванные, голодные ребята рисковали жизнью, но ходили на старые пепелища и в углях пожарищ выкапывали плуги, чтобы весной начать пахать и засевать поля.

Уч-ся 2:

А какой ценой измерять подвиги мальчишек с алыми пагонами. Кто они? Это первые суворовцы. Слёзы наворачиваются, когда читаешь их жизненные истории. Вот как о себе рассказывал один из ребят: «Осиротел рано. Мать умерла, когда мне было семь лет. Отец – лейтенант умер в госпитале. Жил у дедушки в рабочем посёлке. Потом туда ворвались фашисты. Мучили жителей, живьём сожгли тётю. Приходилось прятаться в лесу…»

На счету суворовских мальчишек так же немало героических подвигов. Тринадцатилетний партизан Коля Мищенко провёл во вражеский тыл группу советских разведчиков. Костя Кравчук спас два боевых знамени. Володя Валахов с гранатой в руках заставил сдаться в плен группу гитлеровцев.

(Просмотр видеоролика о детях - героях Великой Отечественной войны( на выбор учителя)

(htthttps://yandex.ru/video/preview/12029040890172244333

ps://yandex.ru/video/preview/624909001313970

https://rutube.ru/video/38c0b0675ac9734b1984582fd0eda5aa/?r=plemwd

https://rutube.ru/video/38c0b0675ac9734b1984582fd0eda5aa/?r=plemwd

https://rutube.ru/video/3d56b7593a6bfab5d9ec5f3fb5239e03/?r=plemwd).

Уч-ся 3:

Сложно даже представить, как тяжело жилось детям блокадного Ленинграда. Когда-то смешные, весёлые, озорные ребята стали самыми тихими детьми. Они разучились шалить, улыбаться, смеяться, плакать. «Есть было нечего. Детям давали по 125 граммов хлеба из смеси опилок и муки. Люди умирали от голода», -писала в своём дневнике одна девочка.

Уч-ся 4:

Зверствам фашистов не было предела. В чём вина двухлетних малышей Миши Желобковича, Лены Мироновой, Вовы Карабана из белорусской деревни? Они ведь не «партизанили», толком и говорить ещё не научились. Всё население Хатыни согнали в один из сараев, заперли дверь, обложили соломой, облили бензином и подожгли. Огромное зловещее пламя взметнулось в небо. В дыму задыхались и плакали дети. Тех, кто пытался вырваться из огня, каратели расстреливали из автоматов. Хатынская земля потемнела от крови, содрогалась от людских мук.

Разве это можно забыть? Разве это можно простить?

Уч-ся 1:

Как нельзя простить зверские пытки и казнь юных молодогвардейцев. Самые смелые, отважные, сообразительные ребята объединились в антифашистскую организацию «Молодая гвардия». Они давали клятву верности и обещали мстить за кровь и смерть советских людей. Эту клятву сдержали до последнего дня своей жизни. Немцы и предположить не могли, что такие сложные операции, такие героические поступки совершают юноши и девушки.

(Просмотр видеоролика о героях - молодогвардейцах ( на выбор учителя)

https://yandex.ru/video/preview/13814327964207572021

https://vkvideo.ru/video-127577972_456239627?ref_domain=yastatic.net

https://vkvideo.ru/video-202900533_456239019?ref_domain=yastatic.net).



Уч-ся 2:

Можно бесконечно вспоминать о жизни детей, подростков, юношей и девушек в годы Великой Отечественной войны. Тысячи подвигов. Миллионы смертей. Многое трудно осознать. Наш народ победил. Но до сих пор кровоточат душевные раны у доживших до наших дней ветеранов, у родных и близких, получивших прострелянные похоронки, у рано поседевших детей войны, которые наравне со взрослыми приближали Великую Победу. Сегодня война напоминает о себе тысячами обелисков и братских могил. Они святыня нашей памяти.

Уч-ся 3:

Эта память – верьте, люди-

Всей земле нужна…

Если мы войну забудем,

Вновь прийдёт война.


Уч-ся 4:

Поэтому каждый год 9 Мая мы несём цветы ветеранам, склоняемся в почтении перед памятниками погибшим солдатам, благодаря за мирное небо, за жизнь, за счастье и свободу.

Уч-ся 1:

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


( Возложение цветов к могиле неизвестного солдата)