Задачи |
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | Коррекционно-развивающие |
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; -воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. | -развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать; -развивать у учащихся познавательного способа действия, ориентированного на поиск и выделение информации; - развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию оценивать свою деятельность, работать с материалом предварительного чтения, выстраивать алгоритм действий; | -познакомить обучающихся с существительными, которые имеют форму только множественного числа, научить находить существительные в тексте; - использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа; - включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный. - предупреждать речевые ошибки. | -формировать навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, - формировать умение правильно использовать дидактический материал ; - развивать приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - развивать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности; - развивать вербальные и невербальные средства общения. |
Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Коррекционно-развивающие |
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - сформирован интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. | Регулятивные УУД: - умеют ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей; - умеют оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности | -обучающиеся научатся находить существительные, которые имеют форму только множественного числа; - использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа; - включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный. - предупреждать речевые ошибки. | - используют навыки рельефно-точечного письма и чтения по системе Л. Брайля, -сформированы умения правильно использовать дидактический материал ; - используют приемы и способы ориентировки в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе). - умеют использовать сохранные анализаторы и компенсаторные способы деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; - развивать умение адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; - расширяют представления о предметах и явлениях окружающей действительности через чтение и письмо текстов; - развивают вербальные и невербальные средства общения. |
Познавательные УУД: - умеют находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. |
Коммуникативные: умение осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи. - умеют организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; - умеют принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником. |
Словесный метод; практические методы, методы контроля и самоконтроля; метод стимулирования , фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальные задания.
Рабочие тетради обучающихся, прибор для письма по Брайлю, раздаточный материал.
Ладыженская Т.А., Баранов М. Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2017.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Приветствие учащихся: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу удачи и хорошего настроения! Откроем рабочие тетради запишем дату, вид работы. | Здороваются с учителем и улыбаются друг другу и учителю. |
2.Актуализация изученного. Фронтальная письменная работа | Учитель проводит диктант с взаимопроверкой. Актуализация знаний учащихся о написании гласных в суффиксах ик-ек имён существительных. Диктант с взаимопроверкой: горошек, годик, вопросик, бантик, дождик, мячик, нолик, орешек. | записывают существительные, выделяют суффиксы, вспоминают алгоритм написания суффиксов ИК и ЕК, осуществляют взаимопроверку. |
3.Создание проблемной ситуации. Открытие нового знания. Фронтальная устная работа. | Учитель подводит учащихся к осознанию противоречия. 1.Какой частью речи являются данные слова? (Существительные) 2. Что мы узнали нового или повторили на прошлом уроке, изучая тему «Имя существительное? (имеют форму единственного и множественного числа) Давайте поиграем в игру «Верни слово». Я вам буду называть слово во множественном числе, а вы мне возвращать в единственном (ученики- ученик, столы- стол, гости – гость, каникулы-…, ножницы -…, духи…, - консервы…). 4.Почему не смогли вернуть мне слова каникулы, ножницы, духи, консервы?) 5.Какое же мы можем сделать открытие? Открытие. Не все существительные могут иметь два числа: единственное и множественное. Есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. - Какова же будет тема нашего урока? Запишем ее в тетради и на доске: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». На доске записывает тему ученик, который ее «открыл». | 1. Осознают противоречие и делают открытие. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Выявляют проблему, которую надо решить. 4. Записывают тему урока: Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
4. Постановка учебной задачи. Фронтальное обсуждение. | Учитель вместе с учащимися формулирует цели урока. Какими могут быть цели нашего урока? Попробуем сформулировать вместе. находить существительные, которые имеют форму только множественного числа; использовать в речи существительные, имеющие форму только множественного числа. | Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. |
Динамическая пауза (этап физической разрядки). | Учитель включает музыку. | Учащиеся выполняют разминку. |
5. Первичное закрепление. Работа в парах. | Учитель организует поисковую работу. Просматривает правильность выполнения и дает рекомендации. Работа в парах. 1 задание Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа. Занятия, уроки-каникулы праздник-будни рассвет-сумерки оттепель-заморозки 2задание Учитель организует работу учащихся с упражнением № 509, контролирует выполнение работы. Упражнение № 509 Запишите имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Продолжите перечисление названий: 1) орудий труда, инструментов;2) игр; 3) веществ. Грабли, плоскогубцы, … Горелки, жмурки, … Дрожжи, чернила, … | Учащиеся выполняют задание: подбирают к существительным антонимы, которые употребляются только в форме множественного числа. Корректируют результаты деятельности в парах на основе правильных ответов учащихся. |
Учащиеся выполняют упражнение № 509: записывают существительные, имеющие форму только множественного числа, продолжают перечисление названий по группам. |
6.Самостоятельная работа с проверкой. Игра | Учитель организует игру «Найди четвертое лишнее» 1.Джинсы, штаны, юбки, шорты 2.Соки, супы, макароны, напитки 3. Шашки, шахматы, викторины, прятки 4. Сумерки, потёмки, сутки, дни | Слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности. |
7.Включение новых знаний в систему. Работа в группах. | Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Попробуйте составить кластер по теме « Число имен существительных» Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли мы эту цель? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. |
8.Рефлексия. | Устно: Сегодня на уроке я узнал, что… Урок помог мне… Урок был интересным, потому что… После урока мне захотелось… Я хочу похвалить себя за… | |
9. Домашнее задание. | Домашнее задание: Запишите предложения. Определите число существительных и названия групп, к которым они относятся. Постарайтесь вспомнить, из каких произведений эти предложения. ( на «5») 1. И вмиг ворота на запор. 2. Пустился мой хитрец в переговоры. 3. Очки не действуют никак. 4. Он спросил себе щей с мясом. Упражнение № 511( на «4») | Делают выбор, записывают домашнее задание. |